Антонио Спадаро SJ 

Во время тридцать пятого апостольского визита на Кипр и в Грецию (2-6 декабря 2021) послание Папы громко звучало на разных уровнях. Говоря о Греческой Церкви, Папа Франциск говорил о Церкви Вселенской, предлагая образ Церкви терпеливой, слушающей, братской, синодальной, внимательной к вызовам времени, не превозносящейся и не одержимой числами, а открытой работе по инкультурации, способной широко мыслить. Что касается экуменизма, Папа подчеркнул общие корни Католической и Православной Церквей и пригласил работать сообща. Говоря о социальных и политических проблемах, Понтифик обратился к Европейскому Союзу, пытающемуся возводить стены и прокладывать колючую проволоку, с призывом не губить человечество и укрепить демократические ценности и борьбу против всякого отступления и скептицизма.

***

В четверг, 2 декабря 2021 г., в 11:00 рейс Ita Az4000, на борту которого были Папа, сопровождающие его лица и аккредитованные журналисты, вылетел в направлении международного аэропорта Ларнаки, где и приземлился в 15:00 по местному времени. Так начался апостольский визит Понтифика на Кипр.

Этот остров знаменует собой границу и место соприкосновения Европы и Ближнего Востока. Его географическое положение послужило тому, что со времен античности Кипр был стратегическим пунктом, через который проходили различные народы и цивилизации: хетты, греки, ассирийцы, финикийцы, египтяне, персы, македоняне, римляне, византийцы, а затем франки, венецианцы, турки и англичане.

Сегодня остров поделен на две части, Республику Кипр и Турецкую Республику Северного Кипра, признанную только Турцией. Никосия, столица Республики Кипр, в настоящее время является последней на европейском континенте разделенной столицей[i].

Видение Церкви

Первым этапом визита Папы на Кипр стала встреча с католической общиной. Церковь Кипра считается апостольской церковью. Ее основание связывают с двумя первыми великими проповедниками раннехристианских времен: святым Павлом и святым Варнавой, к которым позднее присоединился святой Марк-евангелист. Св. Павел прибыл на остров в 46 г. в сопровождении Варнавы – уроженца Кипра, умершего мученической смертью в 61 г., – который считается основателем Церкви Кипра. Католическая церковь Кипра насчитывает на сегодняшний день 38 тысяч верных, большинство из которых латинского обряда, что составляет 4,47% всего населения.

Папа Франциск направился в маронитский кафедральный собор Богоматери Милосердия в Никосии, главную церковь Архиепархии Кипра, насчитывающей 13 тысяч верных. Собор был построен в XVII веке, реконструирован около 1959 г. и освящен 28 октября 1961 г. Шестого июня 2010 г. его посетил Папа Бенедикт XVI, первый Папа, совершивший апостольский визит на Кипр. На входе Папу Франциска приветствовали маронитский патриарх, кардинал Бешар Бутрос Раи, и архиепископ, монсеньор Селим Жан Сфеир. После приветствий, песнопений и свидетельств Папа произнес речь, в которой изложил видение Церкви, основанной на богатстве различий. Он поприветствовал представителей маронитской Церкви, упомянув Ливан: «Я очень обеспокоен тем кризисом, в котором он находится». Затем он поприветствовал духовенство Католической Церкви латинского обряда, «которая сегодня, благодаря присутствию многих братьев и сестер мигрантов, представляет собой многоликий народ, настоящее место встречи разных этносов и культур». Именно в этом, согласно Папе, и состоит роль Кипра на европейском континенте: это история «переплетения народов и мозаики встреч». Такова и Церковь католическая, то есть «вселенская, открытое пространство, в котором все приняты и настигнуты божественным милосердием и призывом любить». Отсюда призыв Папы: «В Католической Церкви нет и не может быть стен: это общий дом, место взаимоотношений, сосуществование различий».

