Штефан Ротлин SJ

Автор статьи с помощью нарративного анализа героических киноперсонажей, созданных в современном китайском кинематографе для нравственного воспитания публики, показывает некоторые ключевые моменты, которые обращают на себя внимание, когда зрители начинают узнавать в фильмах Чжан  Имоу (2002), Вон Карвая (2013), Мартина Скорсезе (2016) и Фэн Сяогана (2017) свои собственные внутренние баталии и жизненные драмы. Зрители могут отождествить их с непростыми ситуациями выбора, в которых оказываются персонажи фильма, для того чтобы, наконец, найти подлинное вдохновение и утраченные ценности, такие как самопожертвование.

Автор статьи — директор «Института Риччи» в Макао (Китай).

***

Кинофорумы доказали свою способность быть плодотворной почвой для размышления, помогающего лучше понять киносюжеты необычайной сложности. Уже более тридцати лет мы используем разнообразные возможности для того, чтобы привлечь людей различных социальных слоев из Азии и Европы к участию в конференциях на тему конфуцианской этики. В ходе этих конференций мы исследовали различные значения слова «герой» в творениях человеческого воображения, каковыми, в частности, являются кинофильмы. По общепринятому мнению, героический персонаж должен испытать различные вызовы и превратности судьбы, сохраняя при этом такие моральные ценности, как уважение, честность, сострадание и мудрость. Однако представления китайцев о «герое» не всегда следуют схеме «истории со счастливым концом» (Happy Ending), характерной для Голливуда, поскольку и героям, как и всем остальным людям, случается переживать болезни и смерть.

Более систематичный нарративный анализ сюжетных линий, по которым следуют герои, позволяет увидеть в их борьбе уникальные возможности для того, чтобы войти в контакт с лучшими сторонами нас самих. Этот тип углубленного размышления выходит за пределы простого развлечения и дает возможность выделить некоторые основные сюжетные линии фильма, сфокусировав внимание на тех ситуациях, в которых героям необходимо совершить выбор, непосредственно связанный с их этическими ценностями.

Статья основана на долгосрочном исследовательском проекте «Института Риччи» в Макао в университете Святого Иосифа. Краткое описание проекта было сделано о. Марком Бандзухом SJ. В своей статье о. Марк показывает ценность метода, основанного на нарративном анализе героических персонажей в кино, для нравственного воспитания в современном Китае[i]. Ключевым моментом кинофильма является тот момент, когда зрители начинают узнавать в его перипетиях сражения и драмы, происходящие в их собственной жизни. И это не имеет ничего общего с какой-либо стратегией идеологической пропаганды, а основывается на личном опыте, позволяющем внимательному зрителю, по крайней мере отчасти, отождествиться со стоящими перед непростым выбором персонажами фильма.

Посмотрев несколько раз фильмы, которые считаются шедеврами, можно прийти к пониманию того, что темы, связанные с боевыми искусствами, выходят далеко за пределы внешних столкновений и раскрывают главные ценности жизни, которую можно было бы считать счастливой. Действительно, образы, которые возникают на экране, способны совершенно особым образом донести до зрителя убедительное приглашение к размышлению на тему таких ценностей конфуцианства, как честность, целостность, скромность, решимость, верность и правдивость, — ценностей, которые находят отклик в душе зрителей, способных идти дальше поверхностного восприятия, предлагаемого визуальными масс-медиа. Особое внимание уделяется тому, как герои встречают болезнь и смерть.

Режиссер Мартин Скорсезе демонстрирует особую восприимчивость к атмосфере, которая создается благодаря визуальным образам, проводя различие между видеосъемкой и кинематографом: «Атмосфера создается с помощью визуальных образов. Они помещаются в окружение, в котором можно почувствовать отличие. И это те образы, идеи и эмоции, которые можно извлечь из кино. Есть определенные неуловимые вещи, которые просто невозможно передать словами. Таким образом, когда в кино одна картина соединяется с другой, то в уме возникает третья, совершенно отличная от двух первых: чувство, впечатление, идея. Поэтому я думаю, что художественное пространство фильма, которое создается, — это одна вещь и она касается работы оператора. Но именно благодаря сочетанию визуальных образов фильм захватывает нас и говорит с нами. Это монтаж и это акт создания кино[ii]».

