Хавьер Байлен Йонго SJ

«Все атлеты упорно тренируются,

но те поступают так, чтобы получить венок, который увянет,

а мы — чтобы получить венок неувядаемый» (1 Кор 9, 25, перевод РБО).

Спорт в истории Церкви

Возможно, многие читатели этой статьи подумают, что выражение «спортивное пастырство» (sports ministry) недавнее, но это не так: связь между верой и спортом восходит почти к самому началу христианской истории. Св. Павел, проповедуя Благую Весть язычникам, приводит много примеров из области спорта. Такие примеры в Первом послании к Коринфянам просто поражают своим количеством. Самое простое объяснение состоит в том, что в те времена, как и в наши дни, спорт был важным компонентом общественной жизни, и превращение его в пастырский инструмент помогло многим обратить внимание на Благую Весть.

Причем св. Павел в этом был не одинок. Прочие видные деятели церковного Предания тоже использовали спорт как инструмент в своей пастырской деятельности. Св. Иоанн Златоуст прибегал к спортивным образам во многих проповедях[1]. На особое место он ставил добродетель, присущую как спорту, так и вере: духовную борьбу.

Со своей стороны, св. Игнатий Антиохийский в послании к Поликарпу Смирнскому говорит об упорстве в молитвенной жизни перед лицом искушений и сравнивает эту борьбу со спортивными состязаниями, призывая Поликарпа быть «воздержанным, как Божий атлет»[2].

Св. Фома Аквинский не говорит о спорте прямо, но упоминает добродетель «eutrapelia»[3] — срединный путь между свободным временем и трудом, тем самым указывая, что необходимо и уместно уделять время как учебе, так и игре. Впоследствии гуманисты внесут это понятие в академические программы для своих учеников — например, так поступит Общество Иисуса со своей Ratio Studiorum.

Папы тоже находили важным пастырство посредством спорта. Через преемников св. Петра Церковь транслировала такое представление о спорте, в основе которого лежат ключевая роль личности, уважение к ее достоинству, целостный рост и общение с другими личностями. Спорт как универсальная платформа — инструмент для укрепления таких ценностей, как братство, солидарность и мир.

Любопытная деталь: некоторые Папы носили прозвища, связанные со спортом, например Пий X и Иоанн Павел II; Льва XIII ассоциируют с плаванием, Пия XI с альпинизмом, Иоанна Павла I с велосипедным спортом; наконец, Франциск известен как «Папа-болельщик»[4].

Если из Пап надо выбрать одного, кто активнее всех поддерживал спорт, то это будет, без сомнения, Франциск — с учетом его частных аудиенций и речей на эту тему. Он утверждает, что спорт и святость внутренне связаны: «В спорте каждый предъявляет лучшее, на что способен, и к тому же призваны те, кто стремится к святости. Во время недавней встречи с молодежью, при подготовке к Синоду епископов, я выразил уверенность в том, что все молодые участники, присутствующие физически или посредством соцсетей, хотят и надеются предъявить лучшее, на что способны. Я использовал то же словосочетание в недавнем Апостольском обращении, напомнив, что Господь каждого из нас призывает к святости уникальным и особым образом: “Важно каждому верующему распознать собственную дорогу и раскрыть лучшее в себе — то особенное, что Бог в него вложил” (Gaudete et exsultate, № 11)»[5]. Как никто не рождается чемпионом, так никто не рождается святым: только тренировка и дисциплина длиною в жизнь позволяют достичь этой цели.

В современном обществе спорт — занятие универсальное, для любых культур и поколений, в нем ценятся усердие, дисциплина, командная работа. Один из самых очевидных примеров — Олимпийские и Паралимпийские игры 2024 года в Париже. Идеал барона Пьера де Кубертена актуален по сей день: пусть все атлеты, со всех континентов, собираются вместе и предъявляют лучшее, на что способны, достигают высот в своем виде спорта и общаются в духе честной игры (fair play), чтобы быть примером и ориентиром для будущих поколений: «Спорт — это место встречи, где люди из любых социальных слоев объединяются ради достижения общей цели»[6].

Однако католикам спорт дает гораздо больше, чем физическая и социальная польза: спорт — удобное средство для духовного роста. В этом мы убедились, к немалому удивлению и радости, на последних Олимпийских играх, когда атлеты многократно демонстрировали свою веру.