Понтифик призвал Церковь быть «терпеливой» и «братской». «Терпеливой» означает «спокойно принимать новое и различать в свете Евангелия». Это ясное и важное послание в том числе и «Церкви по всей Европе, отмеченной кризисом веры: не нужно быть импульсивными и агрессивными, жить прошлым или жаловаться, а нужно идти вперед, считывая признаки времени и признаки кризиса». «Терпение», объяснил Папа Франциск, означает в том числе «открыть уши и сердце разным проявлениям духовной чувствительности, разным способам выражения веры, разным культурам. Церковь хочет не стандартизировать, а терпеливо интегрировать». «Братство» означает, что в Церкви разрешено обсуждать различные взгляды, чувства и идеи. В некоторых случаях помогает говорить откровенно, это возможность расти и изменяться к лучшему. Однако будем помнить: мы спорим не для того, чтобы затеять войну, не для того, чтобы навязать свое мнение, но чтобы жить в Святом Духе, который есть любовь и единство. Мы спорим, но остаемся братьями».

Таким образом, терпение и братство характеризуют немонолитную Церковь, готовую принимать различия, слушающую, способную ко встрече с другими культурами и различным духовным восприятием.

Необходим «дух расширения»

В 17:00 Понтифик отправился в Президентский дворец Никосии, построенный в 30-х годах XX века, который находится недалеко от центра города. Во время британского владычества на Кипре (1878-1960) дворец был правительственной резиденцией. Президент Республики Никос Анастасиадес проводил Папу в свой кабинет, где состоялась частная встреча. По ее завершении президент вместе с Папой отправились в церемониальный зал на встречу с государственными и религиозными властями, дипломатическим корпусом страны и представителями общественных и культурных организаций. Там президент произнес продолжительную приветственную речь, в которой упомянул о разделении Кипра на два государства, выразив надежду найти решение этой проблемы. Последовала речь Папы.

Папа Франциск говорил о Кипре как о стране, «небольшой с географической точки зрения, но великой – с исторической; на острове, который веками не изолировал народы, но связывал их; на земле, граница которого – море; в месте, являющем собой восточные врата Европы и западные врата Ближнего Востока».

Обращаясь к властям, Понтифик говорил о Кипре как о «ценнейшей жемчужине в сердце Средиземного моря», чья красота обязана пересечениям и переплетениям культур на протяжении столетий. Охранять такую красоту непросто: как и образование жемчужины, это требует времени и терпения. Жемчужина рождается, когда моллюск страдает от проникновения инородного тела, угрожающего его безопасности, как, например, песчинки. Чтобы защититься, он «обволакивает поранившее его опасное и чужое тело, а затем преображает его в красивую жемчужину».

Кипр сегодня может быть той самой жемчужиной, которая объединяет «новое вместе с прежде его ранившим». И действительно, будучи географическим, историческим, культурным и религиозным перекрестком, Кипр может стать катализатором мира, «открытой стройплощадкой мира в Средиземноморье», которое страдает от конфликтов и гуманитарных трагедий. Мысль Папы ясна: «Стены страха и продиктованные националистскими интересами вето никогда не помогут прогрессу, как не сможет гарантировать его безопасность и стабильность один лишь экономический подъем». Необходим «дух расширения», как назвал его Папа: способность смотреть за пределы собственных рамок.

По окончании встречи Папа Франциск отправился в нунциатуру, которая находится в здании францисканского монастыря Святого Креста, относящегося к кустодии Святой Земли, братья которой присутствуют на Кипре с XIII века. В монастырский комплекс входит единственная римско-католическая церковь на Кипре, приходская церковь Святого Креста. Она расположена в контролируемой ООН буферной зоне Зеленой линии, между греко-киприотскими и турко-киприотскими границами.

 «Не будем потакать «непримиримости различий»!»

В пятницу, 3 декабря, в 8:20, Папа прибыл в резиденцию православного архиепископа Кипра, в центр города, где встретился с Его Блаженством Хризостомом II, архиепископом Новой Юстинианы и всего Кипра[ii].

На содержание этой встречи Папа Франциск намекнул позднее, на собрании Священного синода, высшего органа власти православной автокефальной церкви Кипра: «Ваше Блаженство, – сказал Папа среди прочего, – я был очень тронут, когда во время нашего сегодняшнего диалога Вы сказали о Матери Церкви. Наша Церковь – действительно мать, а матери всегда нежно собирают своих детей. Доверимся же Матери Церкви, которая собирает всех нас и которая терпением, нежно и храбро ведет нас по путям Господним».