Чжан Имоу, «Герой» (2002): прекратить убивать

 Герой (по-китайски:英雄; в системе пиньинь «yingxiong») — китайский фильм  2002 года о боевых искусствах, режиссер Чжан Имоу[iii].

Сюжет фильма основан на истории покушения на правителя земли Цинь в резиденции Цзин Кэ в 227 г. до Р. Х. В фильме смерть представлена как почти постоянный вызов, с которым главные герои должны неизменно встречаться. Во время периода Сражающихся царств (453-221 гг. до Р. Х.) префект земли Цинь, Безымянный, приезжает в столицу, чтобы встретиться с правителем, на жизнь которого незадолго до этого совершили покушение воины Небо, Летящий Снег и Сломанный Клинок. После этого события правитель вводит жесткие меры безопасности. Безымянный утверждает, что убил всех троих злодеев, а в качестве подтверждения своих слов демонстрирует их оружие и рассказывает, каким образом ему удалось победить. Согласно его рассказу, прежде всего Безымянный убивает Небо, а затем преследует и поражает также Летящий Снег и Сломанного Клинка, которые пытались укрыться в школе каллиграфии в стране Жао.

Каллиграфия рассматривалась как одно из высочайший проявлений китайской культуры того времени. Действительно, Безымянный заказал Сломанному Клинку свиток с иероглифом, обозначающим слово «меч» (劍), чтобы благодаря его искусству каллиграфии тайно овладеть искусством фехтования. Безымянный присутствует при нападении императорских войск на школу. Несмотря на смертоносные стрелы, которые сыпятся сквозь крышу школы, мастер каллиграфии продолжает писать, оставаясь совершенно невредимым. Здесь можно отметить одно качество фильмов о боевых искусствах, которые идут гораздо дальше легкомысленного развлечения: они, по существу, учат развивать те добродетели, которые не может разрушить никакое смертельное оружие.  

Безымянный также освоил принцип «красного песка» — концепцию, которая в китайской традиции указывает на сложный вопрос человеческих взаимоотношений, таких как отношения между Летящим Снегом и Сломанным Клинком: они любят друг друга и все же постепенно отдалились друг от друга. Когда пергамент дописан, Безымянный раскрывает свое имя и вызывает Сломанного Клинка на поединок, назначив его на следующий день. Но тот, разгневанный изменой Летящего Снега, вступает в интимную связь со своей ученицей Луной. Летящий Снег следит за ними и из ревности убивает сначала Сломанного Клинка, а затем Луну, которая пытается отомстить за своего учителя. На следующий день Безымянный в поединке перед войском правителя Цинь убивает Летящий Снег и забирает ее меч.

Безымянный признает, что освоил особую технику убивать. Но все же утверждает, что правитель недооценил Сломанного Клинка, и что, пользуясь этой техникой, можно также наносить противнику раны, которые не затрагивают его жизненно важных органов. В другом ключевом эпизоде фильма Сломанный Клинок, прежде чем направить Безымянного в столицу области Цинь, пишет на песке слова: 天下 (Tianxia, «Под одним небом»). Этим он попытался отговорить Безымянного от совершения убийства.

Правитель глубоко поражен рассказом и в особенности тем, насколько хорошо Сломанный Клинок понял его мечту объединить Китай под своей властью. И хотя правитель уже понял, что Безымянный пришел убить его, он перестает его бояться. Выражая полное доверие, правитель отбрасывает меч и предстает совершенно безоружным и незащищённым, когда рассматривает каллиграфические знаки, начертанные Сломанным Клинком на свитке. Тогда герой постигает, что конечная цель искусства владения мечом и других боевых искусств в том, чтобы отказаться от использования оружия для убийства и насилия и внести свой вклад в примирение со всем миром. Кармический момент таким образом наступает, когда он осознает, что именно отказ от убийства является ключом для сохранения мира и отличительным признаком настоящего героя.  