В этой статье мы исследуем глубокую связь между спортом и христианской духовностью: в силу этой связи католикам предоставляется уникальная возможность органично включить свою веру в ежедневные занятия спортом.

Как мы уже сказали, св. Павел пользуется спортивными метафорами для описания духовной жизни: сравнивает жизнь в вере с забегом, в котором верующие должны проявить упорство, чтобы получить вечную награду (ср. 1 Кор 9, 24–27). Эта аналогия, с одной стороны, подчеркивает важность дисциплины и постоянства в христианской жизни, а с другой — высвечивает роль личного усилия и общинного сотрудничества в процессе духовного роста. Вот и сегодня Церковь признает и поощряет такой стиль занятий спортом.

В сентябре 2019 года в Ватикане организовали спортивное общество под названием «Athletica Vaticana». В него входят сотрудники Святого Престола и граждане Ватикана. Сначала это был клуб по атлетике, потом добавились велосипедный спорт и падел-теннис. Общество ставит своей целью братское служение на международной спортивной арене. На аудиенции 13 января 2024 года, по случаю пятилетия от основания, Папа Франциск пожелал участникам спортивного общества продолжать христианское свидетельство на беговых дорожках и стадионах. Папа подчеркнул роль спорта как самого распространенного культурного проявления и выразил пожелание: «Сейчас, когда мы проходим через особо мрачный исторический момент, пусть спорт строит мосты, сносит барьеры, способствует мирным отношениям»[7].

Христианская духовность задает систему координат, в которой превзойдена простая соревновательность. В мире, где победу склонны считать единственной мерой успеха, христианство напоминает, что истинный триумф — это личный рост и способность отражать любовь Божию во всех наших делах. Молитва, медитация и размышление до и после тренировки, помощь спортивного капеллана и пастырское сопровождение не только способствуют сосредоточению ума и духа, но и дают установку на благодарность. Так спорт становится отличной возможностью встретить Бога и жить по вере в конкретных обстоятельствах, потому что спорт — «инструмент встречи, формации, миссии и освящения»[8], он содействует целостному развитию личности.

Добродетели командных видов спорта

Атлетам-католикам занятия спортом помогают не только развивать физические способности и соревноваться, но и духовно расти в христианских добродетелях.

Честность лежит в основе доверия и справедливости. Для спортсмена быть честным — значит соблюдать правила, признавать ошибки и быть искренним в победах и поражениях. Эта ценность создает атмосферу уважения, справедливости, надежности, где каждый участник видит, что его ценят. Честность также означает — быть верным себе и поступать согласно своим принципам, а это укрепляет характер и вызывает уважение как в спорте, так и в повседневной жизни.

Смирение — основа для личностного роста и для подлинного успеха. В спорте эта добродетель проявляется как способность признавать свою ограниченность, учиться на ошибках и отдавать должное чужим усилиям. Смиренный атлет не ищет личной славы, но ценит командный труд и поддержку окружающих. Смиренный принимает конструктивную критику и продолжает совершенствоваться, поддерживая в себе дух служения и сотрудничества.

Справедливость требует обращаться со всеми ровно и уважительно. Для спортсмена быть справедливым значит честно соревноваться, честно обращаться с соперниками, уважать решения арбитров. Справедливость — это и равные возможности внутри команды, и признание усилий и заслуг каждого члена. Справедливый атлет поддерживает инклюзивную и мотивирующую среду, где все ценны и уважаемы.

Уважение необходимо для совместной деятельности и успеха в любой команде, в любом соревновании. Спортсмены должны уважать своих товарищей по команде, тренеров, соперников и самих себя. Это значит слушать, извлекать пользу из различий и действовать с учетом интересов и мнений других людей. Уважение создает гармонию и сокращает конфликты, улучшая качество сотрудничества и коллективный результат.

Настойчивость — это способность идти вперед несмотря на препятствия и трудности. Для спортсменов эта добродетель претворяется в постоянные усилия по совершенствованию, в устойчивость в случае поражения и в мотивацию к достижению долговременных целей. Настойчивость не только улучшает спортивные результаты, но и помогает атлетам реагировать на жизненные проблемы и задачи в силе духа и с решимостью. Эта ценность учит, что подлинный успех заключается не только в победе, но и в усердии и неизменной преданности своему делу.

