Антонио Спадаро SJ

22 и 23 сентября 2023 года Папа Франциск посетил Марсель, где завершились «Средиземноморские встречи». Трагедия миграции — узел глобальных геополитических проблем — стала главной темой путешествия, которое на один день превратило Францию, а может быть и всю Европу, в Марсель — «дверь, открытую в мир». «Город-дверь» — это и Лампедуза, первая паломническая цель Папы, и Марсель. Эти два города связаны между собой и очерчивают, словно ожерельем, маршрут папского паломничества вокруг великого моря. Какие перспективы у средиземноморского «братства»? И какие силы ему противятся?

***

В интервью газете La Croix в 2016 году Папа Франциск сказал, что получил от президента Франсуа Олланда и местной епископской конференции приглашение посетить Францию. Тогда-то Папа и выразил желание побывать в Марселе: этот город — «дверь, открытая в мир»[1].

В пятницу 22 сентября 2023 года в 14:30 папский самолёт с понтификом, сопровождающими лицами и аккредитованными журналистами на борту вылетел в направлении марсельского международного аэропорта, где и приземлился в 16:15. Папу встретили у трапа премьер-министр Элизабет Борн и четверо детей в традиционных костюмах, с цветами.

«Скрещение взглядов»

После краткой беседы Папа и премьер-министр отправились в базилику Нотр-Дам-де-ла-Гард, известную как Добрая Матерь, поскольку она символизирует надежду и защиту для моряков, рыбаков и марсельцев. Расположенная южнее Старого порта, на известняковой возвышенности (162 м), эта церковь — одно из самых знаменитых зданий в Марселе. Великолепная колокольня высотой 41 м увенчана грандиозной статуей Пресвятой Девы с Младенцем, высотой 11,20 м, из позолоченной меди. Внутри более 1 200 м2 мозаик в византийском стиле, прекрасный разноцветный мрамор — белый из Каррары и красный из Бриньоля — и на полах около 380 м2 римских мозаик с геометрическим рисунком. Кроме того, внутренние стены покрыты многочисленными вотивными приношениями Деве Марии, главным образом от моряков: миниатюрные модели лодок, картины и таблички составляют коллекцию, насчитывающую около 2 500 предметов.

У входа в церковь Папу встретил кардинал, архиепископ Марселя Жан-Марк Авелин[2]. Франциск молча помолился перед Девой Марией Защитницей и поставил свечку. Затем обратился с приветствием к городскому духовенству. Напомнив о происхождении храма, Папа отметил, что Добрая Матерь играет главную роль в «нежнейшем “скрещении взглядов”: с одной стороны, смотрит Иисус, на Которого она всегда нам указывает и Чья любовь отражена в её глазах», а «с другой — смотрят многочисленные мужчины и женщины любого возраста и общественного положения, чьи взгляды она собирает и несёт к Богу». В Марселе — на «перекрёстке народов» — Папа размышляет о скрещении взглядов. Ведь священники «призваны дать людям ощутить, что на них смотрит Иисус, и в то же время нести Иисусу взгляды братьев».

Затем Франциск привлёк внимание слушателей к трём образам Марии, почитаемым в базилике. Первый — «великий образ на вершине храма: Мария держит благословляющего Младенца Иисуса; подобно ей, мы должны нести благословение и мир Иисуса повсюду, в каждую семью и в каждое сердце. Сейте мир! Это взгляд милосердия». Второй образ «находится под нами, в крипте: Дева с букетом, дар щедрого мирянина. Здесь она держит одной рукой Младенца Иисуса и показывает Его нам, а в другой руке, вместо скипетра, букет цветов. Так Мария, символ Церкви, являя нам своего Сына, приносит и нас Ему, как букет цветов, в котором каждый человек уникален, прекрасен и ценен в глазах Отца. Это взгляд заступничества». Наконец, третий образ «здесь, посредине, над алтарём, потрясает своим великолепным сиянием. Так и мы, дорогие братья и сёстры, становимся живым Евангелием в той мере, в какой его даруем, выходя из самих себя, отражая его свет и красоту смиренной и радостной жизнью, богатой апостольским усердием».