Правитель также понимает, что описанный (в свитке) идеальный воин, как бы странно это не казалось, не должен иметь никакого желания убивать. Когда Безымянный, в свою очередь, постигает мудрость этих слов, он оставляет свое намерение и сохраняет правителю жизнь. Несмотря на это, правитель, подстрекаемый своим двором поступить по закону, приказывает, хоть и с тяжелым сердцем, чтобы человек, замышлявший убить его, был казнен в королевском дворце. Он понимает, что если действительно хочет объединить народ, то должен заставить людей соблюдать закон и сделать казнь Безымянного показательной. Однако Безымянный будет погребен, как герой. В заключении текст на экране раскрывает имя правителя: это Цинь Ши Хуанди — первый император Китая.

Вонг Карвай, «Великий мастер» (2013): главные ценности

 Великий мастер (по-китайски 一代宗师; на пиньинь: «Yidai Zongshi»), драма, боевые искусства. Автор сценария и режиссер: Вонг Карвай. Производство: Китай, Гонконг, 2013 г.

Фильм рассказывает о жизни Ип Мана, великого учителя боевого искусства Вин Чун. История начинается в городе Фошань на юге Китая в тридцатых годах двадцатого века, то есть в период республики, и затем рассказывает о переезде Ип Мана после второй китайско-японской войны в Гонконг, где действие продолжается до смерти мастера.  

В первой сцене Ип Ман, одетый в похожую на облачение священника тунику и широкополую шляпу, излагает свои мысли относительно того, что такое поединок в боевых искусствах, а затем демонстрирует это в символической сцене под дождем, в которой он дерется против дюжины противников. Ип Ман остается полностью сосредоточен, ни разу не отвлекшись в течение всего боя, и побеждает. Воспоминания переносят его к раннему опыту, когда он получил первые уроки боевых искусств у учителя Чхань Васёнь и женился на девушке по имени Цзён Винсин.

Однако мирное существование Ип Мана оказывается под угрозой, когда с севера Китая прибывает Гун Ютянь, Великий мастер боевых искусств стиля Вудан куан. Гун, перед тем как уйти на покой, назначил старшего ученика Ма Сана своим преемником на Севере и настаивает на том, чтобы и Юг имел своего Великого учителя боевых искусств. Разные учителя пытаются вызвать Гуна на бой, но их всех останавливает Ма Сан. Пока учителя Юга выбирают своего представителя, прибывает дочь Гун Ютяня — Гун Эр, которая старается убедить своего отца прекратить борьбу. Тем временем мастера Юга решают, что их представителем должен стать Ип Ман. И прежде чем бросить вызов Гун Ютяню, они устраивают ему испытание.

Интересно, что физический поединок между Ип Маном и Гун Ютянем раскрывается как обмен философскими идеями. Гун объявляет Ип Мана победителем и возвращается на север Китая. Но Гун Эр вызывает Ип Мана на поединок, чтобы восстановить честь своей семьи. Поскольку в основе боевых искусств лежат точность и концентрация, а не грубая сила, они договариваются, что проигравшим будет тот, кто в ходе поединка сломает какой-нибудь предмет в комнате. Поединок проходит в очень яркой и интенсивной манере и заканчивается победой Гун, поскольку в самом конце Ип Ман ломает ступеньку. Они расстаются как друзья. Ип говорит, что хотел бы взять реванш, хотя в действительности он сломал ступеньку намеренно, чтобы сохранить честь Гун Эр. С этого момента они поддерживают связь друг с другом через переписку.   

Во время второй китайско-японской войны 1937 года Ип Ман, семья которого страдает от голода, теряет обеих своих дочерей. В то же самое время на Севере Китая Ма Сан предает и убивает Гун Ютяня. Согласно традиции, этот поступок делает его «убийцей отца». Возвратившись, Гун Эр возмущается кажущемся ей трусливым поведением старших представителей своей семьи, которые покинули ее отца, а те сообщают ей, что последнее его желание заключалось в том, чтобы она была счастлива и не искала мести. Гун Эр отказывается согласиться с этим и клянется не учить боевым искусствам, не выходить замуж и не иметь детей, чтобы посвятить всю жизнь мщению.

