Нуно да Сильва Гонсальвес SJ

13 февраля 2023 г. в Лиссабоне был опубликован Итоговый доклад Независимой комиссии по расследованию случаев сексуального насилия над детьми и подростками в Католической Церкви в Португалии. В статье представлен процесс, приведший, по инициативе Конференции епископов Португалии, к созданию Комиссии, а также основное содержание и рекомендации Доклада. Осознание причиненных страданий ведет Католическую Церковь в Португалии, помимо просьбы о прощении, к готовности сотрудничать в психологическом или психиатрическом сопровождении жертв и к более активной работе по профилактике преступлений и по образованию всех пастырских служащих.

***

В ноябре 2021 г. Конференция епископов Португалии объявила о создании Независимой комиссии по расследованию случаев сексуального насилия над детьми и подростками в Католической Церкви в Португалии. Это решение стало кульминацией процесса, в котором чрезвычайно важную роль сыграла встреча президентов конференций епископов со всего мира, созванная Папой Франциском для решения проблемы сексуального насилия внутри Католической Церкви[1]. Эта встреча, проходившая в Ватикане с 21 по 24 февраля 2019 года, в момент, когда была признана необходимость придать новый импульс реакции Церкви на проблему сексуального насилия, имела широкий резонанс во всем мире и оказала глубокое влияние на присутствовавших епископов. Многие из них говорили, что впервые услышали свидетельства жертв и осознали, какое влияние оказало на них насилие.

На самом деле португальское общество знало о проблеме сексуального насилия в различных сферах. Так, в период с 2002 по 2010 год страна столкнулась с расследованием и длительным судебным процессом — так называемым «делом Casa Pia» — о сексуальном насилии над несовершеннолетними в важном государственном учреждении, предназначенном для приема осиротевших детей и подростков в ситуациях риска. Церкви тоже уже приходилось иметь дело со случаями насилия над детьми, совершаемого священниками, часто с серьезными последствиями и нашумевшими в СМИ. В 2017 году, например, после судебного процесса, начавшегося в 2012-м, в последней инстанции был вынесен приговор к десяти годам лишения свободы священнику, проректору предсеминарии, за сексуальное насилие над семинаристами. Однако — несмотря на растущее внимание средств массовой информации и на новости из других стран — преобладало убеждение, что случаи сексуального насилия внутри Католической Церкви, несмотря на крайнюю тяжесть каждого отдельного случая, будут количественно ограничены в Португалии. С другой стороны, казалось возможным полагаться на эффективные действия судебных органов при выявлении новых преступлений и избрании наказания по существующим прецендентам. Расследование Независимой комиссии, как мы увидим, во многом противоречило этим ожиданиям, так как пролило свет на неожиданное количество преступлений, а также на практику их отрицания и сокрытия.

Таким образом, для Католической Церкви Португалии встреча в Ватикане в феврале 2019 года стала важным поворотным моментом в поисках истины и ее принятии. Ранее Конференция епископов, определенное количество институтов религиозной жизни и других церковных органов подготовили «руководства» и другие ориентировочные документы для работы с возможными случаями насилия и для их предотвращения; но именно с 2019 года во всех епархиях начинается коллегиальный и наиболее важный процесс по созданию комиссий с двойной целью: выслушивать сообщения о сексуальном насилии над детьми, подростками и уязвимыми людьми, а также содействовать обучению и профилактическим мероприятиям[2]. Этот поворотный момент, когда в центр внимания все чаще стали ставится жертвы, а не защита учреждения, привела к следующему шагу, а именно к формированию, после некоторых первоначальных колебаний, Независимой комиссии, о чем 11 ноября 2021 года объявила Конференция епископов Португалии. Этому решению, несомненно, способствовала публикация 5 октября 2021 года «Доклада Сове» о сексуальных домогательствах в Католической Церкви во Франции[3], а также просьбы различных католических групп о проведении аналогичной инициативы в Португалии.