«Равнодушие становится фанатичным»

После базилики Франциск посетил мемориал, посвящённый морякам и мигрантам, пропавшим в море. Мемориал — камаргский крест — указывает на три богословских добродетели: вера представлена тремя трезубцами креста, надежду обозначает якорь, а символ любви — сердце. Название креста восходит к местности Камарг, где он был начертан в двадцатых годах прошлого века. Франциск пообщался с другими религиозными руководителями: присутствовали члены ассоциации Marseille Espérance, делегация от Stella Maris, делегация от Caritas Gap-Briançon, делегация от Епархиальной службы пастырского попечения о мигрантах и делегация от Associations de secours en mer pour un temps de prière pour les migrants morts en mer (Объединение спасения на море для молитвы о мигрантах, погибших в море).

В своей приветственной речи кардинал Авелин сказал, в частности: «Когда политические институты запрещают неправительственным организациям и даже судам, курсирующим в этих водах, помогать при кораблекрушениях, это тяжкое преступление и нарушение самого элементарного международного морского права». Далее сказал своё слово Папа Франциск: «Дорогие братья и сёстры, спасибо, что вы здесь. Перед нами море, источник жизни, но это место напоминает о трагедии — о кораблекрушениях, несущих смерть. Мы собрались в память о тех, кто не выбрался, кого не спасли. Плохая привычка — воспринимать кораблекрушение как эпизод из новостей, а погибших в море — как цифры: нет, это имена и фамилии, лица и истории, разрушенные жизни и разбитые мечты. Сколько братьев и сестёр утонули в страхе, вместе со своими надеждами! Подобная драма требует не слов, а фактов. Однако прежде всего требуется человечность, молчание, плач, сострадание и молитва».

Прекрасное Средиземное море «стало огромным кладбищем, где многие братья и сёстры лишены даже права на могилу: человеческое достоинство — вот что мы хороним». Поэтому «цивилизация сейчас — на распутье. Либо культура человечности и братства, либо культура равнодушия: пусть каждый устраивается как может». И экспромтом Папа добавил: «Равнодушие становится фанатичным». Помощь при угрозе гибели в море — это «человеческий долг, долг цивилизации».

Верующие «призваны подавать пример» любви к иноземцу во имя Божие, тогда как «отношения между религиозными группами зачастую непросты: червь экстремизма и идеологическая чума фундаментализма разрушают реальную жизнь общин». Вот его призыв — подкреплённый словами, которые тогдашний председатель Европейского парламента Давид Сассоли произнёс в Бари на одной из предыдущих Средиземноморских встреч[3]: «Братья, сёстры, объединимся для решения проблем, не дадим утонуть надежде, составим вместе мирную мозаику!»[4]

После нескольких молитвенных прошений Франциск, вместе с двумя мигрантами и с религиозными лидерами, возложил венок к памятнику пропавшим в море. И направился в архиепископскую резиденцию, где разместился на ночлег.

Море, порт и маяк

В субботу 23 сентября в 9:00 Франциск частным образом встретился с несколькими людьми, терпящими экономические трудности, в Доме Миссионерок милосердия, в районе Сен-Морон. В 9:30 посетил Дворец Фаро, расположенный на мысе Фаро, над Старым портом, на западном побережье Марселя. Здесь Папа принял участие в заключительном заседании «Средиземноморских встреч»[5]. Присутствовали епископы Франции и других средиземноморских епархий, молодёжь, политические лидеры и представители ассоциаций: около 900 человек. На входе в зал заседания Папу встретили президент Франции Эмманюэль Макрон с супругой Брижит Мари-Клод Троньё, кардинал Авелин и мэр Бенуа Пайян.