Тем временем Ип Ман переселяется в Гонконг в надежде начать карьеру учителя боевых искусств. Но это очень тернистый путь, усеянный всякого рода препятствиями, поскольку в городе уже есть много других учителей. Интересно отметить, что несмотря на все возрастающую известность, Ип Мана не интересует коммерческий успех. Накануне китайского нового 1950 года он снова встречает Гун Эр и просит ее возобновить поединок с тайной целью побудить ее восстановить свою школу боевых искусств. Однако Гун Эр отказывается сделать это, говоря, что многие школы уже исчезли.

В этот момент флэшбэк переносит зрителя на десять лет назад и показывает схватку между Гун Эр с Ма Саном, развернувшуюся на железнодорожной станции. Был канун китайского нового 1940 года. Гун Эр одолела Ма Сана в жестоком и напряженном бою. Но сама получила серьезные ранения и приняла решение прекратить занятия боевыми искусствами.  

Затем действие фильма переносит зрителя в 1952 год, когда Ип Ман и Гун Эр встречаются в последний раз. Гун открывает Ип Ману, что любила его с самого начала. Через короткое время она умирает. Голос Ип Мана за кадром объясняет, что раны, полученные ей во время поединка с Ма Саном, были так серьезны, что для облегчения боли она прибегала к опиуму. И это ее погубило.

Ряд финальных сцен фильма показывает развитие школы Ип Мана и рассказывает, что Ип сделал Вин Чун популярным во всем мире, и, кроме того, о том, что Брюс Ли стал его самым известным учеником. Голос за кадром напоминает, что Ип Ман умер в 1972 году.  

Фильм позволяет внимательному зрителю выйти за пределы стереотипного представления о боевых искусствах как длинной и становящейся все более скучной чреде боев. Он вовсе не представляет собой случайное зрелище победителей и побежденных, но придает драматичный характер философской дискуссии, которая идет гораздо дальше, исследуя контрасты и распространенные взаимные предрассудки между «северянами» и людьми Юга. Гун Ютянь утверждает, что любое место, даже бордель, может стать местом, в котором возможно практиковать добродетель до тех пор, пока не будет достигнут тот переходный уровень, который позволяет стать мастером. 

Эти слова подтверждает история его дочери Гун Эр. Ее естественное стремление отомстить за отца не исчерпывается поединком, в котором она побеждает убийцу отца Ма Сана и сама получает серьезные ранения. Несмотря на строгое осуждение опиумного рабства, привлекает то, что ее жизнь поддерживала не эта зависимость, а любовь, которую она почувствовала по отношению к Ип Ману с самого начала. Таким образом, высшее мастерство раскрывается как способность доверять. В случае учителя Севера Гун Ютяня это было доверие к Ма Сану, который стал его убийцей; в случае мастера Юга Ип Мана речь идет о доверии к своим ученикам, среди которых Брюс Ли, — ученикам, которым вместе с боевыми искусствами он передал очень требовательное учение, способное даже привести их к гибели, чтобы еще глубже воплотить такие ценности конфуцианства, как порядочность, правдивость и искренность.

Мартин Скорсезе, «Молчание» (2016): голос безмолвия

Молчание — историческая драма, снятая режиссером Мартином Скорсезе в 2016 году по одноименному роману Сюсаку Эндо, опубликованному в 1966 году. Действие фильма происходит в городе Нагасаки (Япония), съемки проводились на Тайване. 

В XVII веке (в Японии это период Эдо) два молодых иезуита путешествуют из Португалии в Японию. Во время пути в Макао они встречаются с главным визитатором ордена на Дальнем Востоке Алессандро Валиньяно, который поручает им распространять Евангелие в Японии. История напоминает о том, что незадолго до этого восстание Шимабары (1637-1638) против cёгуната Токугава привело к преследованиям христиан в Японии, так что христиане в этой стране должны были исповедовать свою религию тайно. Их называли kakure kirishitan, или «тайные христиане».

