Жозе Мануэль Мартинш Лопеш SJ

Сегодня СМИ сосредоточены на скандалах вокруг сексуальных злоупотреблений и педофилии в Церкви. Папа Франциск в своих речах настаивает на том, что никогда нельзя отделять сексуальное злоупотребление от злоупотребления властью, авторитетом и совестью. Эта статья ставит перед собой цель расширить дискуссию в соответствии с рекомендацией Папы. Автор руководит факультетом философии и общественных наук в Португальском католическом университете.

***

Введение

Злоупотребления, о которых мы размышляем в этой статье, представляют собой искаженное распоряжение авторитетом и послушанием — добродетелью, общей для всех христиан и уподобляющей их Христу: ведь Он сам был послушен Отцу даже до смерти на кресте[1]. Тем более отождествляют себя со Христом в послушании те, кто посвящает себя Богу и дает обет слушаться настоятелей. Подобным же образом диаконы и епархиальные священники при рукоположении обещают послушание своему епископу.

Послушание признано важным в Церкви с самого начала ее истории. Например, Климент Римский в Послании к коринфянам призывает подчиняться церковной иерархии в знак уважения к полномочиям, исходящим от самого Христа. Так каждый, исполняя свой долг и уважая достоинство других, вносит вклад, именно через послушание, в созидание тела Христова[2].

Иногда, особенно в посвященной жизни, послушание требуется в особо трудных обстоятельствах, и может возникнуть искушение унынием и недоверием. Св. Бенедикт, отец монашества, всегда рекомендовал в такой ситуации доверительный диалог между монахом и аббатом и призывал к послушанию из любви к Богу, с упованием на Его помощь. А св. Франциск Ассизский настаивал на «милосердном послушании»: брат, даже жертвуя собственным мнением, исполняет требуемое, поскольку тем самым «угождает Богу и ближнему»[3].

Богословскую сторону послушания следует хранить и беречь безоговорочно: это фундаментальное измерение в жизни христианских общин, гарантия единства и миссионерского усердия. Послушание, столь широко представленное в церковной истории, особенно в разнообразных формах монашеской жизни, даже если решения принимаются на общем собрании, требует высокой оценки и защиты. В современном обществе, справедливо подчеркивающем субъективность и автономию отдельной личности, зрелое послушание — это знак принадлежности Христу, свойство жизни, отданной на служение Его Царству[4]. Поэтому злоупотребление властью, авторитетом или совестью ранит церковную ткань, разрывает тело Христово, которое есть Церковь.

Эту проблематику хорошо понимает Папа Франциск, заявивший в интервью на португальском телеканале: «Выскажусь предельно ясно: злоупотребление по отношению к мужчинам и женщинам в Церкви — авторитетом, властью и сексуальное злоупотребление — это чудовищно! Совершенно ясно, что тут не должно быть никакой толерантности. Никакой! Священник не может оставаться священником, если на его совести злоупотребление. Не может! Потому что он болен или преступник, не знаю… Очевидно, болен. Это же низость, разве нет?»[5]

В Церкви, желающей следовать за Христом и Его Евангелием, говорить о злоупотреблении авторитетом, властью[6] или совестью[7] со стороны представителей Церкви в отношении других людей, внутри Церкви или снаружи, — сегодня уже не табу, а наоборот, обязанность[8]. Корень таких злоупотреблений — неадекватное пользование властью, и часто его отягощает манипуляция совестью[9]. Мало-помалу в Церкви — подражая миру — мы научились соблазнять, искажать факты и манипулировать вниманием и эмоциями слушателя, используя дезинформацию к выгоде говорящего и дискредитируя жертву, чтобы никто не принял всерьез ее реакцию[10].