Решение португальских епископов было немедленно выполнено. Действительно, 30 ноября 2021 года Конференция епископов объявила, что обратилась к д-ру Педро Стрехту, известному детскому психиатру, который сопровождал жертв процесса Casa Pia, с просьбой координировать работу Независимой комиссии и выбрать других ее членов. В то же время было объявлено, что презентация всей Комиссии и программы ее работы состоится 2 декабря 2021 г. В этот день координатор Комиссии публично представил пять остальных членов[4], сообщив о намерении опубликовать в течение года результаты собственной работы. Позже сама Комиссия выбрала группу для исторических расследований, состоящую из четырех человек, объединенных задачей расследования преступлений в Католической Церкви в Португалии.

Методология работы

В своем Итоговом докладе на 484 страницы, опубликованном 13 февраля 2023 года, Независимая комиссия определяет себя как исследовательскую группу, целью которой является углубление знаний о проблеме сексуального насилия над детьми и подростками в Католической Церкви Португалии с 1950 по 2022 год. Приняв критерии Конвенции о правах ребенка 1989 года, Комиссия также уточнила, что под детьми и подростками подразумеваются лица до 18 лет. Объем исследования включал злоупотребления, совершаемые священниками, членами институтов религиозной жизни или движений и организаций, находящихся под ответственностью Католической Церкви, и их сотрудников. В качестве девиза была выбрана фраза «Предоставить голос молчанию», ясно указывающая на подход, ориентированный на жертву, поощряющий к свидетельствованию.

Чтобы «предоставить голос молчанию», были созданы инструменты сбора информации: онлайн-анкета с закрытыми и открытыми вопросами; телефонная линия; почтовый ящик; возможность проведения личных бесед, очных или в режиме видеоконференции. Этот подход был дополнен исследованием, проведенным соответствующей группой экспертов в исторических архивах Церкви, и поиском в архивах основных газет.

Следует упомянуть, что, столкнувшись с сомнениями некоторых руководящих церковных деятелей относительно возможности и условий открытия архивов, председатель Конференции епископов Португалии, монс. Хосе Орнелас Карвалью, епископ Лейрии-Фатимы, обратился к Святому Престолу за разъяснениями. В ответ в письме от 9 июня 2022 г. государственный секретарь кардинал Пьетро Паролин напомнил, что Инструкция о конфиденциальности дел от 6 декабря 2019 г. сняла папскую тайну с судебных процессов, связанных с преступлениями против шестой заповеди, «совершенными клириками или членами институтов посвященной жизни, или обществ апостольской жизни, которые в любом случае остаются охваченными служебной тайной»[5]. Следовательно, «каждый ординарий должен был разрешить группе исторического расследования Независимой комиссии ознакомиться с документацией, хранящейся в церковных архивах, даже секретной, но под наблюдением епархиального епископа или главного настоятеля» и с гарантией на конфиденциальность полученной информации[6]. После этого разъяснения и разработки соглашения о конфиденциальности все ординарии разрешили доступ к архивной документации, и по просьбе группы историков все сотрудничалив процессе составления анкеты, которая подготовила посещение отдельных архивов.

В исследование также включены личные интервью, взятые членами Независимой комиссии у епархиальных епископов и ряда видных настоятелей институтов религиозной жизни, мужчин и женщин, с целью узнать об их личном и формационном пути, пути их призвания, а также об их реакции на проблему сексуального насилия в церковной сфере.

Члены Комиссии и их сотрудники были обязаны хранить профессиональную тайну, анонимность жертв гарантировалась. Сами рабочие помещения Комиссии невозможно было идентифицировать извне, а адрес оставался конфиденциальным, за исключением случаев личных бесед.

Веб-сайт Комиссии, доступный с 10 января 2022 г., имел важное значение для предоставления информации и доступа к анкете, которая оставалась открытой до 31 октября 2022 года. В период работы для обеспечения необходимого распространения были установлены многочисленные контакты с церковными и государственными структурами, а также организованы пресс-конференции — все это с целью пригласить людей свидетельствовать и собрать информацию и предложения[7]. С этой целью сотрудничество средств социальной коммуникации и, в частности, телевидения было признано необходимым.

