Нуно да Сильва Гонсальвес SJ

С 26 по 29 сентября 2024 года Папа Франциск, снова взяв посох паломника, посетил Люксембург и Бельгию. Понтифик вышел навстречу секуляризованному обществу, где Церковь, верная своей миссии служения, призвана быть знаком надежды. Папа увидел общество не только секуляризованное, но и глубоко раненное — особенно в Бельгии — трагедией злоупотреблений по отношению к несовершеннолетним. Эта трагедия подорвала доверие к Церкви, к ее институтам и руководителям. К тому же нельзя забывать, что по многим антропологическим и этическим вопросам увеличивается разрыв между Церковью и обществом. Папа, вполне осознавая эту ситуацию, не уставал слушать и вести диалог. Не предложил простых решений, но указал на критерии для действия, отважного и смиренного, и призвал Церковь ко «христианству свидетельства».

***

С 26 по 29 сентября 2024 года, менее чем через две недели после завершения апостольского путешествия в Азию и Океанию, Папа Франциск снова взял посох паломника и посетил Люксембург и Бельгию. В сердце Европы — ведь в этих двух странах размещены важные европейские и международные учреждения — Понтифик вышел навстречу секуляризованному обществу, где Церковь, верная своей миссии служения, призвана быть знаком надежды. Именно эти два измерения представлены в девизах, выбранных Церквями посещаемых стран по случаю папского визита: «Чтобы служить» в Люксембурге, «В пути, с надеждой» — в Бельгии. Эти два измерения дополняют друг друга, потому что Церковь, служа всем, начиная с самых слабых, конкретизирует надежду, а та не постыжает и предвосхищает всецелое братство без границ, к которому мы призваны как дети, желанные Отцу, принимаемые Отцом.

В те дни, когда мирная жизнь страдает от тяжких угроз, — эту тематику Папа упоминает во многих речах — Понтифик-паломник посетил общество не только секуляризованное, но и глубоко раненное, особенно в Бельгии, трагедией злоупотреблений против несовершеннолетних; эта трагедия подорвала доверие к Церкви, к ее институтам и руководителям. Не следует забывать, что по многим антропологическим и этическим темам, таким как аборт, эвтаназия или роль женщины в обществе, заметно увеличивается разрыв между Церковью и обширными секторами общества. Так, во время папского путешествия, несмотря на согласие по экологическим и антивоенным вопросам, по другим темам диалог получился непростым, и некоторые мнения приводили в замешательство. Понтифик, со своей стороны, всегда слушал и выказывал готовность к диалогу, а по проблеме злоупотреблений по отношению к несовершеннолетним прямо признал во многих выступлениям серьезные упущения со стороны Церкви; Папа также пожелал увидеть и выслушать жертв, а что касается будущего — подчеркивал важность профилактики.

Люксембург: «Чтобы служить»

Папа Франциск вылетел из аэропорта Фьюмичино в Люксембург рано утром 26 сентября специальным рейсом компании Ita Airways. С ним были сопровождающие лица и шесть десятков журналистов. Расположенное в стратегически важном месте, в центре многовековых войн за престолонаследие и европейских конфликтов, Великое Герцогство Люксембург находилось под властью разных держав и обрело независимость в 1890 году. Сегодня в стране один из самых высоких в мире ВВП на душу населения, а город Люксембург — одна из трех официальных штаб-квартир Евросоюза, здесь расположены Европейский суд, Европейский инвестиционный банк, Европейская счетная палата и многочисленные службы Еврокомиссии. Население Люксембурга — 654 000 человек, из них около 48 % иностранцы. Самая крупная диаспора — португальская, составляет 16 % от всего населения. Католики — 41,5 %.

В аэропорту Люксембург-Финдел Папу Франциска встретили великий герцог Генрих, великая герцогиня Мария Тереза и премьер-министр Люк Фриден. После приветственной церемонии в аэропорту, визита вежливости к великому герцогу в его дворец и беседы с премьер-министром, все тем же утром 26 сентября состоялась встреча с представителями властей, гражданского общества и дипломатическим корпусом в Cercle Cité, историческом здании в центре города, где сегодня расположены городская библиотека и конгресс-центр.