После частной встречи Папа и архиепископ направились в православный кафедральный собор святого Иоанна Богослова, где они встретились со Священным Синодом. Архиепископ произнес речь, утверждая, что «христианские корни Европы, ее духовные истоки, находятся именно здесь, на Кипре». Вот почему остров считается «вратами христианства для мира язычников».

В своей речи Папа подчеркнул «общее апостольское происхождение» двух Церквей. Отдельным образом он вспомнил Варнаву, покровителя Кипра: «Его имя, – сказал он, – значит одновременно «сын утешения» и «сын увещевания». Примечательно, что в его личности отражены обе характеристики, без которых немыслима проповедь Евангелия». Именно Варнава призывает нас к проповеди, которая «должна следовать путем личной встречи, обращать внимание на вопросы людей, на их главные нужды. Чтобы быть сынами утешения, прежде чем сказать что-то, необходимо выслушать, позволить задать вопросы, открыть для себя другого, поделиться».

Папа Франциск подчеркнул, насколько важен диалог между католиками и православными, в особенности потому, что «через опыт вашей синодальности вы [православные] можете очень нам помочь». А затем призвал слушающих: «Не дадим парализовать себя страху открыться другим и поступать смело, не будем потакать так называемой «непримиримости различий», о которой в Евангелии нет речи!» Папа, веря в возможность действовать «словно» будучи едиными, попросил оставить предрассудки и предубеждения ради совместной работы, поскольку «каждый сохранит свои методы и свой стиль, но со временем совместная работа укрепит согласие и покажет себя плодотворной».

Вместе следовать по пути

После встречи со Священным синодом Папа Франциск направился на Стадион гимнастической ассоциации «Панкиприя», самый большой стадион Кипра. Здесь, в прекрасный солнечный день, он совершил Мессу. Папу приветствовали латинский патриарх Его Блаженство Пьербаттиста Пиццабалла и архиепископ Сфеир.

Отметим, что монс. Пиццабалла присоединился к крику боли из-за разделения, которое переживает Кипр, из-за этой открытой раны, о которой во время своих выступлений говорили как президент Республики, так и архиепископ. Приветствуя Папу, латинский патриарх сказал о ней в духе избавления и открытости будущему: «Кипр носит раны как Европы, так и Ближнего Востока: раны, являющиеся разделениями политическими, военными и – приходится не без горести признать – в том числе и религиозными». Он продолжил, констатировав, что Никосия – «последняя европейская столица, разделенная стеной, глубинная рана на острове». Христос Собою «низвергнул стены разделения», и поэтому, «если нас печалят наши раны и раны наших разделенных земель, будем помнить, что они могут быть преображены, наши внутренние стены низвергнуты, а история искуплена».

Папа Франциск произнес проповедь, посвященную двум слепым, которые, когда Иисус проходит мимо них, кричат о своих страданиях и своей надежде, прося их помиловать. Почему они обращаются к Иисусу? Потому что «во мраке истории Он – тот свет, что освещает ночь сердца и мира, что поражает тьму и побеждает любую слепоту». Двое слепых обращаются к Иисусу вместе («Помилуй нас, Иисус, сын Давидов!»): «Нам нужно держаться друг друга, нести наши раны сообща, вместе следовать по пути».

По окончании Мессы Папа Франциск вернулся в нунциатуру на обед. В 15:50 он отправился в приходскую церковь Святого Креста, располагающуюся внутри древних стен города Никосии. Здесь состоялся экуменический молебен с мигрантами. Папу принял Его Блаженство Пиццабалла. После приветствий, чтения из Послания к Ефесянам (Еф 2:13-22) и нескольких коротких, но очень содержательных и трогательных свидетельств, Папа выступил с речью, цитируя свидетельства, которые его затронули. «Это пророчество о Церкви, – сказал Папа. – Об общине, которая – со всеми человеческими ограничениями – воплощает мечту Бога». «Бог говорит нам через ваши мечты» и призывает нас «не удовлетворяться разделенными христианскими общинами, а творить историю, стремясь к мечте Бога, то есть к человечеству без разделяющих его стен, освобожденному от враждебности, где не существует чужих, но все сограждане, как писал апостол Павел в отрывке, который мы только что читали. Конечно, мы разные и гордимся нашим своеобразием; мы гордимся тем, что мы разные, этим своеобразием, которое есть дар Бога. Мы разные, мы гордимся этим, но мы всегда в мире, всегда братья».

