С самого основания иезуиты поставили себя на службу Папе, предлагая свои силы для универсальной миссии Церкви. Эта отличительная черта, укорененная в видении святого Игнатия Лойолы, не является лишь духовным идеалом, а представляет собой конкретное обязательство. Традиция готовности и послушания оставалась нерушимой на протяжении веков и является отличительной чертой идентичности иезуитов.
Основание и четвертый обет
Общество Иисуса было основано в 1540 году, в период крупных религиозных потрясений XVI века. Это также было время окончания череды Понтификов эпохи Возрождения, отличавшихся скорее своей политической, даже мирской деятельностью (Александр VI, Юлий II, Лев X), чем своим духовным лидерством; хотя последние из них серьезно относились к необходимой реформе Церкви (Павел III, Юлий III, Пий V). Несмотря на эти неоднозначные понтификаты, Игнатий Лойола и его первые сподвижники связали зарождающийся орден с Папой Римским обетом послушания, как было решено на совещаниях 1539 года: было бы более уместно, если бы Наместник Христа «распоряжался нами и посылал нас туда, где, по его мнению, мы можем быть наиболее полезны», поскольку, по словам Пьера Фавра, «он лучше всех знает, что нужно для вселенского христианства». Так возник четвертый обет (аналогичные обеты есть и в других орденах), который стал отличительной чертой иезуитов — их «идентичностью», вдобавок к трем традиционным монашеским обетам: бедности, целомудрию и послушанию. Это не означает, что иезуиты должны повиноваться Папе больше других католиков; скорее, этот обет означает, что иезуиты ставят себя в распоряжение Папы для выполнения порученных им миссий.
Миссии иезуитов по поручению Папы
Одной из первых таких миссий, порученных иезуитам Павлом III по просьбе португальского короля Жуана III, была евангелизация Ост-Индии. Хотя первоначально для этого были назначены Симон Родригес и Николас Бобадилья, в итоге туда отправился Франциск Ксаверий (произошло это еще до официального основания Общества). Историк Джон О’Мэлли отмечает, что именно святой Игнатий и первые иезуиты изменили смысл слова «миссия»: от акта «посылания» Папой к следствию этого посылания — апостольской деятельности среди нехристиан.
Папы XVI века активно использовали четвертый обет иезуитов: Павел III неоднократно направлял их как папских посланников (Ирландия), проповедников, учителей (Сапиенца), реформаторов и миссионеров. Юлий III поручил им управление коллегией Германикум, отправил Диего Лаинеса и Иеронима Надаля на переговоры с немецкими протестантами, Лаинеса и Николаса Сальмерона в качестве богословов на Тридентский собор, а других иезуитов — на миссии в Корсику, Пьяченцу и Эфиопию. Павел IV отправил их в Польшу и Брюссель, а Пий IV — в Ирландию и Шотландию. Пий V попросил иезуитов стать исповедниками (пеницитенциариями) в соборе Святого Петра (1569) и назначил одного из них нунцием в Шотландию. Григорий XIII основал Римскую коллегию (позже Григорианский университет) и отправил иезуитов в Константинополь, Ливан, Швецию, Шотландию и Скандинавию. Вероятно, последним персональным папским поручением перед упразднением Общества (1773) было назначение отца М. де Асеведо консультантом Конгрегации обрядов в 1748 году, в которую с тех пор всегда входил иезуит.
После восстановления Общества
После восстановления Общества в 1814 году папские миссии стали касаться в основном институтов, а не отдельных лиц: Урбанианская коллегия (Рим, 1836); журнал «Civiltà Cattolica» (1866); Региональная семинария Леониано (Ананьи, 1897); Папский библейский институт (Рим, 1909) и коллегия в Маниле (возвращенная Обществу в 1910); Папский восточный институт (Рим, 1922); национальные коллегии в Риме: Руссикум (1929), Маронитская (1931), Бразильская (1934); приходы в Риме, такие как Сан-Саба (1931); постоянный малый пенитенциарий в соборе Святого Петра (1931); обсерватория Кастель-Гандольфо (1935) и др.
Одним из последних поручений было задание Павла VI, прозвучавшее на 31-й Генеральной конгрегации, в котором он призвал Общество сосредоточить апостольские усилия на борьбе с атеизмом; эта миссия была поддержана и новым генеральным настоятелем, отцом Педро Аррупе.
Четвертый обет — ДНК иезуитов
На протяжении всей истории Общества Папы рассчитывали на иезуитов, доверяя им особые миссии. Четвертый обет послушания Папе «в вопросах миссий» — хотя и не исчерпывает всей готовности иезуитов служить Святому Престолу — остается самой центральной частью их ДНК, в прошлом, настоящем и будущем.
Автор: Венсеслао Сото Артуньедо SJ
Источник: The Jesuits, at the disposal of the Pope | The Society of Jesus