Пол А. Сукуп SJ
В XXI веке цифровая культура стала новым ареопагом для христианской миссии. Интернет больше не просто средство коммуникации, а пространство веры, диалога и ученичества. Церковь, отвечая на вызов эпохи, ищет пути присутствия в этом мире сетей и алгоритмов — мира, где наряду с рисками открываются невиданные возможности для благовестия. Юбилей цифровых миссионеров и католических инфлюенсеров, прошедший в Риме летом 2025 года, показал: миссия Церкви в онлайне набирает зрелость и становится подлинным выражением синодального духа — общения, распознавания и служения.
***
Онлайновое пространство, с его пестротой, возможностями и вызовами, стало культурной матрицей для церковной миссии в мире. Присутствие Церкви в цифровой культуре уже исчисляется годами и все же остается преимущественно делом одиночек и молодежи, хотя, начиная с Папы Бенедикта XVI, Святой Престол использует соцсети и создает сайты, предназначенные главным образом для молодого поколения. За этими комплексными цифровыми усилиями Церкви стоит то, что кардинал Эвери Даллес назвал общинной церковной моделью, в центре которой — народ Божий[1]. Феномен присутствия Церкви в цифровом пространстве развивается большей частью как инициатива снизу, руководимая отдельными пользователями соцсетей, и сами себя они обычно называют «цифровыми миссионерами».
Синод о синодальности указал на значимость цифровой реальности. В Итоговом докладе по первой сессии читаем: «Цифровая культура знаменует собой важную перемену в том, как мы воспринимаем реальность и строим отношения с самими собой, друг с другом, с окружающей средой и даже с Богом. […] Следовательно, цифровая культура — не столько площадка, отдельная от миссии, сколько ключевое измерение церковного свидетельства в современной культуре»[2]. Заключительный документ Синода развивает эту мысль, призывая синодальную Церковь к действию: «Распространение цифровой культуры, особенно заметное среди молодежи, существенно меняет восприятие пространства и времени, влияет на повседневные дела, общение и межличностные отношения, в том числе на веру», неся с собой одновременно и новые возможности, и риски. Синод рекомендует Церкви «выделять ресурсы на то, чтобы цифровая среда была местом для пророчества, для миссии и благовестия», и призывает местные Церкви поощрять и сопровождать «тех, кто миссионерствует в цифровой среде». Синод также рекомендует «общинам и цифровым христианским группам, в частности молодежным, […] размышлять над тем, как они завязывают узы принадлежности, поддерживают общение и диалог, учат на равных, выстраивая синодальную модель Церкви». В самом деле, цифровой мир предлагает еще один эффективный способ «жить в синодальном измерении Церкви»[3]. Участие в сегодняшней цифровой культуре — дело для всей Церкви, задача для всех ее членов.
В этой статье рассмотрим церковное участие в цифровой культуре под двумя углами: расскажем о Юбилее цифровых миссионеров и католических инфлюенсеров (июль 2025 года), и поразмышляем о цифровом мире в свете четырех ключевых тем Синода.
Юбилей цифровых миссионеров и католических инфлюенсеров
Прислушавшись к призыву Синода освоить цифровую культуру, ватиканский Департамент коммуникации содействовал проведению Юбилея цифровых миссионеров и католических инфлюенсеров (Рим, 28–29 июля 2025 года). Созванная накануне Молодежного юбилея, эта встреча собрала почти тысячу человек из 75 стран. Участники считают себя католическими инфлюенсерами, работают на таких платформах, как YouTube, Instagram, TikTok, Facebook, WhatsApp, Telegram и т. д. Картинки, хэштеги и описания цифрового присутствия более чем 300 участников доступны на сайте Юбилея (www.digitalismissio.org/#participants). В целом они демонстрируют облик Церкви, отличный от того, какой мы привыкли видеть на официальных сайтах: участники молоды, многим от 20 до 40 лет; большинство миряне; принадлежат к очень разным культурным кругам. Организаторы Юбилея описали его так: «Этот Юбилей — для всех тех, кто благовествует в цифровой среде, делится Евангелием в соцсетях, блогах, на каналах, в приложениях. Это возможность обмениваться опытом и усиливать нашу общую миссию. […] Давайте объединим усилия по поддержке, наставлению и поощрению тех, кто призван благовествовать на цифровых платформах»[4]. Это уже вторая подобная встреча, первая состоялась в 2023 году и была приурочена ко Всемирному дню молодежи в Лиссабоне.