В присутствии великого герцога и его супруги, выслушав приветственное обращение премьер-министра, Папа Франциск произнес свою речь. В начале он окинул взглядом недавнюю историю Люксембурга, который в двух мировых войнах первой половины XX века претерпел «оккупацию и утрату свободы и независимости»[1]. После Второй мировой войны — продолжал Понтифик — Люксембург включился в процесс европейского строительства, демонстрируя, что роль страны в международном плане зависит не от территориальной протяженности или числа жителей, а от «терпеливого созидания учреждений и мудрых законов, которые, выстраивая жизнь граждан согласно критериям справедливости и с уважением к правовому государству, фокусируются на человеке и общем благе, предотвращая и борясь с такими угрозами, как дискриминация и вытеснение людей на обочину». Затем Франциск сослался на социальное учение Церкви и в русле этого учения раскрыл две важные темы: заботу о тварном мире и братство. Далее Папа напомнил, что «богатство — это ответственность», поэтому попросил: «Смотрите, не забывайте о самых обездоленных народах», нужно «помочь им выбраться из бедности». Что касается иммиграции, Понтифик попросил страну Люксембург «помогать и подавать пример того, как принимать и включать в свою жизнь мигрантов и беженцев». Просьбу Папа сопроводил одобрительным замечанием: «В этом вы уже образец».

Франциск далее отметил, что на европейском континенте человеческое сердце «заплутало и возвращается на злосчастные военные пути», народам грозит опасность ввязаться «в авантюры со множеством человеческих жертв, повторяя бессмысленные бойни». Этим военным поползновениям нужно противопоставить глубокие духовные ценности, способные «воспрепятствовать помрачению разума и безответственному возвращению к ошибкам минувших времен». Папа прибавил: «Люксембург в полной мере наделен способностью завязывать дружбу и избегать этих путей», показывая «всем преимущества мира перед ужасами войны». Как преемник апостола Петра и от имени Церкви, «эксперта по гуманизму», Франциск торжественно заявил: «Эта жизненная сила, вечно новая сила обновления, личного и общественного — Евангелие. […] Евангелие Иисуса Христа — единственного, кто может глубоко преобразить человеческую душу, давая способность творить добро даже в самых трудных ситуациях, угашать злобу и примирять конфликтующих». В заключение Франциск повторил девиз своего визита в Люксембург — «Чтобы служить» — и напомнил, что эти слова «относятся прямо и в высшей степени к миссии Церкви», для которой служение — это «каждодневный образ жизни».

Во второй половине насыщенного люксембургского дня Папа Франциск встретился с католической общиной в соборе Нотр-Дам. Церковь была построена иезуитами в начале XVII века и возведена в статус собора Пием IX в 1870 году. Присутствовали несколько поколений правящей семьи. Приветственную речь произнес архиепископ Люксембурга кардинал Жан-Клод Оллериш SJ, выступили со свидетельствами представители католической общины, был разыгран танцевальный спектакль Laudato si’ о жизни св. Франциска. Затем Папа поделился своими размышлениями, для начала упомянув о Марианском юбилее: вот уже четыре века местная Церковь почитает Марию — Утешительницу удрученных, покровительницу Люксембурга. Затем Папа рассуждал о словах «служение», «миссия» и «радость». Говоря о «служении», Франциск рекомендовал воплотить его в гостеприимстве, согласно вековой люксембургской традиции в этой области, и преподал наставление: «Итак, призываю вас хранить верность этому наследию, которым вы богаты, и пусть ваша страна и дальше будет дружественным домом для всякого, кто постучится в дверь с просьбой о помощи и приюте».