 «Сколько же отчаявшихся, – продолжил Папа, – начали свой путь в очень трудных, даже суровых условиях, и так и не смогли достигнуть цели? Это море стало огромным кладбищем». Вспоминая истории о лагерях прошлого века, Папа сказал: «Мы жалуемся, когда видим подобное, и говорим: «Как же это могло случиться?» Братья и сестры: это случается сегодня, на соседних берегах!» И «вот история этой развитой цивилизации, которую мы зовем Западом». Ссылаясь на разделение страны, он продолжил: «И потом – простите меня, но я хотел бы высказать то, что у меня на сердце, хотя бы для того, чтобы молиться друг за друга и что-нибудь делать, – потом, колючие проволоки. Одну я вижу здесь: это война ненависти, которая разделяет страну». После экуменической молитвы и завершающего благословения Папа вернулся в нунциатуру.

В субботу утром Папа направился в аэропорт Ларнаки, где, перед вылетом в 9:30, с ним попрощался президент Республики. Около 11:10 Папа приземлился в международном аэропорту Афин, чтобы начать свой апостольский визит в Грецию.

Греция, родина демократии

Папу Франциска встретил министр иностранных дел, и он тут же отправился в Президентский дворец. Дворец был построен в 1897 г. и находится в сердце греческой столицы, рядом с Греческим парламентом. Здесь его приняла президент, госпожа Катерина Сакелларопулу. Затем состоялась частная встреча с первым министром, господином Кириакосом Мицотакисом. После чего Папа, президент и премьер-министр собрались в зале на встречу с государственными и религиозными властями, предпринимателями и представителями гражданского и культурного общества. В своей речи президент упомянула, в числе прочего, что в тяжелые времена «больших вызовов для человечества, таких как миграционный кризис с большим числом беженцев, нищета, климатические изменения и пандемия», вклад религии и Церкви «важен не только экзистенциально и не ограничивается лишь кругом верующих»: он напрямую связан с политикой «заботы и человечества» и открывает дорогу «мирному сосуществованию и процветанию всех нас».

Папа произнес неподготовленную речь о смысле трансцендентного и о смысле демократии. Он напомнил, что, начиная с Греции, «горизонты человечества расширились». Самая высокая часть города, Акрополь, – это «призыв расширить горизонты к Высоте»: «От горы Олимп и Акрополя до горы Афон, Греция приглашает людей всех времён направить жизненный путь к высотам – к Богу, потому что мы нуждаемся в трансцендентности, чтобы по-настоящему быть людьми».

Однако в Афинах взгляд направлен не только к Богу, «но и к ближнему, о чем нам напоминает близлежащее море, которое призывает эту находящуюся в сердце Средиземноморья землю служить мостом для народов». Здесь великие историки «любили рассказывать истории ближних и дальних народов», но также люди здесь «начали чувствовать себя гражданами не только собственного отечества, но и всего мира. Гражданами: здесь человек осознал себя «политическим животным», частью общества, и увидел в других не подданных, но граждан, с которыми можно вместе организовать полис. Здесь зародилась демократия. Ее колыбель тысячелетия спустя стала домом демократических народов: я имею в виду Европейский союз, ту мечту о мире и о братстве, которую он воплотил для многих народов».

Афины важны сегодня, в момент «упадка демократии, которая предполагает всеобщее участие и вовлечение, и поэтому требует усилий и терпения. Она сложна, в то время как авторитаризм поспешен и простые заверения популистов кажутся заманчивыми». Папа Франциск с горечью отметил распространяющийся «демократический скептицизм», спровоцированный «дистанцирующимися институтами, боязнью потерять идентичность, бюрократией». «Но всеобщее участие – это необходимое условие не только потому, что с его помощью мы можем достичь общих целей, но и потому, что оно отвечает нашему естеству, нашей социальной, неповторимой и в то же время взаимозависимой природе». Лекарство содержится в «хорошей политике». Поможем друг другу – призвал Папа – «перейти от сочувствия к участию; от заботы лишь о собственной доле к активному содействию всеобщему благу».

Папа отметил и тот факт, что «европейское сообщество, раздираемое националистическим эгоизмом, вместо того, чтобы быть движущей силой солидарности, иногда демонстрирует закрытость и разобщенность. Если раньше идеологические противоречия не позволяли возвести мосты между востоком и западом, то сегодня миграционный вопрос создал пробоину между югом и севером, и мигранты оказываются «главными героями ужасной современной одиссеи».