Размышление
Два Юбилейных дня состояли из размышлений и духовных занятий. Поучаствовав в богослужениях в нескольких римских церквях, участники собрались в зале на ул. Кончильяцьоне. Вступительные приветствия обозначили тему: роль цифровых миссионеров и евангелизаторов в жизни Церкви. Выступили с речами кардинал Пьетро Паролин, государственный секретарь Святого Престола; монсеньор Рино Физикелла, заместитель префекта Ведомства евангелизации; профессор Паоло Руффини, префект Ведомства коммуникации; монсеньор Лусио Руис, секретарь того же ведомства. Они пожелали участникам отвечать на свое призвание, ставя Иисуса в центр жизни и работы. Далее собрание размышляло над ролью слова Божия в цифровой жизни и деятельности, этим заседанием руководил о. Давид МакКаллум SJ, соучредитель программы Созерцательные лидеры в действии. Поскольку и теория, и практика цифровых миссионеров исходят из призвания, из христианского образа жизни, не следует ограничиваться передачей информации, надо строить отношения как со своими подписчиками, так и с пастырской командой, группой распознавания.
Отец Антонио Спадаро SJ, заместитель секретаря Департамента культуры и образования и известный автор в области цифрового богословия, призвал католических влиятелей создавать иной цифровой мир: «Вы здесь не для того, чтобы получить стратегию католической коммуникации, не чтобы повысить свою эффективность […]; мы призваны воспламенить то, что кажется потухшим: гореть, а не функционировать». Он напомнил, что интернет — это место воплощения, что лучший контент рождается из того, что пылает у нас внутри и чем мы не можем не делиться с другими. «Ты не алгоритм, ты душа»; алгоритм может много знать о пользователях, но ему не ведомы их души, он не знает, что побуждает их любить. Католический инфлюенсер должен творить, как творит Евангелие: «Ты не бренд, ты благословение».
Далее о. Спадаро процитировал Послание Папы Франциска ко Всемирному дню социальных коммуникаций 2014: «Христианское свидетельство — не шквал религиозных сообщений, а готовность отдавать себя другим, терпеливо и уважительно отвечая на их вопросы и сомнения в поисках истины и смысла жизни»[5]. Поэтому цифровые миссионеры должны не гнаться за «подписчиками, а быть для всех братьями». Интернет может и должен быть пространством сострадания: «Даже так называемая католическая коммуникация, если утрачивает сострадание — разлучает. Коммуникация разлучает, хуже не придумаешь. Мы должны выйти из этой парадигмы».
Вспомнил о. Спадаро и о том, что сказал Папа Лев XIV на первой встрече с журналистами: «Коммуникация — это не только передача сведений, но создание культуры, человеческой и цифровой среды для диалога и общения»[6]. Заключительный совет отца Спадаро звучал так: «Оставайтесь людьми, даже когда вас критикуют, или игнорируют, или хвалят. Стойте твердо: да, на связи, но главное — пусть ваши корни будут в Боге, в молитве, в общине, в подлинной вашей жизни, где реальные встречи, настоящие друзья, где время вы тратите не на накопление, а на любовь». В этом пламень, меняющий мир.
В тот же день участники выслушали свидетельства «цифровых миссионеров» об их труде, а также рассказ о «Божиих инфлюенсерах», современных святых, в их числе — Карло Акутис. Работа в группах позволила участникам встречи поразмышлять над своим опытом и дать обратную связь в синодальном стиле членам рабочей группы, чья задача — раскрыть смысл полноценного церковного участия в цифровой культуре. День завершился поклонением Святым Дарам в базилике Св. Петра.
Духовные упражнения
Второй день был посвящен духовной стороне вопроса. Начали с юбилейного паломничества и прохождения через Святую дверь, далее последовала литургия под предстоятельством кардинала Луиса Антонио Тагле, заместителя префекта Департамента евангелизации. В проповеди он напомнил присутствующим: «Иисус вас любит. Не сомневайтесь в этом, примите Его как главного инфлюенсера на вашу жизнь. Пусть через вас личность Иисуса влияет на многих людей, на человеческие и цифровые пространства, чтобы истина, справедливость, любовь и мир Божий достигали до самых концов земли».