Наконец, благодарность — это умение распознавать и ценить возможности, таланты и полученную помощь. Для спортсмена быть благодарным — значит извлекать пользу из каждой тренировки, благодарить товарищей по команде и соперников за их усилия и ценить поддержку семьи, тренеров и общества. У благодарного атлета позитивный взгляд на мир и щедрый дух, вдохновляющий и заразительный для окружающих.

Сила содружества

В спорте содружество и командная работа — в числе самых важных элементов. Они необходимы не только для победы на игровом поле, но и для роста атлетов. Здесь мы поговорим об аспектах содружества применительно к спорту и духовности.

Первый аспект — взаимная поддержка. Члены спортивного содружества ободряют друг друга и помогают друг другу, особенно в трудные и напряженные моменты. Такой образ действий укрепляет единство и цементирует командный дух. А в духовной жизни взаимная поддержка проявляется в общинной молитве и в единой вере.

Во-вторых, усердие и ответственность. Каждый член должен быть вовлечен в достижение целей команды и отвечает за свои спортивные результаты и свое поведение. Усердие претворяется в стойкую преданность делу и в готовность ставить благо команды выше личных интересов.

В числе аспектов, обогащающих опыт команды, — разнообразие и единство. В спортивную команду каждый член привносит уникальные компетенции и перспективы, отчего группа становится сильнее и креативнее. Единство достигается, когда все работают вместе на общую цель, уважая и ценя индивидуальные различия.

В ряду самых важных достоинств — солидарность и служение; эти столпы христианских ценностей обретают в спорте конкретное проявление. Солидарность означает заботу о благополучии всех членов команды, служение проявляется в готовности прийти на помощь и в щедрости.

Способность разрешать конфликты — еще одно насущно необходимое качество как в спорте, так и в духовной жизни. Разногласия и трения неизбежны в любой группе, но, чтобы определить, насколько команда здоровая и сплоченная, надо посмотреть, как она обращается с этими конфликтами. В спорте и в духовной жизни умение разрешать конфликты справедливо и конструктивно укрепляет отношения и повышает продуктивность, а умение мириться и прощать необходимо для поддержания единства и мира.

Наконец, скажем несколько слов о совместном лидерстве: это распределение ответственности за руководство между несколькими членами команды и поощрение всеобщего участия. В спорте этот тип лидерства позволяет каждому члену команды играть активную роль в принятии решений и в осуществлении стратегий.

А теперь поговорим подробнее о характеристиках этого лидерства, в XXI веке необходимого как никогда.

Принципы лидерства в спортивной подготовке и духовной формации

Посмотрев внимательно на тренеров, мы заметим, что они, поскольку играют руководящую роль, могут оказывать глубокое влияние на жизнь своих подопечных не только в плане спортивных результатов, но и в том, что касается личностного и духовного развития. Отлично зная, что не всякая среда идеальна и что во многих спортивных центрах или клубах сильны секулярные позиции, мы хотим напомнить, что христианское лидерство дает возможность вывести на первый план такие базовые принципы, как служение, смирение и пастырское попечение.

1) Первый тип лидерства — служение. В его основе представление о том, что лидер должен служить своей команде, а не команда лидеру.

Практическая стратегия: чтобы лидерство было служением, тренер должен удостовериться в том, что потребности атлетов всегда на первом месте. Это означает готовность проводить индивидуальные беседы, оказывая эмоциональную и практическую поддержку и проявляя подлинную заинтересованность в благополучии каждого спортсмена. Кроме того, активная вовлеченность тренера в повседневные дела, от подготовки оборудования до организации мероприятий, дает атлетам понять, что их руководитель не боится «замарать ручки» ради блага команды.

2) Во-вторых, эффективному христианскому руководителю необходима добродетель смирения. Смиренный тренер признает свою ограниченность, готов учиться и ценит вклад каждого члена команды.

Практическая стратегия: формировать такую среду, где идеи и мнения всех атлетов будут выслушаны с уважением. Тренеру следует регулярного мониторить не только спортивные результаты, но и обстановку в команде, и обучающие стратегии. Признание своих ошибок и готовность менять свой подход по итогам обратной связи тоже свидетельствуют о смирении и уважении к команде.

Хороший лидер укрепляет чувство общности посредством командной работы со всеми сотрудниками и со спортивным капелланом, исходя из того принципа, что все мы — члены одного тела.