Елей общности, мудрости и утешения

Затем Понтифик вернулся в нунциатуру на частный обед и в 15:45 отправился в резиденцию православного епископа Греции, которая размещается в здании в двухстах метрах от кафедрального собора Благовещения Пресвятой Богородицы. На входе Папу приветствовал Его Блаженство Иероним II, Архиепископ Афинский и всея Эллады, глава Элладской православной церкви. Перед началом частной встречи Папа Франциск ненадолго остановился у иконы Богоматери с Младенцем, чтобы почтить ее и увенчать двумя коронами. Напомним, что 16 апреля 2016 г. Архиепископ вместе с Папой Франциском и экуменическим патриархом Варфоломеем посетил лагерь Мория на острове Лесбос, чтобы привлечь внимание общественности к проблеме беженцев.

В тронном зале архиепископской резиденции, где собрались соответствующие лица, было выставлено Евангелие и, прежде чем сесть, Архиепископ и Папа подошли поцеловать его. Иероним II произнес речь, в которой утверждал: «Мы принимаем Ваше Святейшество, признавая в Вашем лице смиренного и опытного провозвестника Благой Вести, ради нашего единства в нашей общей вере в Христа». Архиепископ отметил, что Слово Христа «делает мир из состояния одного человека состоянием общественным». Как следствие, мы «вместе должны свернуть горы, преграды и непримиримость сильных мира сего». По этому поводу он упомянул обязательства по отношению к мигрантам, против климатических изменений и на благо тех, кто вовлечен в политические и религиозные конфликты.

Последовала речь Папы Франциска, который напомнил собравшимся о «наших общих апостольских корнях, преодолевших века». Впоследствии, к сожалению, «мирской яд отравил нас, сорняки подозрения нас отдалили, и мы перестали развивать общность». Папа развернул нечто вроде «теологии оливкового дерева»[iii][3], чей плод – масло – определил как «жидкое солнце». Оливковое масло, елей, указывает христианам на Святого Духа, который произвел на свет Церковь. Святой Дух это, прежде всего, «елей общности». Общность братьев еще в псалмах описывается как «драгоценный елей на голове, стекающий на бороду»». Папа пригласил призывать «Духа общности, чтобы он поддерживал нас на наших путях и помогал нам созидать общность, основываясь не на расчетах, стратегиях и выгодах, а на единственном образце: Пресвятой Троице». Святой Дух – это также «елей мудрости», который помазал Христа и желает вдохновлять христиан. «Будем послушны Его кроткой мудрости, дабы возрастать в познании Бога и открываться друг другу». И кроме того, Святой Дух – еще и «елей утешения», который излечивает раны человечества.

По завершении встречи Папа направился в католический кафедральный собор Афин, посвященный Святому Дионисию Ареопагиту, первому епископу города[iv]. Этот собор – епископский престол Афинской католической архиепархии, которая была восстановлена в 1875 г. Папой Пием IX и чья территория поделена между тринадцатью приходами. В 1877 г. собор возвели в ранг малой базилики, и это первая и единственная католическая церковь Греции, удостоившаяся такого титула.

В Греции насчитывается 133 тысячи католиков, то есть 1,2% почти одиннадцатимиллионного населения. К ним следует добавить несколько тысяч иммигрировавших рабочих с разрешением на временное проживание и просителей убежища. В 2018 г. реальное число католиков на территории Греции оценивалось приблизительно в 400 тысяч.

У главного входа в собор Папу приветствовали Архиепископ Афин, Теодорос Контидис, и настоятель. Монсеньор Севастианос Россолатос, епископ на покое и председатель Конференции католических епископов Греции, в приветственном слове сказал, среди прочего, что присутствие мигрантов изменило и обновило лицо католической общины в Греции. После нескольких свидетельств Папа выступил с речью, назвав греческую землю «даром, наследием человечества, на котором был заложен фундамент Запада». «Все мы в какой-то степени наследники вашей страны, и все мы у нее в долгу: без поэзии, литературы, философии и искусства, которые развились здесь, мы не могли бы узнать многих сторон человеческого существования, как не могли бы найти ответа на многие сокровенные вопросы о жизни, любви, горе и смерти». Именно «в русле этого богатого наследия на заре христианства была открыта лаборатория распространения веры, ведомая мудростью многих Отцов Церкви». Проповедовавший на этих землях святой апостол Павел подготовил встречу раннего христианства и греческой культуры. И Папа Франциск побуждает нас продолжить распространять веру в современном мире, руководствуясь двумя важнейшими аспектами служения апостола: доверием к Богу и радушием.