Что касается «миссии», Понтифик повторил утверждения кардинала-архиепископа: тот в своем приветствии в начале церемонии говорил об «эволюции люксембургской Церкви в секуляризованном обществе». Остановившись на понятии «эволюция», Папа прибавил, что «Церковь в секуляризованном обществе эволюционирует, зреет, растет. Не замыкается в себе с тоской, бессилием и обидой. Но принимает вызов, верная извечным ценностям: заново открывает и пересматривает способы евангелизации, не ограничивается пастырским попечением, но переходит к миссионерскому возвещению», которое проявляется в «желании разделить с наибольшим числом братьев и сестер радость встречи со Христом».

И напоследок о «радости». Франциск, опираясь на свидетельство одного из молодых участников встречи, чьи воспоминания о Всемирном дне молодежи в Лиссабоне еще очень свежи, сказал: «Видите? Наша вера такая: радостная, „танцующая”, она нам говорит, что мы дети Бога, дружественного к человеку, желающего нам счастья и единства, и ничто Ему не угодно более нашего спасения». Поэтому Папа попросил: «Пожалуйста, имейте в себе евангельскую радость, она нам очень помогает верить и расти». Франциск привел в пример люксембургскую традицию — «весеннюю процессию» (Springprozession) в память о трудах св. Виллиброрда, миссионера Люксембургских земель. В день процессии город Эхтернах «выплескивается, танцуя, на улицы и площади, вместе со многими паломниками и гостями, и процессия становится одним огромным танцем».

Завершая встречу в соборе, Папа Франциск возложил Золотую Розу[2] к образу Марии — Утешительницы удрученных и благословил всех присутствующих. Так, душевно и празднично, окончились восемь часов, проведенных Понтификом в Люксембурге. Франциск отправился в аэропорт, где простился с великим герцогом Люксембургским, его супругой и премьер-министром, и воздушным судном компании Luxair вылетел в Брюссель.

Бельгия: «В пути, с надеждой»

Начиная с XVI века, Бельгия находилась под властью испанцев, затем Габсбургов, наконец Наполеона. По окончании наполеоновского периода, ею 15 лет управлял голландский суверен Вильгельм I Оранский, и в 1830–1831 году страна обрела независимость в качестве конституционной монархии, возглавленной Леопольдом I Саксен-Кобургским. Во время Первой и Второй мировых войн страна была оккупирована Германией. Десятилетия после Второй мировой войны ознаменовались для Бельгии быстрым экономическим ростом, в том числе благодаря притоку мигрантов из таких стран, как Италия, Испания, Португалия и Турция. Бельгия стала одним из членов-основателей Бенелюкса в 1948 году, Европейского объединения угля и стали — в 1952-м, Европейского экономического сообщества — в 1957-м. В последующие десятилетия европейские учреждения сосредоточились в Брюсселе.

С момента обретения независимости одной из сложнейших проблем для Бельгии стал языковой вопрос, он и привел к нынешнему делению страны на три региона (фламандский, валлонский и столица Брюссель) и три общины (франкоговорящая, фламандская и немецкоязычная). В стране 11 618 000 жителей, из них 50 %, согласно Докладу о Церкви в Бельгии, опубликованному в 2023 году, считают себя католиками, а посещали воскресную мессу в 2022 году по крайней мере раз в месяц[3] около 8,9 %. В последние десятилетия бельгийское общество пережило глубокую культурную и религиозную трансформацию в сторону секуляризации, на что указывают сокращение числа практикующих католиков и призваний и рост количества католиков, не согласных с учением Церкви, например в сфере нравственности и биоэтики. Уменьшение числа католиков привело к закрытию или передаче многих церквей другим христианским деноминациям, преимущественно православным. Эта эволюция сопровождалась существенными переменами в законодательстве об аборте (легализован в 1990 году), о конце жизни (эвтаназия легализована в 2002 году) и гомосексуальных браках (легализованы в 2003 году).