Практическая стратегия: занятия, укрепляющие сплоченность команды, такие как обсуждения в группе, собрания для разрешения конфликтов и планирование общего служения, способствуют единству и движению к совместной цели. Столь же полезна традиция коллективно праздновать достигнутые результаты и в то же время отмечать индивидуальный вклад каждого.

3) Личный пример — вот, пожалуй, самое сильное орудие лидера. Атлеты учатся, наблюдая за поступками своего лидера.

Практическая стратегия: пусть тренер старается придерживаться истинных ценностей в повседневной жизни, выказывая цельность, честность и сострадание во всех своих действиях. Если руководитель — образец нравственного поведения, подопечным хочется следовать его примеру.

4) Лидеру необходимо общение, коммуникация. Тренер должен быть способен транслировать свои ожидания и обратную связь ясно и доброжелательно.

Практическая стратегия: активное слушание и эмпатичная реакция на заботы атлетов создают доверительную и уважительную среду. А пользуясь позитивным и конструктивным языком, ставя в центр развитие и рост, а не одни только достижения, тренер помогает атлетам почувствовать, что он их ценит и поддерживает.

Ресурсы для спортивного пастырства

Занятия спортом — это, по сути своей, постоянное стремление к улучшению, дисциплина и восхождение. А для верующих вовлечено и духовное измерение. Молитва, во всех своих проявлениях, позволяет католикам — спортсменам и тренерам — привязывать занятия спортом к духовной жизни. Один из лучших способов увидеть действие Божие в атлете — фиксировать плоды такой молитвы в дневнике. Спортсмен записывает в тетрадку, как протекает его физический и духовный рост, отмечает успехи и трудности на тренировках и соревнованиях, а также побуждения, исходящие от Бога, и духовные битвы.

1) Простой инструмент, дневник атлета, позволяет фиксировать процесс, протекающий в ходе спортивной жизни. Это личное, конфиденциальное пространство, где можно проговорить свои намерения, надежды, огорчения и радости. Здесь ведется письменный диалог с самим собой и с Богом.

Важно не только содержание, но и контекст. Вручая спортсмену такую тетрадь, надо объяснить, что следует посвящать ей время не случайное, а «качественное», в тихом месте, без спешки и не впопыхах. Дневник не обязанность, а инструмент свободы и личностного роста.

Дневник — открытое пространство, где спортсмен описывает свои переживания на тренировках и соревнованиях. Не только фиксирует спортивные результаты, но и называет эмоции до и после соревнований и тренировок.

Спортсмен должен размышлять над своими целями и личной мотивацией после физических усилий. «Игнацианское испытание»[9] — важная часть дневника — состоит из пяти ключевых пунктов, помогающих увидеть, как действует Бог в моей спортивной жизни: просить о свете; благодарить; подвести итоги тренировки или соревнования; просить прощения; сосредоточить силы на следующем дне.

Практическая подсказка для тренера: в последние минуты тренировки, после растяжки и заключительных наставлений, пусть каждый спортсмен возьмет свой дневник и запишет, что произошло в этот день.

2) Чтение духовных текстов вдохновляет и направляет в процессе личностного и мотивационного роста. Пусть тренер найдет время на то, чтобы рекомендовать книги, которые помогут спортсмену возрастать целостно, как личность. Биографии атлетов, ставших примерами для подражания в ходе истории, жития святых, прочитанные в современном контексте, станут источником вдохновения, ценностей и силы духа, явленных героями этих книг в своей жизни.

Практическая подсказка: очень полезно выработать привычку к еженедельному духовному чтению. Тренер может делиться с командой своими размышлениями или наставлениями, важными для спортсменов (и они могут делать то же между собой). Такие беседы помогают устанавливать доверительные и мотивационные связи, важные в процессе подготовки спортсмена.

3) Сопровождение спортивного капеллана. Пастырское попечение — это руководство и помощь в целостном развитии спортсмена, забота о его физических, эмоциональных и духовных нуждах. Это особенно важно в воспитании молодых спортсменов, проходящих через ключевые фазы своего личного развития. Всем нам нужно пространство полного доверия, чтобы говорить, делиться мыслями и чувствами, выслушивать возражения; сопровождение со стороны капеллана укрепляет духовную жизнь.

Для атлета спортивный капеллан — «убежище», к нему можно обратиться с полным доверием. Он не тренер, не товарищ по команде, не родственник, но он, предоставляя полную свободу и оказывая уважение, сопровождает спортсмена в его успехах и поражениях, достижениях и трудностях и учит на все смотреть глазами веры.