Результаты и основное содержание Доклада

Онлайн-анкету, которая была основным средством сбора информации, заполнили в общей сложности 563 человека; из этих 563 заполненных анкет 512 были подтверждены[8]. Используя аналогичную методологию, — утверждается в Докладе, — французская комиссия получила 1448 ответов среди населения, превышающего португальское примерно в шесть раз. Таким образом, в Докладе делается вывод о том, что в сравнении с общей численностью населения была получена значительная выборка.

Анкета позволила собрать информацию о профиле жертвы и насильника, о характеристиках самого насилия и его последствиях в жизни человека на физическом и психологическом уровне и в его отношениях с Католической Церковью. Кроме того, спрашивалось, как Церковь может предотвратить сексуальное насилие и исправить совершенные преступления. Вопросы о личности жертвы или обидчика не были включены. Однако в открытых вопросах некоторые люди пожелали раскрыть свою личность, а также личность агрессора[9]. Также было получено 365 телефонных звонков, из которых 102 привели к заполнению онлайн-анкеты[10]. Помимо ответов на анкету, 51 свидетель был заслушан очно[11].

«Для членов Комиссии, — сказано в Докладе, — это столкновение с человеческим состоянием в его самых извращенных измерениях […] оставило глубокие следы, которые останутся навсегда» [12]. Однако это сильное воздействие не уменьшило убежденности Комиссии в том, что она смогла изучить лишь часть, хотя и очень важную, феномена сексуального насилия в португальском обществе. В этом смысле полученные результаты следует рассматривать, как говорится в документе, как «первый подход с целью поощрения и содействия дальнейшим исследованиям, которые могут охватывать различные аспекты сложного явления, способствуя более детальному изучению его влияния на страну в целом»[13].

Рассмотрим подробнее основные данные, полученные из ответов на анкету. Первая цифра касается пола: 57,2% жертв — мужчины и 42,2% — женщины; 0,4% указали «другой пол», остальные не ответили. В других международных выборках все еще внутри Церкви, доля мужчин выше: она колеблется от 64 до 82%, а доля женщин — от 17 до 35%[14].

В состав выборки входят, в непропорционально большом по отношению ко всему населению количестве, люди, принадлежащие к городскому среднему классу. Подобный результат был получен и в других исследованиях, например французском. В Докладе признается, что незначительное присутствие сельского населения ограничивает репрезентативность выборки, но, с другой стороны, подчеркивается, что сексуальное насилие над детьми в Церкви носит сквозной характер и затрагивает не только самые маргинальные классы[15]. Что касается нынешних отношений с Католической Церковью, то 53% людей объявляют себя католиками, и около половины из них — практикующие; 35,2% опрошенных сказали, что они не католики, остальные не ответили. Таким образом, для данной выборки католическая вера и религиозная практика все еще занимают значимое место, потому что большинство жертв продолжают заявлять о своей принадлежности к Церкви, хотя многие ставят под сомнение эту связь после того, как столкнулись с ситуациями насилия[16].

То, что поражает — это возраст жертв на момент первого акта насилия. Наиболее высок риск для возраста от 10 до 14 лет, что составляет 58,6% всех случаев. В абсолютном выражении риск наиболее высок в ​​12 лет, что составляет 15% всех случаев, а средний возраст первого акта насилия составляет 11,2 года. 74,6% жертв подверглись сексуальному насилию в возрасте от 2 до 13 лет; и 25,3% — в возрасте от 14 до 17 лет. В среднем первый случай насилия над мальчиками происходит в 11,7 лет, а над девочками, тоже в среднем, в 10,5 лет[17].

Согласно исследованию, на период с 1961 по 1990 г. приходится 58,3% случаев насилия, так что, по-видимому, на рубеже нового века наблюдается снижение случаев злоупотреблений. Поскольку подавляющее большинство обнаруживается только спустя много лет, Комиссия отмечает, что к снижению случаев, наблюдаемому начиная с 2001 г., следует относиться с большой осторожностью[18].