Вылетев из Люксембурга, Папа Франциск приземлился в военном аэропорту Мельсбрук, в окрестностях Брюсселя, вечером 26 сентября. Его встретили король Филипп и королева Матильда. Церемонию приветствия провели там же, в военном аэропорту. Утром следующего дня, 27 сентября, Понтифик посетил замок Лакен, резиденцию королевской семьи в окрестностях Брюсселя. Папу сопровождал конный эскорт от ворот до главного входа в замок, где состоялся визит вежливости к королю, а затем встреча с представителями власти и гражданского общества в Большой галерее. В начале встречи король Филипп и премьер-министр Александр Де Кроо приветствовали Папу и выступили с речами. Оба затронули драматичную тему сексуальных злоупотреблений в Церкви и высказались о жертвах принудительного усыновления[4]. Монарх сообщил, что знает об усилиях Церкви в Бельгии пойти навстречу жертвам и попросил продолжать работать в этом направлении «решительно, без передышки»[5]. Премьер-министр, в свою очередь, выразился категоричнее. Он заявил: «Сегодня слов не достаточно. Необходимы конкретные меры. Жертвы должны быть выслушаны, должны быть в центре внимания. Они имеют право на правду. Злодеяния должны быть названы и наказаны». А также: «Чтобы снова смотреть в будущее, Церковь должна принять свое прошлое»[6].

В своей речи, несколько раз дополняя заготовленный текст экспромтом, Папа Франциск без уловок высказался по вопросам, которые были подняты королем и премьер-министром. Однако прежде Понтифик подчеркнул значимость Бельгии, которая после Второй мировой войны стала «родным домом для главных европейских институтов. Находясь на разломе между германским и латинским мирами, соседствуя с Францией и Германией, в которых полнее всего воплотились националистические антитезы, лежащие в основе конфликта, Бельгия представляется идеальным местом, как бы квинтэссенцией Европы: отсюда можно начинать ее восстановление — физическое, нравственное и духовное». Именно в силу своей недавней истории — подчеркнул Понтифик — «Европа нуждается в Бельгии, чтобы идти путем мира и братства между европейскими народами». И это особенно важно — продолжил Папа — в тот момент, когда «мы почти приблизились к мировой войне». Учитывая эту ситуацию, Франциск подчеркнул, что «согласие и мир — это задача и миссия, непрерывная, ее надо возделывать и лелеять с упорством и терпением». Папа заявил: «Историю, учительницу жизни, слишком часто не слушают, а она из Бельгии призывает Европу вернуться на свой путь, вновь обрести свое истинное лицо, чтобы победить демографическую зиму и ад войны».

Далее Понтифик говорил о положении и роли Церкви, не замалчивая тематику злоупотреблений по отношению к несовершеннолетним и принудительных усыновлений. По первой проблеме Папа сказал: «Я думаю о трагических событиях, злоупотреблениях по отношению к несовершеннолетним, о чем говорили король и премьер-министр. С этой язвой Церковь борется решительно и твердо, выслушивая и сопровождая раненых людей и проводя по всему миру кропотливую профилактическую работу. Братья и сестры, это позор! Позор, который сегодня все мы должны принять на себя, и просить прощения, и решать проблему». О принудительных усыновлениях Папа высказался столь же ясно: «Меня опечалило […] еще одно явление. „Принудительные усыновления”, имевшие место здесь, в Бельгии, в пятидесятые-семидесятые годы прошлого века. В этих сложных историях сошлись вместе горький плод преступления и то, что, увы, проистекало из образа мыслей, распространенного во всех слоях общества, так что поступавшие согласно этому образу мыслей искренне полагали, что действуют во благо и ребенку, и матери». В заключительных словах своей речи Папа вернулся к теме мира: «Молюсь о том, чтобы правители приняли ответственность за мир, приняли риск и честь и сумели устранить опасность, позор и абсурд войны». Папа напомнил девиз своего визита в Бельгию: «В пути, с надеждой», испрашивая для всех этот дар у Духа Святого.