Дурное обращение с людьми — мирянами или посвященными — со стороны носителей власти внутри Церкви разрушило слишком много жизней. Растет понимание того, что перед нами не отдельные случаи, а скорее структурная и системная проблема, которая долго оставалась незамеченной только из-за эмоционального шантажа, укрывательства, страха и молчания жертв. Серьезная проблема при пользовании авторитетом коренится в клерикализме, присутствующем в самих церковных институтах[11]. Горше всего осознавать, что делают это те, кому Церковь поручила священническое служение и руководство монашескими общинами. Для достижения своих целей агрессор пользуется доверием Церкви и самих жертв, его поощряют укрывательство и пособничающее молчание. Молчание и страх — удобные каналы распространения зла и самое большое препятствие для реформы[12]. А те, кто держит в своих руках власть и распоряжается финансовыми средствами и информационными каналами, с легкостью вешают вину на жертву. Однако мы живем в то время, которое не может больше терпеть такую несправедливость, как дурное пользование авторитетом, что позволило обличить множество злоупотреблений.

Основная проблема в том, что структуры власти во многих случаях отравлены и заражены. С другой стороны, при злоупотреблении — авторитетом, властью[13] или сексуальном — все, кто видит и молчит, соучаствуют бездействием. Причем молчание, в силу своих последствий, часто хуже самого злоупотребления. Кто умывает руки, тот не сохраняет нейтралитет, а становится на сторону агрессора[14].

Злоупотребление властью

Мы будем использовать выражение «злоупотребление властью» в специфическом смысле, имея в виду способность ограничивать, принуждением и насилием, благодаря занимаемому положению, чужую свободу, склоняя подчиненного принимать решения, противоречащие его воле. Предмет злоупотребления составляют: излишество, несправедливость или недолжный способ. Злоупотребление властью служит основанием для всех злоупотреблений; напротив, надлежащее пользование властью уподобляет нас Богу и укрепляет достоинство других[15].

Когда кто-либо злоупотребляет властью, то чувствует, что не имеет — или лишился — нравственного авторитета, которым некогда был облечен[16]. Злоупотребление властью также проявляется в попытке, со стороны агрессора, навязать ключи к толкованию реальности, показывая, что именно он понимает ее верно. Поэтому он конструирует повествования исходя из того, что хочет навязать, манипулируя ради достижения своих целей, а при необходимости — унижая и очерняя[17]. Кроме того, он опирается на занимаемое положение, на «информацию», находящуюся в его распоряжении, и ссылается на близость к власти, иерархически вышестоящей.

Важно отметить, что все мы, из-за присущей нам уязвимости[18], носим внутри себя «энергию» власти[19]. Также следует добавить, что всегда есть опасность культа личности по отношению к тому, у кого власть. Это две стороны одной медали: культ личности, желанный тому, кто ищет власти, сопровождается обезличиванием «обожателей». Неизбежное следствие культа личности — культ безличности и обнуление тех несчастных, кто предается такому идолослужению. В этих ситуациях — особо опасных в религиозном мире — игры со властью, тирания и подчинение соединяются с иррациональностью, вызванной страхом, малодушием и ложью.

Злоупотребление авторитетом

Злоупотребление служением авторитета[20] начинается с вертикальной централизации, дающей оправдание совести авторитетного лица[21], без учета того факта, что совместная ответственность при пользовании авторитетом высвобождает автономию. Если настоятель или настоятельница принимают решение о жизни человека, посвященного Богу, не слушая этого человека и не учитывая его точку зрения, то узурпируют место, им не принадлежащее. Иными словами, кто не подготовлен и не расположен к диалогу, умиротворяющему совесть другого, тот демонстрирует неспособность выполнять полученную миссию.

Служение авторитета[22] по отношению к другим людям должно содействовать укреплению связей с институтом, именно потому что речь идет о человеке, посвятившем себя Богу посредством монашеских обетов. Никакой авторитет — даже основатель — не может считаться единственным толкователем харизмы или ставить себя выше всеобщего закона Церкви[23]. Носитель авторитета должен остерегаться искушения самодостаточностью, то есть уверенностью, что все зависит от него. Авторитет, замкнутый на себя, не имеет ничего общего с логикой Евангелия.

В институтах посвященной жизни следует всячески препятствовать авторитаризму[24]. Ради справедливости и прозрачности надлежит исследовать связь между злоупотреблениями авторитетом, властью и сексуальными[25] и случаями ухода и самоубийства в посвященной жизни. Самым решительным образом надо смещать фокус с авторитета на динамику братства[26], потому что авторитет имеет смысл, только если служит евангельскому общению.