Важная информация касается и места или мест совершения злоупотреблений. В анкете это был открытый вопрос, и ответы показывают, что насилие происходит в самых разных контекстах. Семинарии, школы-интернаты и приемные учреждения являются наиболее частыми местами, соответствующими 23% случаев, произошедших в основном между 1960 и 1990 годами. Далее идет церковь, без дальнейшего уточнения, с 18,8% упоминаний. Закрытая исповедальня соответствует 14,3% сообщений, приходской дом упоминается в 12,9% случаев. Школа (6,9%), семейный дом (4,9%), другие дома (3,5%), скаутская группа (2,6%), машина (2,6%) и катехизация (2%). Другие указанные места определить труднее[19]. Что касается мальчиков, то насилие чаще происходит в семинарии, школе-интернате, приемной семье или скаутской группе. В связи же с девочками чаще упоминаются церковь и исповедальня — места, где сообщается о злоупотреблениях, прежде всего о неуместных прикосновениях и использовании выражений сексуального характера[20].

Что касается частотности и продолжительности злоупотреблений, в 7,8% ответов указывается период в один год, в 27,5% — больше года, в 32,6% сообщается только об одном эпизоде насилия. Случаи единичного акта насилия более распространены среди женщин[21].

В презентации Доклада и в последующих выступлениях особое внимание уделялось подсчету количества жертв, исходя из ответов на два вопроса анкеты. В одном спрашивалось, думал ли человек, что он был единственной жертвой, или он знал о существовании других. 58,5% респондентов заявили, что знали о других детях или подростках, подвергшихся насилию. При этом в следующем вопросе просили указать их число. В самом Докладеговорится, что в некоторых случаях даются очень точные ответы; в других случаях ответы расплывчаты или менее точны. «Вследствие этого, — сказано в Докладе, — количественная оценка жертв, всегда и без того рискованная и сложная при использовании инструмента такого рода, становится особенно неточной. Тем не менее, был намечен план количественной оценки. В показаниях, где ответы были точными и конкретными, учитывалось точное количество упомянутых людей. В других использовалась таблица, которая оценивала ответы очень осторожно[22]. Используя эти критерии, суммируя 512 индивидуальных показаний с оценкой в 4303 жертвы в соответствии с таблицей, Комиссия насчитывает в общем 4815 человек, ставших жертвами за рассматриваемый 72-летний период[23]. Именно эта цифра чаще всего приводилась в средствах массовой информации, обсуждалась комментаторами и имела наибольшее влияние[24].

О лицах, совершивших нарушения, данных немного. Известно, что 96,9% составляют мужчины и 1,6% женщины. У небольшого процента пол не указан. 77% агрессоров — священники. Также названы, по убыванию, учителя, монахи, семинаристы, катехизаторы, директора школ или семинарий, лидеры или члены движения скаутов, аколиты, ризничие и миряне вообще[25].

Что касается времени раскрытия пережитого насилия, то 43% людей, заполнивших анкету, делали это впервые. Такое большое количество людей, решившихся говорить впервые, согласно Докладу, соответствует тому, что обычно происходит в подобных ситуациях: молчанию, затянувшемуся во времени, во многих случаях на десятилетия, во «внутреннем контексте абсолютного одиночества»[26]. Примерами тому являются два свидетельства, включенных в Доклад наряду со многими другими: «Я страдал молча… Я ничего не говорил, я заперся в себе»[27]; «Я всегда чувствовала себя виноватой за то, что не говорила об этом, чтобы помешать ему сделать то же самое с другими»[28].

Для многих жертв создание Независимой комиссии в сочетании с ролью средств массовой информации способствовало принятию решения дать показания. Многие называют Комиссию структурой, которая предложила безопасную и надежную возможность быть выслушанным, и признают ее пригодность, компетентность, профессионализм, независимость и способность слушать[29]. Опять же, среди множества опубликованных свидетельств — безусловно, самой впечатляющей части Доклада, — приведем некоторые, которые кажутся нам особенно важными: «Я доверился вашей Комиссии и верю, что Церковь действительно желает меняться»[30]; «Теперь я действительно думаю, что Комиссия может изменить жизнь некоторых людей»[31]; «Я понял, что это не моя вина, как многие хотели заставить меня верить, и что многие люди пережили то же самое. Говорить и быть смелыми легче, когда мы не чувствуем себя одинокими»[32]; «Я хочу, чтобы Церковь больше не делала вид, будто ничего не происходит […]. Я хочу, чтобы Церковь была образцом любви. Если мое свидетельство приведет к какому-то прогрессу и лучшему будущему, то оно того стоило»[33].