Практическая подсказка: время на молитву перед тренировкой и соревнованием помогает верующим атлетам увязать спортивную жизнь с верой. Капеллан может проводить духовные упражнения и занятия по медитации, приспособленные ко времени года. Тренер, со своей стороны, должен обращать внимание на признаки стресса, истощения и личные проблемы атлетов и оказывать помощь или, при необходимости, направлять к специалистам.

Пойдет на пользу еженедельное присутствие капеллана на тренировках и официальных соревнованиях. Он член рабочей группы и должен быть вовлечен в деятельность команды. Он должен не только преподавать таинства, но и сопровождать всех членов команды.

Практические рекомендации для тренера

Если духовность стала компонентом спортивной жизни, атлеты получают уникальную возможность обогатить как личное развитие, так и свою спортивную эффективность. В духовности есть аспекты, которые, если над ними работать, придадут атлетам силу, мотивацию и спортивное усердие; формируется среда, где важные ценности руководят поведением и ростом всех членов команды.

Первый аспект всякой духовности — молитва, или медитация в команде. Как мы уже сказали, хорошо бы тренеру отводить время на молитву и размышление до и после каждой тренировки, что поможет атлетам сосредоточиться и укрепить духовную связь между собой. Такие обряды, как краткая молитва всей командой — например, «Отче наш» — или минута медитации, помогают создать спокойную и сосредоточенную обстановку, приводя образ мыслей группы в согласие с личными пожеланиями, укрепляя такие ценности, как постоянство и благодарность. Молитвенное время не обязано быть долгим, пусть будет кратким, но качественным.

Во-вторых, пусть тренер, используя повседневные спортивные ситуации, преподает и укрепляет вышеупомянутые добродетели — например, честность, справедливость и уважение, — а также отмечает и награждает честную игру и этично управляет конфликтами. Тем самым он поможет атлетам усвоить эти добродетели и применять их в своем поведении на спортивной площадке и вне ее.

В-третьих, поскольку велика сила повествований, положительно мотивируют истории атлетов, успешно сочетающих веру со спортивной карьерой. Яркий пример — участники Олимпиады в Париже, исповедавшие свою веру, в их числе гимнастка Ребека Андраде и легкоатлетка Никола Олислагерс. Тренер может приводить их в пример на собраниях команды или на обучающих занятиях, показывая, что сила духовности может быть источником вдохновения и ориентиром в спортивной жизни.

В-четвертых, важно поощрять здоровую соревновательность. Пусть тренер учит атлетов соревноваться честно и с уважением. Беседуя на эту тему, надо подчеркнуть, что цель — совершенствоваться и проявить лучшее в себе, а не просто победить других. Употребить все свои таланты — обязанность, а не каприз, но при этом всегда надо с уважением принимать то, что может дать другой.

В-пятых, подчеркнем «доступность 24/7»: тренер должен руководить смиренно и в духе служения. Это означает готовность поддержать атлета, услышать, что его беспокоит, и действовать корректно. Руководящая роль требует времени и самоотверженности; тот факт, что лидер преданно служит команде, побуждает и команду поступать так же.

В-шестых, тренеры тоже должны заботиться о своем духовном измерении. Личная преданность вере укрепит их способность руководить другими и заложит прочный фундамент.

Надеемся, что эти шесть рекомендаций помогут тренеру создать такую обстановку, в которой работа с атлетом нацелена не на внешние успехи — на победу в состязании, — но позволяет научиться фокусировать время тренировки на аспектах, важных для тела, ума и духа. Мы хорошо знаем, что в сегодняшнем мире главенствует результат, а духовную составляющую не считают «практичной» и полезной для достижения целей. Но пусть деревья нам не помешают увидеть лес! Человек — существо целостное, ему нужны тело, ум и дух. Если мы заботимся обо всех трех аспектах личности, она развивается полноценнее и эффективнее.

Заключение

Как было показано выше, когда мы говорим о спортивном пастырстве, то имеем в виду взаимосвязь между спортом и духовностью, и именно здесь обретаем плодородную почву для личностного роста, для развития характера и проявления ценностей, что выходит за рамки побед и поражений на игровом поле. Эти два мира не только вдохновляют друг друга, но связаны на глубоком уровне, поэтому занятия спортом могут обогатить духовную жизнь, а вера — осветить путь к спортивному успеху.