После мессы Лев XIV провел с участниками Юбилея краткую незапланированную аудиенцию. Папа назвал три вызова, стоящие перед католическими цифровыми миссионерами и инфлюенсерами. Первый вызов: «[Вы] здесь в Риме празднуете Юбилей, набираетесь новых сил для своего призвания насыщать христианской надеждой социальные сети и цифровую среду. К миру нужно стремиться, возвещать его, делиться им повсюду: и там, где свирепствует война, и в опустошенных сердцах, утративших смысл жизни и вкус ко внутренней, духовной жизни». Цифровые миссионеры должны провозглашать воскресшего Христа.
Во-вторых: «В цифровом пространстве всегда ищите “страдающую Плоть Христову” в каждом брате и сестре. Сегодня мы в новой культуре, она глубоко пронизана и выстроена технологией и с помощью технологии. Ваша задача — именно ваша — сделать так, чтобы эта культура осталась человечной». Инфлюенсеры должны возделывать культуру христианского гуманизма, разрабатывать такой образ мысли и язык, который выразит любовь Божию. Папа подтвердил то, что участники уже услышали накануне: их задача не просто выдавать контент, а идти навстречу сердцам, «искать тех, кто страдает и кому нужно узнать Господа, чтобы залечить свои раны, подняться и найти смысл. А начать надо с самих себя и со своей бедности, отбросив всяческие маски и признав, что мы первые нуждаемся в Евангелии. Давайте делать это вместе».
В-третьих, вспоминая о том, как были призваны первые ученики, когда чинили сети (ср. Мф 4, 21–22), Лев XIV сказал цифровым миссионерам, что Иисус «просит нас сегодня создавать иные сети: сети отношений, любви, бескорыстной поддержки, где дружба — настоящая и глубокая. В таких сетях можно залатать разорванное, излечиться от одиночества, не подсчитывая количество подписчиков, но в каждой встрече обретая бесконечное величие Любви. В таких сетях дается больше места другому, чем себе, здесь никакой “пузырь” не заглушает голоса слабейших. Такие сети освобождают, спасают. Помогают вспомнить о том, как прекрасно смотреть друг другу в глаза. Сети истины. Так каждая история о добре, которым поделились, станет узлом единой огромной сети: сети сетей, сети Божьей»[7].
Продолжая духовную программу, участники собрались на молитву о надежде, в стиле Тэзе; предстоятельствовал на ней кардинал Майкл Черни SJ, префект Департамента служения целостному развитию человека. Далее — паломничество к Лурдской Богоматери в Ватиканских садах, где цифровую миссию посвятили Деве Марии. Юбилей цифровых миссионеров и католических инфлюенсеров завершился вечерним праздничным собранием с музыкой и свидетельствами.
Наряду с похвалами и высокой оценкой труду цифровых миссионеров и инфлюенсеров выявилось подспудное течение (возможно, его пытались уравновесить благочестивые аспекты): искушение гнаться за популярностью, подменять евангельское призвание онлайновыми мерками. Аплодисменты ораторам и инфлюенсерам, выходившим на подмостки, продемонстрировали конфликт между разными ценностями. Логика цифровой культуры соединилась с опытом, полученным в зале собрания. «Делайте это ради Иисуса!» — увещевали один докладчик за другим. Поощряйте диалог и слушание. Создавайте общины. Однако остается искушение: потерять из виду служение Евангелию, заслонить его яркими сторонами современной молодежной культуры. И все же заседания и неформальные разговоры проникнуты оптимизмом: призыв к миссионерскому ученичеству одержит победу.