Анкета включала в себя два заключительных вопроса: «Что может сделать Церковь, чтобы избежать этих ситуаций?» и «Что может сделать Церковь, чтобы искупить совершенное зло?» В ответах на первый вопрос были выдвинуты различные предложения, некоторые из которых будут взяты Комиссией в качестве рекомендаций. Среди наиболее упоминаемых аспектов встречается предложение улучшить образование священников и других членов Церкви в сексуальной и эмоциональной сфере. Часто также ставится вопрос целибата, который связывают с сексуальным насилием. Однако на этот счет, практически как незамедлительный ответ такому мнению, в Докладе приводятся слова о. Ханса Цольнера, который отрицает подобную связь, в частности потому, что сексуальное насилие над несовершеннолетними совершалось, в большинстве своем, не дававшими обета безбрачия взрослыми, женатыми или живущими в гетеросексуальном союзе[34]. В одном интервью, вышедшем после презентации Доклада, психиатр Даниэль Сампайо, член Комиссии, вернулся к этому вопросу, подчеркивая, что сексуальное насилие над детьми — крайне тяжелая патология личности вне зависимости от семейного статуса, поэтому нельзя сказать, что «если бы священники женились, было бы меньше случаев сексуального насилия над детьми»[35].

В этой заключительной части анкеты также ясно, что требуется готовность со стороны Церкви сотрудничать в психологическом и психиатрическом сопровождении жертв и, прежде всего, готовность принести извинения и попросить прощения. По последнему пункту Доклад напоминает, что люди, совершающие правонарушения, в силу той самой патологии, которая их характеризует, очень редко осознают свои действия и их последствия. Поэтому, заключают члены Комиссии, Церковь сама должна будет принять эту просьбу о прощении за преступления, совершенные ее членами, и в этом вопросе «исследование было однозначным: потерпевшие искренне и достойно этого ожидают. И самое главное, они этого заслуживают»[36].

Как мы уже упоминали, самый важный материал в Докладе, вероятно, содержится в опубликованных показаниях. Они вставлены в текст соответствующим образом и обогащают количественные аспекты, комментарии и резюме членов Комиссии. Часто они очень впечатляющи, способны изменить взгляд и даже сердца и подтверждают, что прямое выслушивание жертв имеет основополагающее значение в процессе обращения людей и институтов.

Что касается бесед с епископами и главными настоятелями, то они дали членам Комиссии возможность обрисовать личные портреты и жизненные пути, зачастую неожиданно для них оказывавшиеся, как подчеркивается, социально значимыми; однако связь этих интервью с центральной темой Доклада не кажется нам особенно удачной.

Заключения и рекомендации Доклада

Из заключений Доклада отметим следующие, которые нам кажутся особенно важными[37].

— Свидетельские показания возникают при наличии открытых и независимых каналов связи, в которых потерпевшие чувствуют себя в безопасности.

— Сексуальное насилие над детьми и подростками в Католической Церкви в Португалии существовало в прошлом и существует до сих пор.

— В ряде случаев злоупотребления носили «системный» характер, то есть были связаны с функционированием определенных институтов Церкви в конкретный исторический период. Это относится к семинариям, школам-интернатам или учреждениям по приему детей и подростков в ситуациях риска, особенно в период с 1960 по 1990 год.

— Клерикальное отношение, недооценка прав несовершеннолетних и закрытость от внешнего мира способствовали продолжению злоупотреблений и молчанию жертв.

— Системный характер злоупотреблений нельзя распространять на всю Церковь, поскольку они касаются меньшинства ее членов. Системным было сокрытие со стороны членов иерархии, которые знали о злоупотреблениях и не признавали их серьезности, не сообщали о них или не боролись с ними должным образом для защиты жертв. Приоритет был отдан репутации самой Церкви в ущерб сочувствию голосу жертв, их страданиям и доверию.