Во второй половине дня 27 сентября состоялась встреча Папы с преподавателями Лёвенского католического университета (Katholieke Universiteit Leuven), который вместе с Лувенским католическим университетом (Université Catholique de Louvain) начал праздновать 600-ю годовщину основания. Университет был учрежден 9 декабря 1425 года буллой Sapientiae immarcessibilis Папы Мартина V. Этот старейший католический университет в мире насчитывает 60 000 студентов. Встречу открыл ректор Люк Селс: в продолжительной речи он охарактеризовал Лёвенский университет как «центр критического и честного размышления, который вдохновляет католическую общину, но и бросает ей вызов. Хотя не только ей, но и обществу осмеливается бросать вызов на основе христианского мировоззрения»[7]. Далее ректор говорил о проблеме беженцев и о моральном авторитете Церкви и университета в таких темах, как роль женщины и принятие лиц с гомосексуальностью. Со своей стороны, Папа Франциск в ответной речи назвал университеты «движителями идей и новых стимулов для жизни и мысли человека и для общественных задач, то есть университет — генерирующее пространство». Это значит, продолжил Папа, что «университет порождает культуру, идеи, а главное — поощряет страсть к поиску истины, служа прогрессу человечества», всегда стремясь «претворить академическое и культурное образование в жизненное пространство, постигающее жизнь и взывающее к жизни». Католические университеты «призваны „вносить решающий вклад — закваску, соль и свет Евангелия Иисуса Христа и живого Предания Церкви, всегда открытой для новых сценариев и новых перспектив”», — напомнил Франциск, цитируя апостольскую конституцию Veritatis gaudium, № 3. Понтифик поблагодарил Лёвенский университет за готовность принимать беженцев, засвидетельствованную в видео-сюжете, показанном во время встречи: «В то время как некоторые требуют укрепления границ, ваша университетская община расширила границы. Спасибо. Вы раскрыли объятия для страдающих людей». После встречи с университетскими преподавателями Папа Франциск вернулся в Брюссель и принял в апостольской нунциатуре группу из 17 жертв сексуальных злоупотреблений. Встреча продлилась около двух часов и завершилась к девяти часам вечера.

Утром 28 сентября Папа Франциск отправился в Сен-Жиль, где пообщался с бедными и бездомными, которым помогает приходская община, и позавтракал с ними. Продолжением официальной программы стало посещение базилики Святейшего Сердца в Кукельберге, занимающей пятое место среди самых больших в мире церквей. Строительные работы, начатые в 1905 году, прерывались во время двух мировых войн и завершились только в 1971 году, хотя Пий XII уже в 1952-м присвоил храму статус малой базилики. Здесь Понтифик встретился с епископами, священниками, диаконами, посвященными, семинаристами и пастырскими работниками. Выступил с приветствием председатель Бельгийской епископской конференции монсеньор Люк Терлинден, архиепископ Мехелена-Брюсселя, прозвучали свидетельства представителей различных групп и песнопения, создавшие молитвенно-сосредоточенную атмосферу, и тогда Франциск произнес речь, предложив поразмышлять над тремя словами: евангелизация, радость и милосердие.

«Первая дорога для нас — евангелизация», — сразу обозначил Папа, признавая, что «перемены в нашу эпоху и кризис веры на Западе побуждают вернуться к самому главному, то есть к Евангелию — да услышат все снова добрую весть, принесенную Иисусом в мир, да воссияет заново вся ее красота». Далее Папа отметил, что «мы перешли от христианства, вписанного в гостеприимные социальные рамки, ко христианству „меньшинства”, точнее — свидетельства. А это требует мужества — церковного обращения: надо пастырски трансформировать обычаи, модели, языки веры, чтобы все это действительно служило благовестию». Далее Понтифик сказал, что в сердцевине синодального пути должен быть вопрос: «Как принести Евангелие в общество, которое его больше не слушает или отдалилось от веры?»

Вторая дорога — радость. Франциск описал ее как осознание того, что «в пути мы не одни, и даже в бедности, грехе и скорби Бог близко, заботится о нас и не позволит смерти одержать победу». Поэтому Папа ко всем обратился с общим призывом: «Пусть через вашу проповедь, литургию, служение и апостольство просвечивает сердечная радость, потому что это будит вопросы и привлекает даже дальних».