Доверие – это закваска, действующая внутри теста, а не внешние силы: «Нам как Церкви непозволителен дух завоевания и победы, великолепие больших чисел, мирское величие. Все это опасно. Это искушение триумфализма[v]. Мы призваны быть горчичным зерном, которое ничтожно мало, но медленно и смиренно растет».

Радушие – это «внутреннее расположение, необходимое для евангелизации: не желание захватывать пространство и жизнь другого человека, а посев Благой Вести в почву жизни ближнего; это упражнение прежде всего в принятии и распознавании семян, которые Бог уже посеял в его сердце ещё до нашего прихода». Апостол Павел всегда предлагал, но не навязывал, поскольку «смотрел на реальность духовным взором: он верил, что Святой Дух действует в сердце человека вне зависимости от религиозных ярлыков». В завершение Папа лично приветствовал епископов, а затем вернулся в нунциатуру, где прошла частная встреча с иезуитами, работающими в Греции.

Лесбос: «Прошу вас, остановим это кораблекрушение цивилизации!»

В воскресенье, 5 декабря, Папа отправился в Афинский аэропорт, чтобы полететь в Митилини, где его встретила президент Республики и Архиепископ Наксоса, Андроса, Тиноса и Миконоса монсеньор Йосиф Принтезис. Лесбос, известный также по названию столицы Митилини, – самый большой остров северо-восточной части Эгейского моря и третий по величине в Греции, расположенный у берегов Анатолийского полуострова.

Из аэропорта Папа направился в Центр приема беженцев «Reception and Identification Centre». Это специально оборудованная территория для приема беженцев в Митилини. Она заменяет центр приема и идентификации Мория, бывший самым большим лагерем беженцев в Европе до сентября 2020 г., когда он был уничтожен в результате пожара. Лагерь находился недалеко от села Мория, вблизи Митилини, и именно его посещал Папа 16 апреля 2016 г. Новый центр в Митилини принимает тысячи человек. Папа Франциск попал на территорию через восточный вход и на машине направился к месту встречи. После приветствий и нескольких свидетельств Папа произнес речь, глядя в глаза мигрантов, «полные страха и ожидания». Перед речью, как и после, Папа пересек лагерь, встретившись с некоторыми беженцами лично.

Обращение Папы прозвучало настойчивым призывом усвоить уроки пандемии, благодаря которой «мы поняли, что большие проблемы нужно решать сообща, потому что в сегодняшнем мире фрагментарные решения недостаточны». Что касается миграционного вопроса, «все выглядит ужасно запущенным». «Это иллюзия, – продолжил Папа, – думать, что достаточно обезопасить себя, защищаясь от слабых, которые стучатся в дверь. Будущее сблизит нас еще больше». Понтифик призвал не к «односторонним действиям, а к широкомасштабной политике», указал на необходимость не только «разрешать экстренные ситуации», но «подходить к эпохальным изменениям с широтой взгляда», дабы «не отрекаться от общей для нас человечности».

Папа с прискорбием признал: «Пять лет прошло с момента моего визита сюда вместе с дорогими братьями Варфоломеем и Иеронимом. За все это время в вопросе миграции мало что изменилось», и «в Европе остаются те, кто упорно продолжает относиться к этой проблеме как к делу, которое их не касается». Напротив, кажется, что появляются решения, противоречащие человечности: «Больно слышать, когда в качестве решения предлагают использовать общие средства, чтобы построить стены, проложить колючую проволоку». Но «проблемы решаются не возведением стен».