Спорт, привлекая наше внимание к усилию, дисциплине и постоянству, служит идеальным пространством для следования христианским принципам. Атлеты, включая эти аспекты в повседневную жизнь, стараются не только улучшить свои физические показатели, но и принимают в ум и сердце такие ценности, как смирение, благодарность и уважение. Эти принципы, укоренившись в душе, помогают атлету ясно видеть перспективу и находить смысл в каждом вызове, будь то победа или поражение; впрочем, именно христианская духовность нас учит, что подлинный успех не сводится к видимым и материальным результатам. В спорте это претворяется в развитие характера и целостное улучшение личности.

Когда мы говорим о спортивном пастырстве, то имеем в виду положительное влияние веры на спорт. Атлеты высокого уровня, исповедующие веру, показывают, что они не только достигли успеха в своем виде спорта, но и что вера помогает им решать задачи, преодолевать трудности и сохранять смирение. Их жизнь и карьера свидетельствуют о том, что духовность не только придает сил в трудную минуту, но и помогает вести себя этично, обращаться с людьми искренне и ответственно.

В конечном итоге спорт и духовность тесно связаны, поскольку устремлены к истине, целостности и совершенству. Для тренеров, атлетов и для всех, кто вовлечен в мир спорта, интеграция веры в спортивные занятия дает возможность согласовать физическое усилие с духовной целью, устанавливая равновесие, обогащающее и профессиональную, и личную жизнь.

Интеграция этих двух миров означает не просто совмещение, а побуждение жить полнее и осмысленнее; именно здесь спортивное пастырство значимо как никогда. Атлеты, поступающие так, стремятся не только к личным и профессиональным целям, но и стараются применять евангельские ценности к каждому делу, решению, взаимодействию с людьми. Так спорт становится живым проявлением католической духовности, показывая, что истинная победа — это единство тела, ума и духа ради венца нетленного (ср. 1 Кор 9, 25).

В то же время мы должны признать, что достичь такой интеграции трудно, потому что на Западе секуляризация стоит у руля. В католических школах веру не всегда найдешь у преподавателей, тренеров и учеников, поэтому задача не легка. Отыскать язык, способный донести евангельскую Благую Весть до современной молодежи, всегда непросто, но спорт — наш союзник. Такие организации, как «Athletica Vaticana», помогают свидетельствовать о Евангелии и о вере без слов, только фактами. «Целиком входит в вашу миссию, — сказал Папа Франциск, — конкретная близость — ключевое слово — к самым слабым: я имею в виду инициативы для молодежи с физической или умственной инвалидностью, для заключенных, мигрантов, самых бедных семей. Прекрасно, что в этих встречах участвуют все с равным достоинством, включая олимпийских и паралимпийских чемпионов, дипломатов и членов Курии»[10]. Отметим, что Папа Франциск признает потенциал спорта как элемента интегрирующего и защищающего достоинство личности.

Очень важна роль тренера: он помогает атлетам проживать «игровое» время как щедрый дар и миссию. Выше мы уже сказали, что Олимпийские игры служат идеальной платформой для свободного самовыражения спортсменов. Эта работа долгое время оставалась скрытой, а теперь, похоже, начинает выходить на поверхность. Спортивное пастырство живо как никогда.

***

ПРИМЕЧАНИЯ:

[1] Ср. Иоанн Златоуст, св., Беседы на Евангелие от Матфея, 33, 6.

[2] Игнатий Антиохийский, св., Послание к Поликарпу, 2, 3.

[3] Фома Аквинский, св., Сумма теологии, II–II, q. 168, a. 2.

[4] Ср. J. M. Cardoso, Papi e sport, в Ecclesia, № 4133, июль 2024 г., 22 сл.

[5] Франциск, Послание, вводное к документу Раскрыть лучшее в себе Департамента по делам мирян, вопросам семьи и жизни, от 1 июня 2018 г.

[6] Там же.

[7] Его же, Аудиенция для спортивной ассоциации «Athletica Vaticana», 13 января 2024 г.

[8] Его же, Послание, цит.

[9] Ср. Ignazio di Loyola, s., Gli scritti, Roma, AdP, 2007, 204.

[10] Франциск, Аудиенция для спортивной ассоциации «Athletica Vaticana», цит.

Фото: Ben White / Unsplash