Злоупотребление совестью

Одно из главных препятствий, стоит только заговорить о злоупотреблении совестью, состоит в том, что его тяжесть и распространенность в Церкви еще не признаны[27]. Тема вынесена на повестку в связи с кризисом из-за сексуальных злоупотреблений, но требует особого рассмотрения; ее нельзя считать просто этапом, предваряющим сексуальное злоупотребление. Это покушение на человеческое достоинство; пострадавший, хотя и не в сексуальной сфере, столкнется с тяжкими духовными и психологическими последствиями, потому что зачастую совершается вторжение в область религиозного опыта, гораздо более тонкое, но и гораздо более извращенное. Совесть — это вместилище свободы суждения и место встречи с Богом лицом к лицу, а злоупотребление совестью препятствует этой свободе и этой встрече, разлагая два основных элемента христианской антропологии: свободу — атрибут человека — и связь с Богом, высшей целью[28]. Злоупотребление совестью опирается на пессимистичную антропологию, не ценящую достоинство и субъективность человека. В центре такой антропологии не образ Божий в человеке, а порча, причиненная грехом. Если человеческая природа испорчена, нельзя доверять совести или разуму, а только «просветленному», который в силу сверхъестественной благодати знает и транслирует волю Бога[29].

Злоупотребление совестью возможно только в сфере доверительных отношений. Безоглядное следование за Иисусом подразумевает доверие к церковному посредничеству, но с этим доверием может быть связан риск — поставить себя в положение хрупкости и уязвимости. Жертвы злоупотребления совестью не виноваты в том, что доверяли. Ведь доверие не слабость, а условие для следования за Иисусом Христом. Всякий, кто несет служение в Церкви, облечен церковным доверием. Поэтому злоупотребление совестью, даже в личных отношениях, всегда имеет институциональное измерение, и нельзя отрицать церковную ответственность, когда некто объявляет себя достойным доверия, а на самом деле это не так.

Злоупотребление совестью не тождественно злоупотреблению духовной властью, поскольку может быть совершено и юридической властью. Итак, нужно определить состав преступления: злоупотребление совестью — это тип злоупотребления властью, юридической или духовной, который ослабляет или уничтожает свободу суждения и не дает верующему остаться наедине с Богом[30]. Когда суждение настоятеля возведено в абсолют, суждение и разум других людей считаются относительными; власть настоятеля ничем не уравновешена, а потому вырождается в произвол, не подчиняясь рациональным доводам. Когда над властью поставлен критерий, произвол царить не может. Абсолютизация послушания настоятелю часто сопровождается, как ни парадоксально, непослушанием всей остальной Церкви. Абсолютизируя вдохновение вышестоящего лица, мы в итоге обесцениваем или дисквалифицируем разум, потому что он показывает, что мир устроен не линейно; агрессор же предпочитает торжество простой единственной мысли, то есть собственной: инакомыслие запрещено.

И тогда евангельскую радикальность изображают как нечто, превосходящее разум, поэтому вмешательство разума считают признаком заурядности, приравнивают к душевной узости. Внушают, что предоставить место рациональному — значит пойти на уступки миру. Превознося евангельское «безумие», восхваляют иррациональное, порицают критический дух и способствуют произволу. Все это на руку злоупотребляющему начальнику, который не потерпит, чтобы в нем сомневались. Требуя «слепого» послушания, объявляют критическое мышление знаком гордости и даже симптомом присутствия злого духа. Говорят, что «от апостолов — не проблемы, а решения»; у этой фразы есть позитивный смысл, но есть и негативный: если ее понимают как запрет на вопросы и на разбирательство в проблемах.

Заключение

Граница необходима носителю авторитета, и внутри Церкви это не должно считаться новшеством. Принцип воплощения подразумевает разделение ответственности с другими, когда это уместно. Иными словами, в Церкви авторитет должен быть ясным, прозрачным, образцовым свидетельством об альтернативном способе пользования властью[31].

Поскольку произвол — непременное искушение для каждого человека, необходима бдительная профилактика. Нужны системы контроля, независимые от носителя власти, а это в свою очередь требует практичных и эффективных протоколов, которые гарантируют прозрачность решений и позволят сигнализировать о случаях злоупотребления и произвола при пользовании властью. Никто не должен думать, что злоупотребления остаются без последствий и без наказания[32]. Злоупотребляющие властью или соучаствующие действием или бездействием оставляют след, «печать греха», которая губит и непоправимо разрушает множество невинных жизней.