Что касается рекомендаций, которыми завершается Доклад, приведем прежде всего рекомендацию продолжить начатую работу, созвав новую междисциплинарную комиссию, которая обеспечила бы открытый канал для слушания новых показаний или жалоб, направляя их в компетентные гражданские и церковные органы. Этой комиссии будет поручено также задание предложить необходимые меры по отношению к агрессорам и меры, касающиеся сопровождения жертв. Задача по реализации проектов первичной профилактики останется за епархиальными комиссиями. Кроме того, работу, уже проводимую в Католической Церкви, предлагается распространить на все общество, учредив специальную комиссию по инициативе правительства[38].

Комиссия рекомендует Церкви взять на себя инициативу и ответственность за предоставление жертвам необходимой психиатрической и психологической помощи в рамках Национальной службы здравоохранения или других существующих учреждений. В случае лиц, совершивших злоупотребления, в дополнение к духовному сопровождению рекомендуется необходимое обследование и медицинское вмешательство, в частности психиатрическое[39]. Комиссия также призывает Католическую Церковь однозначно признать, что значительное число ее членов совершали сексуальные надругательства над детьми и подростками, и взять на себя моральный долг сообщить об этом, создав каналы связи с прокуратурой[40].

Комиссия просит Церковь «пересмотреть соблюдение тайны исповеди в случаях сексуальных преступлений против детей со стороны членов Католической Церкви»[41]. В связи с этим, хотя речь идет о «пересмотре», а не об отмене, нам кажется правильным упомянуть, что тайну исповеди нельзя ослаблять даже в крайних случаях, так как она защищает существенные для совершения таинства ценности. Мы не должны, однако, забывать, что духовник может и должен требовать от кающегося, обвиняющего себя в совершении сексуального насилия, чтобы тот проявил ясное намерение взять на себя ответственность и добивался необходимого клинического сопровождения. Исповедник волен отказать ему в отпущении грехов, если не получит этого обязательства. Когда речь идет о человеке, который в контексте исповеди раскрывает злоупотребления, жертвой которых он стал, исповедник может и должен поощрять его заявить о произошедшем не только для его собственного блага, но и для защиты других возможных жертв.

В контексте просьбы жертв о прощении со стороны Католической Церкви нам кажется важным, чтобы Комиссия предложила также постоянное символическое выражение этой просьбы через создание памятного пространства или мемориала, который в то же время был бы проявлением более решительной и конкретной приверженности защите и предотвращению насилия[42].

В дополнение к программам формирования и профилактики, направленным на всех пастырских сотрудников, а также на детей и подростков, Комиссия, наконец, просит у Церкви особого внимания к условиям жизни священников и монашествующих, часто перегруженных работой и деятельностью с большим эмоциональным напряжением. Особая осторожность требуется в случае со священниками, которые живут одни, поскольку они могут быть подвержены чувству большого одиночества, способствующему рискованному поведению[43].

Открыться новому этапу

Можно говорить о том, что даже если в Докладе есть ограничения, как сообщают некоторые комментаторы, они не ставят под сомнение документ в целом. Действительно, мы считаем, что используемая методология может послужить источником вдохновения для других стран и контекстов. Следует отметить, что перед нами не опрос общественного мнения с выборкой по четким правилам. Задачей было выслушать тех, кто хотел поделиться своим опытом. В этом смысле кажется несомненным, что Комиссии — во многом благодаря авторитету ее членов — удалось предоставить «голос молчанию», сделать так, чтобы невыразимые страдания жертв были услышаны, а многолетняя неспособность Церкви решительно встать на сторону детей и подростков, права и достоинство которых ущемлены, стала видимой.