Молчание – третий фильм Скорсезе, посвященный вызовам веры, после Последнего искушения Христа (1988) и Кундуна (1997). В начальной сцене фильма мы видим иезуита Кристовао Феррейру, который должен присутствовать при истязаниях японских неофитов, обращенных им самим в христианскую веру. Перед лицом японских чиновников, которые руководят пытками, священник чувствует себя абсолютно беспомощным. Через несколько лет итальянский иезуит Алессандро Валиньяно, направленный в Китай в качестве визитатора миссий и основавший в Макао колледж Св. Павла, получает известие, что в Японии Феррейра под пытками отрекся от веры. Валиньяно полагает, что «Феррейра потерян для нас, иезуитов», но удовлетворяет желание двух португальских учеников Феррейры, молодых иезуитов Себастиао Родригеса и Франсиско Гарупе, отправиться на поиски учителя в Японию. Ища проводника, священники встречают Китидзиро — пьяницу-рыбака, бежавшего в Макао из Японии, чтобы спасти свою жизнь. Китидзиро соглашается сопровождать их в этом опасном путешествии. Вся семья Китидзиро была зверски замучена, а он сам, по всей вероятности, уже много раз отрекался от христианской веры. 

Прибыв в Японию, священники встречают местные христианские общины, которые вынуждены скрываться, живя в постоянном страхе и в то же время переживая внутри себя глубокие разделения и ожесточенные распри. Священники присутствуют при том, как государственные чиновники, прибывшие в деревню в поисках подозреваемых в исповедании христианства, распинают нескольких поселян на деревянных крестах. Кресты установлены на берегу океана, и жертвы должны медленно умирать в волнах прилива. Затем их тела сжигают на погребальном костре, сооруженном специально для того, чтобы помешать христианскому погребению.

После этого иезуиты разделяются: Гарупе отправляется на остров Хирадо — место, куда около 1550 года прибыл Франческо Саверио во время своего первого миссионерского путешествия в Японию, а Родригес направляется на остров Гото — последнее место, в котором миссионерствовал Феррейра. Здесь он снова встречается с Китидзиро, который его предает, вследствие чего священник оказывается в руках самураев. Самый старый самурай говорит ему, что если Родригес не отречется от веры, расплачиваться за это будут другие христиане. Затем иезуита отвозят в Нагасаки, где он разделяет заключение с японскими верующими. На суде ему сообщают, что христианская доктрина враждебна Японии. Родригес просит встречи с главным инквизитором, которым является наместник Иноуэ Масасигэ. Но миссионера отправляют в тюрьму, где он снова встречает Китидзиро. Рыбак рассказывает Родригесу, что был принужден предать его под угрозами чиновников. Несмотря на свои отречения, Китидзиро настаивает на том, что он по-прежнему христианин, и просит исповедовать его и отпустить ему грех предательства. Родригес неохотно соглашается.

Впоследствии Китидзиро освобождают: для этого он должен был наступить на fumi-e (изображение Спасителя), то есть совершить действие, символизирующее отречение от веры. Позднее Родригеса ведут под конвоем на песчаный берег и оставляют там в ожидании. Вскоре он видит вдалеке Гарупе и других четырех пленных христиан в сопровождении конвоя. Чтобы заставить Гарупе отречься, пленников вывозят на маленькой лодке в море и топят одного за другим. Гарупе решительно отказывается совершить отречение и сам бросается в воду. Родригес видит отчаянную попытку своего друга доплыть и спасти последнего пленника и то, как Гарупе затем погружается под воду вместе с другими.

Через некоторое время Родригесу, наконец, устраивают встречу с постаревшим Феррейрой, который рассказывает ему, что отрекся от веры под пыткой. Феррейра утверждает, что, проведя в Японии 15 лет и прожив один год в буддийском храме, он убедился, что христианство в Японии бесполезно. Родригес возражает, но Феррейра непреклонен. Ночью Родригес слышит из своей тюрьмы крики пяти истязаемых христиан. Феррейра говорит ему, что они уже отреклись от веры, но для того, чтобы прекратить их мучения, японцы требуют отречения Родригеса. Последнего терзают сомнения: он думает о том, что отказ отречься будет эгоистическим жестом, в то время как согласие положило бы конец страданиям христиан. Стоя перед fumi-e он слышит голос Иисуса, который разрешает ему наступить на изображение. И он делает это.  