С другой стороны, агрессору нужны «сотрудники» — те, кто ему сопутствует. Поэтому часто, несмотря на правило, ограничивающее срок пребывания в должности, настоятели занимают свой пост пожизненно. Тенденция держать все тех же людей долгие годы на авторитетных позициях чревата рисками для них самих: есть опасность отождествить себя с ролью, более того — спутать собственную волю с волей Божией и жестко навязывать ее подчиненным. Тому, кто слушается, тоже грозит опасность: искать уже не воли Божией, а одобрения от авторитетного лица. Так, во имя «единства», любая мысль, не вторящая начальственному голосу, вытесняется на обочину, а то и вовсе устраняется[33]. Именно это Папа Франциск называет «жестким мышлением»: человека отождествляют с ролью, единство путают с единообразием[34].

Вторая заповедь Декалога[35] единственная из всех предусматривает наказание — прямым текстом — для того, кто нарушит запрет произносить имя Божие напрасно. Это добавление указывает на тяжесть проступка. Напрасно произносить имя Божие — не только богохульствовать, но и оправдывать Его именем личные интересы и вину, насилие, даже убийства. Текст требует дистанцироваться от таких извращений, тяжко искажающих наше общение с Богом, и в то же время указывает на их наличие в ходе истории. Злоупотребление совестью — это, по большому счету, следствие злоупотребления именем Божиим, превращенным в орудие для оправдания собственных действий.

Пришло время восхвалить того, кто находит в себе мужество сказать «нет» злоупотреблению, пресекает недопустимое и неевангельское поведение и осмеливается обличать. В религиозной сфере человеческое достоинство с легкостью подвергается деформациям, потому что готовность к послушанию, самоотречение и дух служения могут быть неверно истолкованы, что приводит к нездоровому, лживому, безответственному и малодушному уничижению, не имеющему ничего общего с Евангелием. Огромная разница между «служением» и «сервильностью» проходит через восстановление свободы и мужество отвергать все, что несовместимо с человеческим и евангельским достоинством[36].

От злоупотребления до «культуры злоупотребления» путь недолог. Обращение и реформа, личная и институциональная — вот необходимые средства против этой тенденции, которую порой объявляют нормальной и даже подспудно навязывают в качестве нормы. Переход от «культуры злоупотребления» к «культуре заботы» требует признать, что в крещении мы равны, независимо от особого призвания или служения в общине. А также: необходимо развивать системы участия, в которых каждый голос будет услышан, даже если он расходится с официальной линией, и признать, что каждый крещеный может внести свой вклад в деятельность церковных институтов.

Когда властью пользуются не по-евангельски, надо понимать, что за злоупотреблением — или согласием на него посредством действия или бездействия — на самом деле кроется кризис духовности[37], поскольку злоупотребление основано на самом проблематичном в человеческих отношениях: на желании господствовать и навязывать другим свою волю. Податель власти Бог, Он учит, что власть — это служение. Власть, как Бог ее осуществляет, будучи Любовью, есть путь свободы и полноты для каждого создания. Если власть не порождает эмпатии, нежности, уважения и не ищет блага для других, а наоборот: подавляет, разделяет и причиняет страдание — такая власть не плод доброго духа.

Вряд ли злоупотребления властью — направленные внутрь и наружу — будут полностью изгнаны из Церкви, которую составляют в том числе и люди, находящие в ней очень широкий «зонт» для своих злоупотреблений. Под прикрытием «духовности, доброты и любви» таким людям удается манипулировать и душить Церковь. После всего, что мы пережили и переживаем, наша задача — пробуждать сознание людей, открывать им глаза на проблему злоупотреблений, творимых в Церкви теми, кого Папа Франциск назвал «больными или преступниками»[38].

