В годы, когда Хорхе Марио Бергольо проходил формацию, в Аргентинской провинции Общества Иисуса был основан «Центр духовности», и с самого начала «Духовный вестник» стал органом распространения материалов для духовных и теологических размышлений.
о. Мигель Анхель Фьорито (1916-2005) был центральной фигурой в этой среде. Его интеллектуальной строгостью и уравновешенным мышлением Провинция руководствовалась в своих действиях после Второго Ватиканского собора и до принятия его итогов в Латинской Америке. Именно в то время возникло размышление о «народной религиозности», которое в течение десяти с небольшим лет воплотилось в так называемую «теологию культуры». Опираясь на пастырский опыт приходов по всей стране и на окраинах Буэнос-Айреса, группа иезуитов под руководством отца Фьорито создала серию статей, касающихся «верного народа», ценности его самовыражения, его герменевтики (его сознания), его веры.
«Теология народа» должна рассматривать народ не как «объект» изучения (идеологически и двусмысленно), а как «субъект». Именно народный способ проживания веры и создания культуры должен быть отправной точкой размышлений. Фьорито излагает эту мысль, разъясняя три фундаментальных понятия: единство Церкви, которая не делится на «Церковь бедных» и «Церковь богатых», на «Церковь народную» и «Церковь образованную», потому что у народа тоже есть своя культура; реалистичное видение народа Божьего, которое исключает романтизацию и разделение; конкретика и всеобщий характер, поскольку через конкретную частность (вселенской Церкви) достигается всеобщность (которая выражается в частном).
В личных размышлениях о. Фьорито о народной религиозности присутствуют две темы: 1) Духовная битва — сохранение напряжения между вечным призванием крещения и конкретным историческим призванием. Речь идёт о двух измерениях существования человека, о необходимости объединить своё сознание. Это «не индивидуальная проблема, а общинная и церковная». 2) В основе пастырской деятельности лежит задача «чтения знаков времени», одним из которых и является народная религиозность. Речь идёт не о популистском видении и не о фольклорном интересе, а о теологически заложенном «знаке» Божьего плана.
В чертах этого размышления видна первая теологическая и пастырская основа, которую мы без труда узнаём в Папе Франциске. Даже «четыре принципа», на которые опирается апостольское послание Evangelii Gaudium, являются плодом размышления этой группы: впервые Бергольо сформулировал их в своей речи на открытии XIV Собрания провинции 18 февраля 1974 года.