Третья дорога — милосердие: «Евангелие, когда мы с ним соглашаемся и им делимся, принимаем его и даруем, ведет нас к радости, потому что показывает, что Бог — Отец милосердия, Он нас жалеет, поднимает упавших, никогда не отнимает у нас Свою любовь». Ссылаясь на свидетельство тюремного капеллана, незадолго перед тем прозвучавшее, Папа подчеркнул, что милосердие — это ключевое слово для тех, кто в тюрьме: «Иисус показывает, что Бог не держится подальше от наших ран, от нашей нечистоты. Он знает, что все мы можем ошибиться, но никто не ошибка. Никто не потерян навсегда. Итак, справедливо ходить всеми путями земного правосудия, человеческими путями, учитывать психологию и наказывать; но наказание должно быть лекарством и вести к исцелению». Встреча завершилась в радостной и теплой атмосфере, с пением гимна Salve Regina и заключительным благословением.

После встречи в базилике Святейшего Сердца, выйдя за рамки официальной программы, Папа Франциск посетил крипту церкви Богоматери в Лакене, где покоятся многие члены бельгийской королевской семьи. Сопровождаемый королем Филиппом и королевой Матильдой, Понтифик помолился перед могилой короля Бодуэна. Ревностный католик, этот монарх правил с 1951 года до своей смерти в 1993 году, а в 1990-м отрекся от престола на 36 часов, чтобы не подписывать закон о легализации абортов. Обращаясь к присутствующим в королевской крипте, Франциск призвал присмотреться к этому примеру сейчас, когда прокладывают себе дорогу «преступные законы», и озвучил намерение запустить процесс беатификации короля Бодуэна[8].

Во второй половине дня 28 сентября Папа Франциск встретился со студентами в Лувенском католическом университете (Université catholique de Louvain). Учебное заведение расположено в Оттиньи-Лувен-ла-Нёв, коммуне в 30 км от Брюсселя; насчитывает более 30 000 студентов и отделилось от Лёвенского университета в 1968 году из-за протестов фламандских националистов, требовавших упразднить франкоязычную секцию учебного заведения. Лувенский университет по праву празднует вместе с Лёвенским 600-ю годовщину основания, поскольку, несмотря на разделение в 1968 году, общая история обоих восходит к 1425 году. Напомним, что именно этот шестивековой юбилей стал официальным поводом для приглашения и визита Папы.

Встреча со студентами состоялась в главном зале университета. После краткого приветствия ректора Франсуазы Сметс было зачитано письмо, составленное студентами, исследователями и преподавателями университета. Авторы письма размышляют большей частью об экологии, а также о роли женщины в Церкви: по их мнению, женщины слабо представлены на ответственных постах, их интеллектуальный вклад часто остается без внимания[9]. Папа Франциск в начале ответной речи сказал, что слышит в только что прозвучавших словах «страсть и надежду, желание справедливости, поиск истины», и что его потрясли вопросы о будущем, тревожные вопросы. Папа отметил, «сколь агрессивно и надменно зло, которое разрушает окружающую среду и жизнь народов»; война — «яростное проявление этого зла, равно как и коррупция, и современные формы рабства». Далее Понтифик остановился на трех жизненных позициях: благодарность, миссия и верность. Благодарность свойственна тому, кто понимает, что мы живем в доме, который нам дарован: «Мы не хозяева, а гости и паломники на земле». Миссия — продолжил Папа — это жизненная позиция того, кто знает, что «мы находимся в мире, чтобы беречь его красоту и взращивать ее во благо всем, особенно потомкам». А верность, согласно Франциску, это позиция того, кто принимает вызов целостного развития, брошенный «всем людям во всех аспектах их жизни: физической, нравственной, культурной, социально-политической».