Как это уже произошло ранее с Феррейрой, Родригес получает разрешение жить в Японии и взять японское имя. Он женится на японке. Знание двумя бывшими иезуитами христианской культуры используется иногда японскими властями для того, чтобы помешать голландским купцам с острова Дедзима ввозить в Японию вещи, напоминающие о христианстве. Затем, после смерти Феррейры, Китидзиро снова просит Родригеса отпустить ему грехи, но тот отказывается, объясняя это тем, что он больше не священник. Родригес слышит голос Бога, который говорит, что Он никогда не оставался безмолвным, но страдал вместе с теми, кого мучили и убивали. Только выйдя из-под жесткого контроля своих представлений, Родригес становится способен смириться перед Китидзиро, на которого раньше смотрел сверху вниз. Принесение в жертву своего звания и своей веры подобно жертве Иисуса, который отдал Свою жизнь. Теперь Родригес осознает это, но прежде, до тех пор, пока Иисус не заговорил с ним, он этого не понимал. Впоследствии Китидзиро задерживают с сумкой, в которой находят религиозный предмет. Рыбак утверждает, что вещь ему не принадлежит, но его уводят и больше о нем ничего не известно. Через много лет Родригес умирает. Его тело кладут в большой круглый ящик, чтобы сжечь в соответствии с традиционными японскими ритуалами. Перед тем как вспыхнет пламя, его жена вкладывает ему в руку талисман от злых духов. В действительности это маленькое грубо вырезанное из дерева распятие, которое Родригесу подарили японские христиане, когда он впервые прибыл в Японию. Из этого можно понять, что Родригес тайно оставался христианином. 

Анализ фильма не позволяет с легкостью сказать, кто здесь является подлинным героем. На первый взгляд ничтожная фигура Китидзиро могла бы быть определена как «антигерой» или «предатель», поскольку он отступается и отрекается от веры всякий раз, когда обстоятельства принуждают его к этому. Однако, несмотря на катастрофу, которую ему пришлось пережить — потерю всей семьи, — кажется, что он всегда встает на путь возвращения, и так до самого конца истории.

В ключевой сцене фильма за кадром мы слышим голос, который говорит во время пыток монахов-миссионеров и мирян, принуждаемых наступить на  fumi-e: «Теперь выйди вперед. Все хорошо. Наступи на меня. Я понимаю твою боль. Я родился в этот мир для того, чтобы разделить боль людей». Мы можем воспринять этот голос как обманчивое самооправдание, к которому трусливый прибегает перед угрозой пытки, и все же возможно воспринять его как голос Иисуса Спасителя, который в момент крайнего испытания утешает своих последователей, напоминая о том, что Он уже совершил дело искупления, что Он уже искупил своей кровью всех жертв насилия и греха. Таким образом, можно назвать ряд исповедей Китидзиро неизбежной цепью ошибок. С другой точки зрения, и путешествие иезуитов, ведомых «предателем» Китидзиро и вынужденных в конце концов отказаться от своей веры и монашеских обетов, можно легко расценить как неудачную миссию. В фильме «Молчание» есть двусмысленность, которая напоминает классический фильм Акиры Куросавы Расёмон (1950), где одна и та же история изнасилования представлена в четырех совершенно различных версиях, каждая из которых отражает точку зрения одного из участников драмы.      