Папа повторил слова, произнесенные Эли Визелем на вручении Нобелевской премии мира 10 декабря 1986 г.: «Когда человеческие жизни находятся в опасности, когда человеческое достоинство в опасности, государственные границы становятся несущественными». Не должны противопоставляться «безопасность и солидарность, местное и всеобщее, традиция и открытость», а это то, что происходит в «политической пропаганде». Следует находить решения даже наиболее далеких от нас ситуаций. Папа призвал смотреть на лица детей: «Найдем мужество почувствовать стыд перед ними, невинными, в которых наше будущее. Они взывают к нашей совести и спрашивают: «Какой мир вы оставляете нам?»» Мы мало думаем о будущем, допуская, «чтобы mare nostrum превратилось в опустевшее mare mortuum». В конце речи прозвучал отчаянный призыв Папы: «Прошу вас, остановим это кораблекрушение цивилизации!»

Затем Папа Франциск прочитал Angelus. В 12:30 он вновь вылетел в Афины и отобедал в нунциатуре. В 16:15 Папа отправился в концертный зал «Мегарон», где отслужил Святую Мессу второго воскресенья Адвента. Папа произнес проповедь, полную надежды: «Проповедуя в пустыне, Иоанн уверяет нас, что Господь придет освободить нас и вновь дать жизнь именно в тех ситуациях, которые кажутся неразрешимыми, безвыходными. Нет места, которое Бог не хотел бы посетить. И сегодня мы не можем не радоваться оттого, что Он выбрал пустыню, чтобы найти нас в нашей малости, которую Он возлюбил, и в нашей жажде, которую Он хочет утолить!» Обратиться – значит «мыслить шире, выйти за пределы привычных ментальных схем».

В завершение Мессы монс. Теодорос Контидис поприветствовал Святейшего Отца. Прежде чем покинуть концертный зал «Мегарон», Папа получил высокую награду от мэра Афин. Вернувшись в нунциатуру, он вновь встретился с Его Блаженством Иеронимом II, который сделал следующую запись в книге почета: «Сегодня вечером, 5 декабря 2021 г., в праздник святого Саввы, я и сопровождающие меня пришли поблагодарить Понтифика и Святейшего Римского Брата, Франциска, за его визит в Грецию. Приветствуем его и желаем успешного возвращения. Да благословит нас Бог».

Молодежи: все начинается с чуда

Утром в понедельник, 6 декабря, в 8:15 в нунциатуре Папа принял председателя Парламента Греции Константиноса Тасуласа. Затем он встретился с бывшим премьер-министром Алексисом Ципрасом, а после — с группой из девяти молодых сирийских беженцев-христиан, живущих в данный момент при Ординариате Армянской католической церкви в Афинах. Затем Папа направился к школе Святого Дионисия в Амарусионе, опекаемой сестрами-урсулинками. Здесь он встретился с молодежью. У входа в зал Папу приветствовал ответственный за пастырство молодежи Греции. После традиционного танца поделились своими свидетельствами девушка-филиппинка, молодой человек с греческого острова Тинос и молодой человек из Сирии.

Затем Папа произнес речь, призвав изумляться чуду: «Все началось с искры, с открытия, выраженного в одном потрясающем слове: thaumàzein. Это удивление, изумление. С этого началась философия: с изумления перед творением, перед нашим существованием, перед гармонией всего сущего, перед тайной жизни. Но изумление – не только начало философии, это и начало нашей веры». Ведь «суть веры – не идея или мораль, но реальность, прекрасная реальность, которая не зависит от нас и повергает в изумление: мы возлюбленные дети Божии!»

Вспоминая Одиссея, Папа привел в пример образ сирен, которые своим пением заманивали моряков, чтобы разбить их о скалы. Сегодня тоже находятся сирены, которые хотят околдовать «соблазнительными и назойливыми словами, ведущими к ложным нуждам потребления, к культу физического здоровья, развлечений любой ценой…» Одиссею удалось противостоять им, привязав себя к мачте корабля. Но Папа предложил другую модель: Орфея, который «учит нас лучшему пути: он исполнил более красивую мелодию, чем пение сирен, и таким образом заставил их молчать. Вот почему важно взращивать удивление, красоту веры!»

Помимо удивления, Папа призвал к братству и дружбе, для которых необходимо упражняться в «гимнастике души»: в Греции «зародились наиболее значимые спортивные события, Олимпиада, марафон… Помимо полезного спорта для тела, есть еще спорт для души: тренироваться быть более открытым к другим, преодолевать длинные дистанции самим, чтобы сокращать их с другими; метать сердце через препятствия; носить бремена друг друга…» И наконец Папа сказал о надежде, указывая в открытое море: «Спасение – в открытом море, в устремлении, в поиске, в следовании за мечтами, мечтами настоящими, которые влекут за собой усталость, борьбу, встречные ветра, внезапные бури».