Далее Папа подтвердил, что ему важен вопрос о роли женщины в Церкви, начиная с признания ее достоинства, потому что она образ Божий, вместе с мужчиной: «Исходя из этого достоинства, общего и совместного, христианская культура постоянно обновляет, в разных условиях, миссию и жизнь мужчины и женщины и их бытие друг для друга, в общении». Церковь сама — женщина, напомнил Понтифик: в сердцевине спасительного события находится «да» Марии — женщины, принявшей воплощение Сына Божия.

Франциск посвятил заключительную часть своей речи смыслу учебы: как учиться, для чего учиться и для кого учиться — и пришел к заключению: «Мы учимся, чтобы быть способными воспитывать и служить другим, прежде всего служением компетентности и авторитета», поэтому «университетский диплом говорит о способности служить общему благу». Папа ободрил студентов такими словами: «Дорогие студенты, хотите свободы? Будьте искателями и свидетелями истины! Стараясь быть достойными доверия, честными в самых простых повседневных решениях».

В конце встречи Понтифик вышел на террасу, что напротив главного зала, и получил в подарок calotte, традиционный берет, который носят студенты католических университетов в Бельгии. Затем на тележке для гольфа подъехал к студентам, находившимся во дворе перед зданием, и поприветствовал их. А тем временем Лувенский университет опубликовал довольно странное коммюнике: поблагодарил Понтифика и согласился с его высказываниями о климатическом кризисе и экологии, но позиция Папы касательно роли женщин в Церкви и в обществе встретила «непонимание и неодобрение»[10]. Далее Франциск посетил Коллегию Св. Михаила в Брюсселе, где в частном порядке встретился с членами Общества Иисуса, проживающими в Бельгии, Люксембурге и Нидерландах. По завершении этой семейной встречи Папа вышел за рамки официальной программы, пожелав приветствовать 6 000 молодых людей, собравшихся на мероприятие Hope Happening на арене близ стадиона, где днем позже Понтифик отслужит мессу.

В воскресенье 29 сентября, в последний день своего апостольского визита, Папа Франциск простился с сотрудниками и благодетелями апостольской нунциатуры и направился на стадион Короля Бодуэна. Здесь, при участии около 35 000 верных, он предстоятельствовал на мессе с обрядом беатификации слуги Божией Анны Иисуса, монахини Ордена босых кармелиток. Современница св. Терезы Авильской, она умерла в Брюсселе 4 марта 1621 года. В проповеди Папа прокомментировал фразу из только что зачитанного евангельского отрывка: «А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему жерновный камень на шею и бросили его в море» (Мк 9, 42). Папа вернулся к драматичной теме злоупотреблений по отношению к несовершеннолетним: «Подумаем, что происходит, когда детей развращают, бьют, дурно обращаются с ними те, кто должен о них заботиться, подумаем о ранах, боли и бессилии — во-первых, у жертвы, но также в ее семье и общине. […] В Церкви есть место для всех-всех-всех, но все мы будем судимы, и нет места для злоупотреблений и укрывательства». При этих словах собравшиеся захлопали в ладоши, несомненно впечатленные прямотой Понтифика.

После мессы, перед молитвой «Ангел Господень», Франциск поблагодарил архиепископа Мехелена-Брюсселя, короля и королеву Бельгии, великого герцога и великую герцогиню Люксембурга за участие и гостеприимство в ходе путешествия. Папа также обратился со словами благодарности к гостям из Нидерландов, Германии и Франции. Упомянув о Всемирном дне мигранта и беженца, Папа призвал рассматривать феномен миграции «как возможность для совместного возрастания в братстве», видя «в каждом мигранте, брате и сестре, лик Иисуса». Понтифик не обошел вниманием драматичную ситуацию на Ближнем Востоке: «С болью и великой тревогой продолжаю следить за расширением и углублением конфликта в Ливане». Наконец, Папа подтвердил, что намерен начать процесс беатификации короля Бодуэна: пусть «этот человек веры своим примером просвещает правителей». После молитвы «Ангел Господень» Франциск приветствовал бельгийскую королевскую семью и семью великого герцога Люксембургского и отправился в военный аэропорт Мельсбрук, откуда после церемонии прощания вылетел в Рим специальным рейсом Брюссельских авиалиний. Так завершилось его 46-е апостольское путешествие.