Автору романа Сюсаку Эндо, если принять во внимание опыт его личных борений и кажущихся падений как католика, больше всего соответствует образ Китидзиро. Так же и Мартин Скорсезе полагает, что самым завораживающим и неоднозначным персонажем фильма является именно Китидзиро[iv]. Случалось, что во время съемок фильма Скорсезе думал: «Может быть, он „немного” Иисус». В Евангелии от Матфея Иисус говорит: «Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф 25, 40). Если ты встречаешь на дороге человека, который тебя отталкивает, — это Иисус. Очевидно, что Китидзиро постоянно падает и приносит этим вред себе и многим другим, включая собственную семью. Но затем в конце кто остается с Родригесом? Китидзиро. Становится ясно, что он был учителем Родригеса, его наставником, его гуру, так сказать. Вот почему в конце фильма Родригес благодарит его.

Возможно, Молчание во многих отношениях отражает мучительные сомнения Скорсезе относительно собственного призвания и верности христианским ценностям, которую так сложно сохранять в обстановке, по всей видимости, в крайней степени наполненной насилием и склоняющей к коррупции. Нарративный анализ способен поставить под сомнение поверхностное определение Китидзиро как «предателя». Вместо того чтобы рассматривать его как просто «предателя», можно увидеть в нем нового Иуду Искариота, предательство которого — приведение Иисуса на крест — сыграло необходимую роль в истории спасения. Теологическая интуиция могла бы помочь преодолеть слишком недальновидные оценки, которые не в состоянии найти настоящего героя в истории, в которой «предатель» — это в то же время движущая сила всей драмы. Господь распятый и воскресший, который в фильме первый раз появляется видимым образом на картине, немного напоминающей работы Эль Греко, постепенно исчезает в бурных морских водах по мере того, как развивается повествование, чтобы затем снова воплотиться в распятых на крестах христианах. И в финальной сцене, в центре которой мы видим труп Родригеса, есть, по крайней мере, один сдержанный намек на то, что распятие, которое жена вкладывает ему в руку, может быть знаком никогда не прерывавшейся связи с Воскресшим Господом.

Мартин Скорсезе говорит, что избрал Лик Христа, написанный Эль Греко, потому что подумал, что это изображение несет в себе больше сострадания, чем лик, написанный Пьеро делла Франческа. В молодости, по мере того как Мартин постепенно взрослел, Лик Христа всегда выражал дня него утешение и радость. И так мы постепенно начинаем понимать слова мастера, уже более пятидесяти лет занимающего свое место на вершине киноискусства: «Идея Воскресения, идея Воплощения, могущественное послание сострадания и любви… эта идея является ключом. Таинства, если человеку удается приступить к ним, претворить их в опыт, помогают приблизиться к Богу».

Фэн Сяоган «Молодость» (2017):  познать порыв и смысл самопожертвования

Молодость (по-китайски: 芳华; на пиньинь: Fānghuá) — китайский драматический фильм 2017 года, автор сценария: Янь Гэлин, режиссер: Фэн Сяоган, которого можно считать одним из самых значительных из ныне живущих режиссеров Китая. 

В центре фильма энтузиазм группы подростков, возникающий из их опыта службы в военно-патриотическом художественном ансамбле Народной армии освобождения во времена «культурной революции». Главные герои воспринимают мнимую «красную мечту» своего президента и верховного руководителя Мао Дзедуна как глубокий источник вдохновения и энтузиазма. Трогательно наблюдать в ансамбле искренние чувства самопожертвования и ответственности за осуществления общего идеала и вместе с тем предательство и страдания, характерные для эпохи, в которой культ личности президента Мао как героя Китая был на пике. 

Устами Сяо Суйцзы фильм рассказывает историю двух главных персонажей: Хэ Сяопин, простодушной и невинной девушки-новобранца, и Лю Фэна, морально безупречного человека, настолько идеального, что его товарищи восхваляют его как настоящего Лэй Фэна — бравого образцового солдата, которого коммунистическая пропаганда представляла как пример для всеобщего подражания. Оба персонажа участвуют в китайско-вьетнамской войне 1979 года и, совершая различные подвиги, показывают себя настоящими героями. В одной из драматических батальных сцен Лю Фэн всесте со своим подразделением попадает в засаду и пытается вытащить своего боевого товарища из грязи. Ему это удается, но сам Лю Фэн получает столь тяжелое ранение в руку, что ее приходится ампутировать.  