 484 страницы Доклада — это крик тревоги, сигнализирующий о распространении явления, которое было в значительной степени неизвестно либо отрицалось и скрывалось. Точно так же, показывая механизмы извращенного использования власти, Доклад поражает Церковь и все общество, поэтому он не может не быть стимулом к обновленной работе на пути истины и исцеления, на который Католическая церковь в Португалии вступила главным образом с 2019 года. Этот период не время для замешательства; напротив, он должен привести Церковь к смиренному развитию умения выслушивать и сопровождать жертв, открываясь для нового этапа, который представляет собой просьбу о прощении, личном и институциональном очищении и доверчивой надежде. Именно в эти недели часто вспоминали, что истина сделает нас свободными (ср. Ин 8, 32). Мы могли бы добавить, что и искусство, как предлагает сама Комиссия, символически выражая наши чувства и желания, может быть главным действующим лицом только что начавшегося процесса исцеления. И красота, являющаяся отражением самого Бога, может освободить и исцелить нас.

Реакции на Доклад и работа португальских епископов

Реакции на Итоговый доклад были многочисленными. Он получил широкое распространение в СМИ и привел к многочисленным заявлениям — в первую очередь президента Конференции епископов и других епископов — уже в день презентации. Высказывались просьбы к жертвам о прощении и выражения благодарности за работу Комиссии. В то же время было заявлено об обязательстве провести углубленный анализ содержания и рекомендаций Доклада, а на 3 марта 2023 года было назначено внеочередное собрание Конференции епископов.

Большое символическое значение имела инициатива групп мирян организовать молитвенные бдения в молчании на площадях разных городов в вечер Пепельной среды, через несколько дней после презентации Доклада. Проходившая при свечах инициатива должна была стать видимой просьбой о прощении и моментом общения в молитве за жертв и за Церковь.

3 марта 2023 года, как и планировалось, состоялось пленарное заседание Конференции епископов. В его заключительном заявлении[44] еще раз выражается благодарность жертвам, решившимся дать показания, и готовность продолжать слушать посредством создания новой специальной группы, которая будет работать вместе с Национальным советом епархиальных комиссий по защите несовершеннолетних и уязвимых лиц. Мы полагаем, что эта «новая особая группа», очертания которой еще несколько расплывчаты, сможет соответствовать рекомендациям Независимой комиссии.

В заявлении повторяется просьба к жертвам о прощении и объявляется публичный жест, который состоится во время следующего пленарного заседания Конференции епископов. Принимая во внимание одну из рекомендаций Независимой комиссии[45], португальские епископы также будут способствовать созданию мемориала жертвам как проявления их постоянной борьбы с насилием. Признавая, что многие раны неизлечимы, португальские епископы заявляют, что жертвам насилия будет оказана необходимая духовная, психологическая и психиатрическая поддержка, что соответствует одной из основных рекомендаций Независимой комиссии. Что касается списка лиц, обвиняемых в насилии, переданного Комиссией епархиям и институтам посвященной жизни, то гарантируется, что он будет принят во внимание епархиальными епископами и настоятелями в соответствии с действующими каноническими и гражданскими нормами. Речь идет — можем добавить — об особенно деликатном вопросе; с другой стороны, именно в этом пункте будет поставлено на карту доверие к Церкви. Мы можем надеяться, что здравый процесс распознавания, реализуемый в соответствии с действующими нормами, приведет к смелым, справедливым и прозрачным решениям.

Поблагодарив членов Комиссии, епископы выражают свое намерение действовать твердо, ясно и решительно в контексте культуры заботы и защиты несовершеннолетних и уязвимых взрослых и гарантируют, что выводы и рекомендации Доклада будут учтены с должным вниманием.

Счастливое или провиденциальное совпадение: за день до официального коммюнике Конференции епископов Португалии было выпущено видео с намерением на март Всемирной молитвенной сети Папы, посвященным именно жертвам жестокого обращения. В этом послании вновь отчетливо звучат слова Папы Франциска: «Перед лицом насилия, особенно совершенного членами Церкви, недостаточно просить прощения. Просить прощения необходимо, но недостаточно. Просить прощения — хорошо по отношению к жертвам, но именно они должны быть “в центре” всего. Их боль и психологические травмы могут начать излечиваться, если они найдут ответы: конкретные действия, чтобы исправить пережитые ими ужасы и предотвратить их повторение»[46].