«Творческая верность»[39] побуждает пересматривать обычаи, которые могли иметь смысл ранее в истории, но сегодня мы видим, что они нарушают основные права, ущемляют свободу людей и не дают полномочий тем, кто хочет осознанно отвечать на свое призвание[40]. С другой стороны, все, что усиливает позиции начальства, ставя его над другими, якобы на основании духовных даров, которых должность ему на самом деле не предоставляет, — все это создает условия для злоупотребления властью и совестью. Подобным же образом, необходимо переосмыслить богословие обета послушания и его конкретные проявления, чтобы распознавание и ответственность каждого за свое призвание не делегировались третьим лицам[41].

Когда мы: церковная община или иерархическая структура — не в состоянии заботиться о каждом человеке и беречь его целостность, признавая священную красоту его поиска, его слабостей, желаний и потребностей — для Церкви это провал[42]. И мы всеми силами должны ему воспрепятствовать.

***

ПРИМЕЧАНИЯ:

[1]   Ср. Катехизис Католической Церкви, № 1269.

[2]   Ср. Климент Римский, Послание к коринфянам, Bologna, EDB, 1999, глл. 37-44.

[3]   Ср. Конгрегация по делам институтов посвященной жизни и обществ апостольской жизни, Служение авторитета и послушание, Рим, 11 мая 2008, № 26.

[4]   Ср. Конгрегация по делам духовенства, Руководство к служению и жизни пресвитеров, 11 февраля 2013 г., № 56.

[5]   Интервью брала Мария Жуан Авилеш для TVI и CNN Portugal, 4 сентября 2022 г. (fb.watch/f_NFXyD2Tk).

[6]   Можно сказать, что всякое злоупотребление — это злоупотребление властью, если понимать власть не только институционально, но как отношения, в которых, в силу разных обстоятельств — контекста, семейного положения, социальных связей или субординации на работе и т.д., — один человек контролирует другого. Злоупотребление имеет место, когда контролирующий превышает меру, навязывая собственную волю и не учитывая желания и волю подчиненного. Таким образом, речь идет об ущемлении достоинства личности. Злоупотребление означает, что жертву низводят до вещи, используют как инструмент для удовлетворения произвольных капризов. Ср. J. L. Rey Pérez, «Una reflexión sobre los abusos desde el derecho y lo institucional. La respuesta de los derechos humanos», в R. J. Meana Peón — C. Martínez García (edd.), Abuso y sociedad contemporánea. Reflexiones multidisciplinares, Pamplona, Thomas Reuters Aranzadi, 2020, 377 сл.

[7]   Злоупотребление психологическое, или совестью, имеет место, когда один человек покоряет, контролирует, господствует над совестью другого, вынуждая действовать определенным образом. Речь идет о систематическом поведении, повторяющихся действиях, ущемляющих достоинство и психологическую целостность жертвы. Ср. Á. Rodríguez Carballeira et Al., «Un estudio comparativo de las estrategias de abuso psicológico: en pareja, en el lugar de trabajo y en grupos manipulativos», в Anuario de Psicología 36 (2005/3) 299–314. Принудить к подчинению и привести в замешательство — главные формы злоупотребления властью, они позволяют агрессору захватывать, контролировать и господствовать над совестью жертвы. Ср. G. Roblero Cum, «Ejercicios espirituales y abuso de conciencia. Un proceso de liberación del sometimiento y la manipulación afectiva», в Manresa 92 (2020/2) 157.

[8]   Ср. J. Beltrán, «El abuso de poder y conciencia entre religiosas ya no es tabú», в Vida Nueva, № 3249, 2021, 16 сл.

[9]   Папа ранее уже поставил в один ряд три элемента «злоупотребление сексуальное, властью и совестью»: ср. Франциск, Послание Святого Отца народу Божию, 20 августа 2018 г.

[10]  Ср. G. Asa Blanc, «El sujeto resistente frente a los abusos: vivencia de dignidad y coraje de ser», в R. J. Meana Peón — C. Martínez García (edd.), Abuso y sociedad contemporánea…, цит., 248.

[11]  Ср. C. Schickendantz, «Fracaso institucional de un modelo teológico‐cultural de Iglesia. Factores sistémicos en la crisis de los abusos», в Teología y Vida 60 (2019/1) 9‐40; R. Luciani, «La renovación en la jerarquía eclesial por sí misma no genera la transformación. Situar la colegialidad al interno de la sinodalidad», в D. Portillo Trevizo (ed.), Teología y prevención. Estudio sobre los abusos sexuales en la Iglesia, Santander, Sal Terrae, 2020, 37-45. Полезно прочесть обличение клерикализма Папой Франциском в Послании к кардиналу Марку Уэлле, председателю Папской комиссии по Латинской Америке, 19 марта 2016 г.