Синодальные ориентиры для цифрового служения
Широкое присутствие и глобальный вес католических инфлюенсеров ставят перед Церковью вопросы, требуют учитывать эту новую форму миссии, что очевидно синодальным руководителям и членам ватиканских ведомств. На первом заседании Юбилея цифровых миссионеров и католических инфлюенсеров члены исследовательской группы Синода о синодальности — в их числе с. Натали Бекар XMCJ, заместитель секретаря Синода, монсеньор Руис и о. Спадаро — представили доклад «Размышления и возможности для церковной миссии в цифровую эпоху». Вот уже год эта группа, работая в стиле синодального слушания с инфлюенсерами, с епархиями во всем мире, с исследователями и пастырскими работниками, ищет ответы на важные вопросы, связанные с цифровым миром: «Чему может научить синодальную и миссионерскую Церковь более глубокое погружение в цифровую среду?»; «Как включить цифровую миссию в жизнь и структуры Церкви на постоянной основе?» Иными словами: «Чему может Церковь научиться у инфлюенсеров? И чему могут научиться католические инфлюенсеры у Синода?»
Группа рассказала о плодах, собранных в ходе слушания. Обозначился путь для размышления о роли цифровых миссионеров и инфлюенсеров, проложенный тем же Синодом. Четыре темы Заключительного документа проливают свет на нашу задачу: церковное распознавание, формация, миссионерское ученичество и община.
Церковное распознавание
Цифровая среда открывает значительные перспективы для синодального понимания. Будучи и сама предметом церковного распознавания, эта среда в то же время способствует ему, поскольку устанавливает связи между верными, формирует отношения, для него необходимые, а также предоставляет информацию и знания, его поддерживающие. Распознавание уже началось — достаточно учесть, сколько молодых католиков занимаются цифровыми проектами от лица Церкви, хотя теоретическая база запаздывает. Церковные структуры годами воспринимали цифровую среду с точки зрения односторонней коммуникации: во всем мире широко пользуются сайтами, интернет-страницами, читают новости в соцсетях, привычно обмениваются электронными письмами, проводят собрания онлайн, транслируют в сети богослужения и церковные события. Помимо этих формальных видов деятельности, отдельные католики — вроде тех цифровых миссионеров, что собрались на Юбилей, — действуют на цифровых интерактивных площадках: ведут блоги, постят в Инстаграме и ТикТоке, организуют группы для молитвы и размышления.
За этими практиками стоит неявное всеобщее соглашение: Церковь должна воспринимать цифровые средства коммуникации не как неизбежность, а как возможность быть рядом с людьми в их повседневной жизни. Это требует слушания и обучения, смиренного подхода к цифровому миру. Церковь его не изобрела, не контролирует его использование, но может поучиться у него — с его культурой, языком, выразительными средствами. Участники Юбилея услышали призыв действовать новыми способами в этой сфере и посредством нее, исследовать разные формы того, как быть Церковью. Евангелизация и присутствие в сети должны взять на вооружение положительные характеристики цифровой сферы, ее инструментов и образа мыслей: использование нарратива, изображений, музыки, сопровождения, общих вкусов. Но это погружение, более глубокое, требует распознавания на каждом шагу: искать прежде Царства Божия и сопротивляться искушениям, которые кроются в этой культуре.
Всякое распознавание в цифровой среде должно учитывать ее вызовы и опасности. Компании стараются монетизировать каждый ее аспект; личные данные становятся товаром; правительства и политические движения не знают удержу в пропаганде; изобилуют предрассудки и фальшивые новости; люди предаются дурному поведению, от травли до сексуальной эксплуатации. В этих и других вызовах церковное распознавание поможет отличить добро от зла. Кроме того, хотя цифровой мир — полезное орудие культурной трансформации, через него проходит раскол между теми, у кого есть доступ в сеть, и теми, у кого доступа нет. Интернет требует ресурсов, а это отягощает окружающую среду. В цифровом мире находит воплощение евангельская притча о плевелах и пшенице (ср. Мф 13, 24–30).
Формация
Синод подчеркнул, что необходима формация — подготовка к распознаванию и ученичеству. Это особенно актуально для взаимодействия Церкви с цифровым миром, идет ли речь о формации самой Церкви или о формации цифрового мира и для цифрового мира.
Во-первых, чтобы опробовать новые модусы жизни в качестве церковной общины, Церковь и пастырские работники нуждаются в собственной формации: епископы, священники, монашествующие и миряне — все должны принять всерьез цифровую реальность и поддерживать друг друга. Те, кто действует в этой сфере — цифровые миссионеры и инфлюенсеры, — должны регулярно встречаться со своими епископами, а те, с одной стороны, предоставляют руководство и духовную поддержку, с другой — слушают их и учатся у них. Цифровые служители, поскольку их труд подразумевает катехизацию, евангелизацию и керигму, нуждаются в руководстве и духовном наставлении. Многие, кого распознавание побуждает делиться своей верой в цифровой среде, обнаружат, возможно, что этой вере требуется более прочное основание.