В 10:45 Папа прибыл в аэропорт Афин, где с ним простился министр иностранных дел. В 11:30 самолет взлетел в направлении римского аэропорта Чампино, где и приземлился в 12 часов 35 минут.

* * *

Во время этого тридцать пятого апостольского визита послание Папы громко звучало на разных уровнях. Говоря о Греческой Церкви, Папа Франциск говорил о Церкви вселенской, предлагая образ Церкви терпеливой, слушающей, братской, синодальной, внимательной к вызовам времени, не превозносящейся и не одержимой числами, а открытой работе по инкультурации, способной широко мыслить. Что касается экуменизма, Папа подчеркнул общие корни Католической и Православной Церквей и пригласил работать сообща. Это поможет не потакать «непримиримости различий», которая не соответствует Евангелию. Совместная работа укрепит согласие, и станет возможным учиться друг у друга. Тому, что касается синодальности, Католической Церкви может помочь научиться Православная. 

Говоря о социальных и политических проблемах, Понтифик обратился к Европейскому Союзу, пытающемуся возводить стены и прокладывать колючую проволоку, с призывом не губить человечество и укрепить демократические ценности и борьбу против всякого отступления и скептицизма. Чтобы одержать победу над искушениями отступить и отчаяться, Папа Франциск использовал светлые образы, которые остаются в памяти, такие как жемчужина и олива, так же как и образ странствий Одиссея и пения Орфея, связанного с острым призывом к чуду.

***

ПРИМЕЧАНИЯ:

[i] Вспомним, что в 1878 г., на закате Османской империи, Кипр стал британским протекторатом, получив впоследствии независимость с подписанием договора 19 февраля 1959 г., который предусматривал сотрудничество между греческим и турецким сообществами. Для этого при греко-киприотском президенте был поставлен турецко-киприотский вице-президент и утвержден смешенный состав правительства и парламента. С 1963 г., вследствие конституционного спора, напряжение возросло вплоть до государственного переворота 17 июля 1974 г., осуществленного правившей в тот период в Греции военной хунтой. Последовало вторжение Вооруженных сил Турции, которая взяла под контроль северную часть острова, составляющую чуть более одной трети общей поверхности, дав жизнь Кипро-турецкому Федеративному Государству, которое 15 ноября 1983 г. стало Турецкой Республикой Северного Кипра, президентской республикой, признанной только Турцией. В апреле 2004 провалился план ООН по объединению острова в одну греко-турецкую конфедерацию с одинаковым политическим и институционным весом. Таким образом, только Республика Кипр полноправно вошла в состав Европейского Союза 1 мая 2004 и в 2008 перешла на евро. В дальнейшем имела место новая серия переговоров, но и они оказались безуспешными.

[ii] Напомним, что между Святым Престолом и Кипрской православной церковью установились братские отношения, которые укрепились с подписанием в Ватикане 16 июня 2007 г. совместного заявления Бенедикта XVI и Хризостома II, а затем апостольским визитом Бенедикта XVI на Кипр (4-6 июня 2010), за которым последовал второй визит Хризостома II в Ватикан в 2011 г.

[iii] См. Соннет, Жан-Пьер. Возвращение к оливе. К вопросу о богословии Средиземноморья // Civiltà Cattolica. – 2021. – №3. – С. 105-120 (J.-P. Sonnet, «Ritornare all’olivo. Per una teologia mediterranea»).

[iv] Конференция католических епископов Греции (католический аналог Священному Синоду в Православной церкви) была учреждена в 1965 г. и объединяет греческих епископов и архиепископов латинского и византийского обряда. В настоящее время ее председателем является монс. Севастианос Россолатос, а генеральным секретарем – монс. Николаос Принтезис, архиепископ Наксоса, Андроса, Тиноса и Миконоса.

[v] См. Фарес Д. Против триумфализма и обмирщения // Civiltà Cattolica. – 2021. – №4. – С. 319-332 (D. Fares, «Contro il trionfalismo e la mondanità spirituale»).