Характерный аспект господствовавшей культуры, на который проливает свет фильм, — это опыт жертв издевательств и злоупотреблений властью. Яркий тому пример — Хэ Сяопин, которая становится предметом насмешек соседей по комнате из-за своего деревенского происхождения. Причина насмешек и оскорблений — дурной запах, исходящий от девушки, так как она не привыкла часто принимать душ. Это преследование часто провоцируется дочерью областного начальника Ха Ху Вэнь. Как и другие новаторские работы режиссера Фэна Сяогана, например, картина Я — не мадам Бовари (我 不是 潘金莲), фильм противопоставляет ложным идеалам социальной жизни истинные альтруизм и любовь, воплощенные в последователях буддизма.

После войны Китай переживает период реформ. Лю Фэн и Хэ Сяопин с почетом увольняются из армии, но вынуждены бороться за выживание на грани нищеты среди окружения, которое больше не признает их героических заслуг. Фильм часто противопоставляет ложные позиции и построения, например, фальшивый Белый Дом, подлинным героям, таким как буддийский монах с отзывчивым сердцем, находящимся посреди общества, которое, кажется, стремится только к достижению материального благополучия и привилегированного социального положения. И все же, даже не получая никакого признания, образцовые персонажи Лю Фэн и Хэ Сяопин продолжают демонстрировать свою заинтересованность в благе других людей. В фильме есть также сцены жесткого противостояния двух героев властям, которые не проявляют к ним никакого уважения.

Невероятный отрезок времени в пятьдесят лет, который охватывает фильм, начинается с земного бога Мао Дзедуна, инициировавшего «новую» культурную революцию, которая должна была привести к кардинальному разрыву со «старыми» идеями, в числе которых религия и отвергнутая как буржуазная и «декадентская» философия конфуцианства. Молодые люди, такие как члены военно-патриотического художественного ансамбля, считались венцом творения этой мнимой «революции». Видение того, как развивались события на протяжении более полувека, позволяет зрителю пережить быстрое движение всей страны в сторону «политики открытой двери», проводимой под руководством Ден Сяопина. Девизом этой эпохи стал «Слава обогащению!» Прежде миллионы людей вдохновлялись «словами мудрости» из «красной книжечки» президента Мао, а затем увидели, как его заменяет другой национальный герой — Денг, который решительно поставил под сомнение логику культурной революции. Действительно, Денг как верховный лидер возник из пепла культурной революции и из хаоса, созданного Бандой четырех. 

И все же трогательно, что за пределами всех этих изменений Лю Фэн и Хэ Сяопин остаются последовательными в своей щедрой самоотдаче другим. Историческое развитие не оставляет сомнений в том, насколько материалистическая жажда прибыли и престижа попирает их изначальные ценности, отмеченные заботой о слабых и нуждающихся.

В фильме показано безжалостное отношение чиновников к настоящему герою, который потерял руку, мужественно пытаясь спасти боевого товарища от смерти. Но еще более жестокими и ненасытными выглядят жажда материальной прибыли, приобретения автомобилей и домов и желание достичь успеха за счет других. Неожиданным открытием фильма является то, что в то время как «великие герои и вожди истории» вроде Денга и Мао, кажется, бесследно исчезают, жизнь обычных людей, примером которых служат Хэ Сяопин и Лю Фэн, свидетельствует о том, что конфуцианские ценности, такие как порядочность, целостность, честность и правдивость, которые культурная революция пыталась искоренить, продолжают жить в сознании и в действии подлинных, хоть и не очень заметных героев.                                                                       

[i].      M. R. Bandsuch, Narrative Analysis of Heroic Characters in Film as a Promising Method for Moral Education in Contemporary China, in The Journal of Macau Ricci Institute, 5 maggio 2020.

[ii].     A. Spadaro, «Silence». Intervista a Martin Scorsese, in Civ. Catt. 2016 IV 583.

[iii].     J. X. Zhang, «Hero», in Film Quarterly Summer 2005, vol. 58, n. 4.

[iv].     Cfr A. Spadaro, «Silence». Intervista a Martin Scorsese», cit.