Призыв Синода к формации в распознавании и ученичестве означает, что епископы, пастыри, монашеские настоятели и католические интеллектуальные учреждения должны поддерживать цифровых миссионеров, даже если это не традиционные катехизаторы или евангелизаторы. Всем, кто связан с цифровой средой, нужно учиться тому, как давать людям, исследующим христианскую веру и духовность в интернете, доступ к сокровищам опыта приходов и общин. Ни на каком уровне нельзя разделять Церковь на онлайновую и реальную: Церковь одна, где бы мы ее ни встретили, равно как и люди не живут отдельно в сети и в реальном мире.
Во-вторых, формация, необходимая для служения в цифровой среде, выходит за рамки духовного измерения и простирается на практическое. В этой перспективе ценным вкладом может стать создание местных, региональных, а то и всемирных ресурсных центров, где можно встречаться или находить нужное оборудование, делиться идеями и полезными практическими наработками в цифровом пространстве.
В-третьих, Церковь и ее служители должны не только усиливать свое цифровое служение, но и предоставлять формацию тем, кого встречают в сети. Она может принимать разные формы, в их числе духовное руководство, этическое рассуждение, рекомендация: как выстраивать медийную политику и защищать пользователя. Цифровая среда тоже должна стать площадкой для формации, где люди постигают веру и верность Иисуса. Здесь христианские ценности противостоят антиценностям цифрового мира: Церковь поддерживает добродетель, уважение и вежливость в цифровой среде, преподает ценности христианской жизни. Тому, кто посвятил себя цифровому служению, может быть полезен соответствующий эквивалент медийного образования; Церковь уже приобрела такой опыт в прошлом, когда помогала лучше понять, как на нас действуют визуальные СМИ, такие как кино и телевидение. И Церковь, и активисты в сети должны освоить эту новую культуру.
Четвертый вызов еще труднее: надо искать возможности доносить этические рекомендации и ориентиры до правящих кругов и медийных компаний. Церковь и ее служители обязаны не просто знать и соблюдать местные нормативы — например, относительно защиты пользователя и его частной жизни, — но и сопровождать процессы составления этих законов и их применение.
Миссионерское ученичество
Синод призывает Церковь стать общиной учеников-миссионеров, и в перечне тех мест, где они призваны к обучению и деятельности, находит себе место цифровая среда. Как мы увидели на Юбилее, многие из тех, кто работает в интернете, называют себя «цифровыми миссионерами», которые «учат ученичеству и […] сопровождают в свидетельстве»[8]. Кардинал Паролин в своей речи на Юбилее подчеркнул эту мысль: «Вы не только создатели контента, вы свидетели. Вы не только строите платформы — вы строите мосты».
Перед миссионерами в интернете, как и перед всеми миссионерами, стоят три основные задачи: возвещение Евангелия, формация верующих и сопровождение. Эти задачи направлены на тех, кто чувствует себя как рыба в воде в цифровом мире — в частности, на молодежь. Церковь не должна игнорировать этих искателей и этих работников. Однако здесь надо что-то поменять в своем подходе, признав новый тип благовестия: Церковь входит в цифровое пространство не как властная структура, а как свидетельница Воскресшего, спутница для ищущих Евангелие. Выразительные формы могут отличаться от катехизисов, энциклик и проповедей, но свидетельство не станет менее аутентичным, если мы сумеем изложить Символ веры на актуальном языке.
Неизменно укорененное в Церкви, миссионерское ученичество в новой цифровой среде может способствовать новому стилю юрисдикции и управления. Дискуссионные группы на Юбилее назвали аутентичность, ответственность и общинную укорененность ключевыми элементами управления с более широким участием. Это значит, что церковные руководители должны поощрять и сопровождать тех, кто действует в цифровой среде, а также обеспечивать им адекватную и постоянную христианскую формацию.