* * *

В Люксембурге и в Бельгии Франциск встретил старинную Церковь, с которой веками ассоциировало себя подавляющее большинство населения. Эта Церковь до недавнего времени щедро рассылала миссионеров по всему миру. Но последние десятилетия секуляризация и драма злоупотреблений по отношению к несовершеннолетним нанесли глубокую рану, которая теперь трансформирует саму Церковь и ее евангельскую миссию. Папа дал понять, что вполне осознает эту ситуацию, и ничуть не уклонялся от слушания и диалога. Он не предложил простых решений, но указал критерия для действия, отважного и смиренного. Отметив, что и поныне две страны, им посещаемые, руководствуются достойными ценностями, в их числе миротворчество и гостеприимство к мигрантам, Папа призвал Церковь к «христианству свидетельства», основанному на служении и надежде. Христиане в Люксембурге и Бельгии получили поддержку и ободрение в ходе визита Папы; мы уверены, что его свидетельство о близости к ним, его весть войдут в сокровищницу церковного опыта в этих странах.

***

ПРИМЕЧАНИЯ:

[1] Фотографии, тексты речей и проповедей Папы Франциска в ходе апостольского путешествия в Люксембург и Бельгию выложены здесь: www.vatican.va/content/francesco/it/travels/2024/outside/documents/lussemburgo-belgio2024.html

[2] Золотая Роза — почетный знак особого признания, предоставляемый Римскими Понтификами монархам, государствам или храмам.

[3] Ср. https://newsletter.cathobel.be/rapport-annuel-eglise/rapport-annuel-eglise-2023-digital.pdf

[4] В Бельгии драма принудительных усыновлений вскрылась недавно. Речь идет о том, что католические учреждения годами подталкивали юных матерей отдавать детей в чужую семью. В ответ на свидетельства, разошедшиеся в СМИ в конце 2023 года, епископы выразили сочувствие горю и травме жертв и потребовали независимого исследования обстоятельств, описанных участницами этих событий.

[5] Речь короля выложена здесь: www.monarchie.be/fr/agenda/discours-de-sa-majeste-le-roi-des-belges-a-loccasion-de-la-visite-en-belgique-de-sa-saintete

[6] Касательно речи премьер-министра, ср. https://fr.euronews.com/my-europe/2024/09/27/le-premier-ministre-belge-denonce-le-comportement-de-leglise-face-aux-dissimulations-dabus/. Euronews назвал речь бельгийского премьер-министра одним из самых резких обращений к Понтифику в заграничном путешествии и отметил, что дипломатические нормы вообще-то требуют иного тона для публичных речей.

[7] Речь ректора Лёвенского университета размещена здесь: www.kuleuven.be/english/visit-pope-francis/speech-for-the-popes-visit-to-ku-leuven-by-rector-luc-sels

[8] Ср. www.vaticannews.va/it/papa/news/2024-09/papa-omaggio-re-baldovino-belgio-tomba-leggi-criminali.html

[9] Ср. https://fr.euronews.com/my-europe/2024/09/29/le-pape-francois-critique-lors-de-sa-visite-dans-une-universite-catholique-en-belgique

[10] Что касается университетского коммюнике, ср. https://cdn.uclouvain.be/groups/cms-editors-presse/cp-septembre-2024/20240928_Communique%CC%81UCLouvain_Discours_Pape_reaction.pdf/. Папа Франциск, отвечая на вопрос журналистки в самолете на обратном пути в Рим, выразил изумление в связи с публикацией коммюнике. Слова Папы здесь: www.vaticannews.va/it/papa/news/2024-09/papa-viaggio-belgio-lussemburgo-conferenza-stampa-volo.html