***

ПРИМЕЧАНИЯ:

[1]   Подробнее см. F. Lombardi, «Dopo l’incontro su “La protezione dei minori nella Chiesa”», в Civ. Catt. 2019 II 60–73.

[2]   С февраля 2022 года также учреждается Национальный совет епархиальных комиссий под председательством доктора Хосе Соуто Моура, мирового судьи, бывшего генерального прокурора Республики.

[3]   О «Докладе Сове» см. F. Lombardi, «Continuare la lotta agli abusi. Il “Rapporto Sauvé” e i vescovi francesi», в Civ. Catt. 2022 I 374-388.

[4]   См. веб-сайт Независимой комиссии, где можно ознакомиться в том числе и с Итоговым докладом на португальском языке и его резюме на английском: http://darvozaosilencio.org

[5]   О проблеме тайны см. F. Lombardi, «Protezione dei minori. I passi avanti del Papa dopo l’Incontro del febbraio 2019», в Civ. Catt. 2020 I 155–166.

[6]   Факсимиле этого письма можно найти в приложениях к Итоговому докладу на стр. 483. Ознакомиться с ним можно на веб-сайте Комиссии: http://darvozaosilencio.org

[7]   Итоговый доклад, 66.

[8]   Там же, 138.

[9]   Там же, 128.

[10]  Там же, 117.

[11]  Там же, 112.

[12]  Там же, 114.

[13]  Там же, 141.

[14]  Там же, 156.

[15]  Там же, 163.

[16]  Там же, 166 s.

[17]  Там же, 173.

[18]  Там же, 175.

[19]  Там же, 194.

[20]  Там же, 195. В анкете жертв просили описать насилие, которому они подверглись, предлагая различные гипотезы. (Доклад, 474 и далее). В Докладе насилие было разделено на три категории: насилие с проникновением, насилие с прикосновениями и без прикосновений. В целом мальчики подвергались более жестокому насилию с проникновением. Ср. Доклад, 188 и далее.

[21]  Там же, 197.

[22]  Там же, 200. Таблица приведена на стр. 201; некоторые комментаторы, которые высоко ценят качественный аспект Доклада, считают эту таблицу неточной, не поддающейся проверке и ненадежной, завышающей количество жертв.

[23]  Там же, 200.

[24]  Сама Комиссия, как сообщается в тексте, считает эту количественную оценку рискованной, сложной и «особенно неточной».

[25]. Там же, 203 и далее.

[26]  Там же, 208.

[27]  Там же, 236.

[28]  Там же, 240.

[29]  Там же, 263 и далее.

[30]  Там же, 264.

[31]  Там же, 265.

[32]  Там же, 284.

[33]  Там же, 287 и далее.

[34]. Там же, 343.

[35]  Интервью журналу Visão от 15 февраля 2023 г.

[36]  Итоговый доклад, 347.

[37]  Там же, 447 и далее.

[38]. Там же, 448, 454.

[39]. Там же, 450.

[40]. Там же, 453.

[41]. Там же, 453.

[42]  Там же, 454.

[43]  Там же, 456.

[44]  https://agencia.ecclesia.pt/portal/comunicado-final-da-105-a-assembleia-plenaria-extraordinaria-da-conferencia-episcopal-portuguesa/

[45]  В дискуссии, последовавшей за публикацией Доклада, многие стороны поднимали вопрос о возможной финансовой компенсации жертвам. Согласно показаниям, собранным в ходе исследования, многие жертвы требуют у Церкви оплатить психологическое или психиатрическое лечение; очень немногие требуют финансовой компенсации любого другого рода. Вопрос остается открытым. Хотя существование юридических обязательств со стороны епархий и религиозных институтов вызывает сомнения, некоторые церковные лидеры говорят о существовании моральных обязательств. В любом случае для этого необходимо знать личности жертв, которые в ходе проведенного исследования давали показания анонимно.

[46]  https://press.vatican.va/content/salastampa/it/bollettino/pubblico/
2023/03/02/0174/00372.htm