Община
Синод говорит, что нужна «Церковь, более способная поддерживать отношения: с Господом, между мужчинами и женщинами, в семьях, в общинах, между всеми христианами, между социальными группами, между религиями, с тварным миром»[9]. Это требование простирается на цифровой мир и далее — туда, где люди уже встречаются и общаются. В приветственном слове на открытии Юбилея Руффини сказал: «Прекрасно быть вместе лично […]; на самом деле нас связывает не интернет, а то, что нас превосходит: Сам Бог». Оратор также отметил, что Церковь всегда была сетью, состоящей не из онлайновых связей, а из людей. Эти личные отношения порождают общину; здесь — вызов для Церкви и для цифровой среды. Нужно развивать общины, соединяя, например, происходящее в интернете с жизнью приходов. Радушие и принятие должны быть отличительными чертами Церкви и ее деятельности в интернете; пусть приходы и местные общины распространяют это принятие на тех, кто предпочитает общаться цифровым способом.
Церковь может поддерживать общины среди своих цифровых миссионеров посредством сопровождения, совместной ответственности и формации в сфере защиты потребителя. Создавать сеть сетей между теми, кто работает в цифровой среде в разных епархиях и регионах, — один из возможных ответов на вопрос: как им поддерживать друг друга? Например, как уже и происходит с теми, кто работает в традиционных СМИ, церковные структуры могут помогать цифровым работникам организовывать ассоциации, конференции и группы поддержки. На уровне секретариатов, регионов, епархий и даже приходов Церковь может предложить ориентиры, формационные материалы и связи, поддерживающие общину учеников. Нынешний Юбилей — конкретный пример такой поддержки.
Заключение
Цифровая культура не исчезнет: как все культуры, она будет развиваться и меняться. Церковь не будет ни определять, ни контролировать эту культуру, но должна найти в ней место для своей миссии. Как пишет Папа Иоанн Павел II в Redemptoris missio (RM): «Павел, проповедовав во многих местах, приходит в Афины, в ареопаг, где возвещает Евангелие, пользуясь языком, подходящим и понятным в этой среде (Деян 17, 22). Ареопаг был тогда культурным центром для образованного афинского народа, а сегодня может служить символом новых кругов, где нужно возвещать Евангелие» (RM 37c).
В той энциклике речь шла о СМИ, а сегодня ареопаг — в цифровой культуре. Сказанное Папой в 1990 году звучит еще актуальнее в наши дни: «Дело тем серьезнее, что сама евангелизация современной культуры зависит в большой мере от их влияния. Итак, недостаточно использовать их для распространения христианской вести и церковного учительства, нужно интегрировать саму весть в эту “новую культуру”, созданную современной коммуникацией. Проблема сложная, потому что эту культуру рождает прежде всего даже не содержание, а сам тот факт, что существуют новые способы общения, с новыми языками, технологиями и психологическими установками. Мой предшественник Павел VI говорил: “Разрыв между Евангелием и культурой — вот несомненная драма нашей эпохи” [Evangelii nuntiandi, № 20], — и сфера современной коммуникации полностью подтверждает это суждение» (там же). Всегда обновляемая Богом, Церковь начинает заново в современном цифровом ареопаге.
***
ПРИМЕЧАНИЯ:
[1] Ср. A. Dulles, Modelli di Chiesa, Padova, Messaggero, 2005.
[2] XVI Очередная генеральная ассамблея Синода епископов (4–9 октября 2023 г.), Итоговый доклад Первой сессии. Синодальная Церковь и миссия, 28 октября 2023 г., № 17a–b.
[3] Ее же, Ради синодальной Церкви: общение, участие, миссия. Заключительный документ, 26 октября 2024 г., № 113.
[4] Missionaries of Hope, www.digitalismissio.org/#participants
[5] Франциск, Коммуникация на службе подлинной культуры встречи, Послание ко Всемирному дню социальных коммуникаций, 24 января 2014 г.
[6] Лев XIV, Обращение к представителям СМИ, 12 мая 2025 г.
[7] Его же, Приветствие цифровым миссионерам и инфлюенсерам, 29 июля 2025.
[8] Ради синодальной Церкви…, цит., № 144.
[9] Там же, № 50.

