[12]  Ср. G. Cucci, «Introduzione», в S. Cernuzio, Il velo del silenzio. Abusi, violenze, frustrazioni nella vita religiosa femminile, Cinisello Balsamo (Mi), San Paolo, 2021, 34.

[13]  Макс Вебер проводил различие между властью и авторитетом: власть — это способность навязать другим людям определенное поведение, иногда преодолевая сопротивление; авторитет — это возможность расположить волю другого человека к себе или к содержанию своего послания. Власть сопряжена с диктатом и принуждением и может подкрепляться авторитетом или просто силой. Авторитет может быть лишен власти, социально структурированной, и все же оказывать социальное влияние, очень весомое. В таком случае можно говорить о нравственном авторитете, он ассоциируется с порядочностью и образцовым поведением. У него есть некоторая власть, поскольку от других он требует ответственности, всегда с уважением к свободе, вскрывает механизмы господства и пользуется влиянием в обществе. Чистый нравственный авторитет никогда не прибегает к принуждению. Ср. M. Weber, Economía y sociedad. Esbozo de sociología comprensiva, Madrid, Fondo de Cultura Económica, 2002, 30; 43; 84; 170 сл.; 183 сл.; 218; 227 и т.д. (по-итальянски: Economia e società. L’economia, gli ordinamenti e i poteri sociali, 5 voll., Roma, Donzelli, 2022).

[14] Ср. A. M. Varaprasadam, «Promoción de la justicia: medio para integrar nuestras vidas», в M. Nicolau et Al., Contemplativos en la acción: respuestas a la carta del P. Arrupe, Roma, Centrum Ignatianum Spiritualitatis, 1978, 79.

[15] Ср. M. I. Franck, «Intentando reflexionar sobre la raíz espiritual del abuso de poder», в D. Portillo Trevizo (ed.), Teología y prevención…, цит., 124 сл.

[16]  Ср. I. Angulo Ordorika, «Bajo la punta del iceberg: abusos de poder en la Iglesia», в E. Gómez García — E. Somavilla Rodríguez (edd.), La Iglesia ante un mundo en cambio, Madrid, Centro Teológico San Agustín, 2022, 200–213.

[17]  Ср. M. I. Franck, «Intentando reflexionar sobre la raíz espiritual del abuso de poder», цит., 129.

[18]  Общая черта людей, при всех очевидных различиях, — уязвимость. Ср. F. Torralba i Roselló, Ética del cuidar. Fundamentos, contextos y problemas, Madrid, Institut Borja de Bioética-Fundación Mapfre Medicina, 2002, 247.

[19]  Власть — это по сути своей человеческое явление, и предпринимались попытки его ограничить. Это готовность на все, благородное или низкое, конструктивное или деструктивное, потому что власть по сути своей управляется свободой. Злоупотребление властью проистекает из того факта, что человек не использует ее как дар для служения: ср. R. Guardini, Il potere, Brescia, Morcelliana, 1963, 14. Согласно Гвардини, ничто не подвергает более суровому испытанию чистоту характера и прочие душевные качества, чем опасность, которую представляет власть для того, на кого она возложена: «Власть без нравственной ответственности, не контролируемая глубоким уважением к личности, чревата разрушением человечности в абсолютном смысле» (там же, 85).

[20]  Ср. Конгрегация по делам институтов посвященной жизни и обществ апостольской жизни, Служение авторитета и послушание. Faciem tuam, Domine, requiram, Рим, 11 мая 2008 г., №№ 12 и 14b (www.vatican.va/roman_curia/congregations/ccscrlife/documents/rc_con_ccscrlife_doc_20080511_autorita-obbedienza_it.html).

[21]  Ср. ее же, Для нового вина — новые мехи. После II Ватиканского собора. Посвященная жизнь и вызовы, перед нею стоящие, Città del Vaticano, Libreria Editrice Vaticana, 2017, №№ 19; 20; 21; 24; 41–45; 48.

