Историческая встреча и объятия между Папой Римским Франциском и Патриархом Московским и всея Руси Кириллом, произошедшие 12 февраля на Кубе, представляют собой мост на пути двух Церквей, отношения между которыми укоренены в прошлом. Папа Франциск напомнил об этом событии в минувшее воскресенье паломникам в Ватикане, и оно стало темой обсуждений круглого стола, организованного 21 февраля журналом Общества Иисусова «La Civiltà Cattolica».
Историческая встреча на Кубе не была спонтанной: она тщательно готовилась в течение долгого времени и стала промежуточным этапом, открывающим путь в будущее в диалоге между католиками и православными. Братские объятия между Папой Римским и главой Московского Патриархата имеют большое символическое значение, потому что они состоялись на острове Куба, который стал мостом между Севером и Югом, между Востоком и Западом. Такими размышлениями в интервью для Радио Ватикана поделился о. Антонио Спадаро, директор журнала «La Civiltà Cattolica»:
«Христиане – в этом случае католики и православные – вместе осознали знаковый характер этого момента. В его основе лежит мировая история и её злободневные вызовы, – именно они дали ‘зелёный свет’ для встречи между Епископом Рима и Патриархом Московским и всея Руси. Таким образом эта история, сотканная также из преследований на христиан и общего свидетельства крови, создала необходимость основоположного ‘экуменизма крови’, который приводит христиан к единству, несмотря на все существующие разногласия».
Говоря о принятой на встрече в Гаване Совместной декларации, о. Спадаро отметил, что подписанный документ, несомненно, является важным шагом, «однако сама встреча, иными словами братские объятия, – это действительно событие, вошедшее в историю христианства. Тот факт, что два великих христианских лидера заключили друг друга в объятия, стал своего рода иконой, знамением, пророческим знаком надежды для всех людей доброй воли. Принятый обеими сторонами документ очень важен, и, безусловно, он является плодом долгих размышлений. Однако пророческим импульсом стали именно руки, которые, кроме подписания Декларации, также обняли друг друга».
На тему братской беседы Папы Франциска и Патриарха Кирилла размышлял о. Давид Назар, ректор Папского Восточного института в Риме.
Священник подчеркнул глубокую экуменическую значимость этой встречи, которую он назвал «открытой дверью грядущих отношений между двумя Церквами. Эта дверь уже открыта, и в прошлое вернуться уже невозможно: нам остаётся лишь продолжать начатый диалог».
С духовной точки зрения было подтверждено братство среди христиан, несмотря на существующие богословские разногласия. «Когда мы говорим об экуменизме, очень часто мы подразумеваем лидеров, которые создают экуменизм правовой. Однако, – отметил священник, – я бы сказал, что это – последний из пунктов. Братство христианское гораздо важнее, чем юридическое единство. Это заметно в других странах, – например, в Канаде, Великобритании, США, – где экуменическое сотрудничество делает очень много и где христианская международная община может говорить о глобальных проблемах. Даже без правовой унификации могут происходить замечательные вещи».
По словам другого участника круглого стола, профессора восточного богословия и миссиологии о. Джермано Марани, два главных героя встречи сумели вместе вознестись над «туманом трудностей», которые до сих пор существуют между двумя Церквами, они сумели выбраться за рамки этих проблем.
«Нужно смотреть на Ближний Восток, на Европу, на семью, которая является одним из ключевых и общих моментов как для православных, так и для католиков. Очень важно, – подчеркнул священник, – выглянуть вместе наружу, чтобы увидеть там пространство для сотрудничества: именно к этому взывает историческая необходимость. Полагаю, что Папа Франциск очень сильно желал этой встречи, он старался её приблизить, не ставя условий; в некотором смысле, здесь говорила его здоровая внутренняя потребность в этой встрече. С другой стороны, конечно, давали о себе знать внешние исторические условия, которые в это время мы переживаем в Средиземноморье, в Европе, в Евразии… Я думаю, что все эти более-менее обозначенные военные очаги были одной из причин встречи, вероятно, самой важной».
Источник: http://ru.radiovaticana.va/