[22]  Ср. R. Aguirre, «La mirada de Jesús sobre el poder», в Teología y Vida 55 (2014/1) 92–104.

[23]  Ср. Конгрегация по делам институтов посвященной жизни и обществ апостольской жизни, Для нового вина — новые мехи…, цит., № 20; ее же, Служение авторитета и послушание…, цит., № 13 f.

[24]. Ср. II Ватиканский вселенский собор, Декрет Perfectae caritatis, № 15.

[25]  Ср. Конгрегация по делам институтов посвященной жизни и обществ апостольской жизни, Служение авторитета и послушание, цит., № 3. Папа Франциск утверждает: «Подумать только, какой вред причиняют народу Божию мужчины и женщины в Церкви, если это карьеристы, карабкаются по головам, “используют” народ, Церковь, братьев и сестер — тех, кому они должны служить, — как трамплин для собственных интересов и личных амбиций. Такие люди наносят Церкви большой ущерб» (Франциск, Обращение к участникам Пленарной ассамблеи Международного совета генеральных настоятельниц, 8 мая 2013 г.).

[26]  Ср. Конгрегация по делам институтов посвященной жизни и обществ апостольской жизни, Для нового вина — новые мехи…, цит., № 41.

[27]  Ср. S. Fernández, «Reconocer las señales de alarma del abuso de conciencia», в D. Portillo Trevizo (ed.), Abusos y reparación. Sobre los comportamientos no sexuales en la Iglesia, Madrid, PPC, 2021, 47-65.

[28]  Ср. II Ватиканский вселенский собор, Пастырская конституция Gaudium et spes, №№ 16-17; его же, Декларация Dignitatis humanae; Иоанн Павел II, св., Энциклика Veritatis splendor, № 59; Катехизис Католической Церкви, №№ 1732; 1776-1778; Фома Аквинский, св.., Сумма против язычников, Torino, Utet, 603.

[29]  Ср. S. Fernández, «Reconocer las señales de alarma del abuso de conciencia», цит., 60 сл.

[30]  Ср. там же, 61 сл.

[31]  Ср. I. Angulo Ordorika, «Bajo la punta del iceberg: abusos de poder en la Iglesia», цит., 208–212.

[32]  Ср. M. Wijlens, «Rompiendo la oscuridad: consideraciones de Derecho Canónico sobre el abuso espiritual para los líderes de la Iglesia», в D. Portillo Trevizo (ed.), Abusos y reparación…, cit., 67–92. Ср. также I. Angulo Ordorika, «¿Abusos legislados en la vida consagrada?», в D. Portillo Trevizo (a cura di), Teología y prevención…, цит., 139–158.

[33]  Ср. G. Cucci, «Introduzione», цит., 15 сл.; 25 сл.

[34]  Папа Франциск пишет: «Где Дух, там всегда движение к единству, но никогда — к единообразию. Дух всегда сохраняет законную множественность различных групп и точек зрения, примиряя их в разнообразии. Итак, если некая группа или некто настаивают на том, что только они умеют “читать” знаки, то это добра не сулит» (Francesco, Ritorniamo a sognare. La strada verso un futuro migliore, Milano, Piemme, 2020, 75).

[35]  «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно» (Исх 20,7).

[36]  Ср. Франциск, Обращение к участникам Пленарной ассамблеи Международного союза генеральных настоятельниц, цит.

[37]  Ср. M. I. Franck, «Intentando reflexionar sobre la raíz espiritual del abuso de poder», цит., 121–130.

[38] Ср. интервью Марии Жуан Авилеш, цит.

[39]  Иоанн Павел II, св., Апостольское обращение Vita consecrata, № 37.

[40]  Ср. E. López Pérez, «Fidelidad sinodal. Liderazgo de discernimiento congregacional», в Confer 59(2020) 480-482.

[41]  Ср. I. Angulo Ordorika, «¿Abusos Legislados en la vida consagrada?», цит., 156.

[42]  Ср. C. Montero Orphanopoulos, «Vulnerabilidad humana y abusos no sexuales en la Iglesia católica», в D. Portillo Trevizo (ed.), Abusos y reparación…, цит., 153.