Выслушав приветствие и краткий отчёт о мероприятии, представленный архиепископом Реймса, монсеньором Эриком де Мулен-Бофором, председателем Французской епископской конференции, и молодой участницей, Папа произнёс большую речь. Три её темы — символы Марселя: море, порт и маяк.

Море. Франциск напомнил о мультиэтнической и мультикультурной традиции, прославившей Марсель — «город, одновременно многообразный и уникальный, поскольку именно многообразие, результат встречи с миром, придаёт уникальность истории города». Mare nostrum (наше море) — это пространство встречи «для авраамических религий; для греческой, латинской и арабской мысли; для науки, философии и права, и ещё много для чего». Вдохновляясь словами историка Фернана Броделя, великого мэра Флоренции Джорджо Ла Пиры, дона Примо Маццолари и епископа дона Тонино Белло, Папа отметил, что Средиземное море будет не конфликтным вопросом, а мирным ответом, если учесть общее призвание народов и наций, живущих на берегах этого «таинственного, расширенного озера Тивериадского, именуемого Средиземным морем», как выразился Ла Пира. Mare nostrum — на перекрёстке между Севером и Югом, Востоком и Западом, здесь сосредоточены вызовы, стоящие перед целым миром, о чём свидетельствуют «пять берегов»: Северная Африка, Ближний Восток, Чёрное-Эгейское море, Балканы и Латинская Европа. Вот призыв понтифика: пусть Средиземное море «снова станет мастерской мира».

Средиземное море «выражает мысль, не единообразную и идеологическую, а многогранную и реалистичную; живую, открытую и примирительную, одним словом — общинную мысль». И это в нынешних обстоятельствах, когда «старомодный воинствующий национализм хочет развеять мечту о сообществе наций! Но мы должны помнить: с оружием в руках воюют, а не мирятся, с жаждой власти всегда возвращаются в прошлое, а не строят будущее». Теперь призыв Папы звучит так: «пусть те, кто входит в состав общества, станут его полноправными гражданами».

Порт. В Марселе порт — это «дверь, распахнутая в море, во Францию и в Европу. Отсюда многие отплыли, чтобы найти работу и будущее за рубежом, и через эту дверь многие вошли на континент с чемоданами, полными надежды». Тогда как «некоторые другие средиземноморские порты закрылись. И прозвучали два слова, питая людские страхи: “нашествие” и “катастрофа”».

Феномен миграции — утверждает Франциск — «это не столько временная чрезвычайная ситуация, всегда пригодная для раздувания алармистской пропаганды, сколько факт нашего времени, процесс, вовлекающий три континента вокруг Средиземного моря, и управлять этим процессом нужно с мудрой дальновидностью — с европейской ответственностью, способной посмотреть в лицо объективным трудностям». Папа напомнил, что эту весть Церковь транслирует уже более пятидесяти лет, и процитировал энциклику Populorum progressio св. Павла VI, который в 1967 году подчеркнул: «долг гостеприимства» так важен, что его значимость «невозможно переоценить». Вспомнил Франциск и Пия XII, полагавшего, что Семейство из Назарета, бегущее в Египет, — это «образец, пример и поддержка для всех эмигрантов и паломников любого возраста и из любой страны, для всех беженцев в каких бы то ни было обстоятельствах, — для тех, кому из-за гонений или нужды приходится покинуть родину, любимую родню […] и отправиться в чужую землю» (Апостольская конституция Exsul Familia de spirituali emigrantium cura)». Гостеприимства недостаточно: «Мигрантов надо принимать, защищать или сопровождать, поддерживать и интегрировать». Нелегко включать в свою жизнь нежданных гостей, «однако главный критерий — не сохранение собственного благополучия, а защита человеческого достоинства».

Маяк. «Он освещает море и даёт увидеть порт. Какие световые струи укажут путь Церквям в Средиземном море? Размышляя о море, объединяющем множество разных верующих общин, можно, я полагаю, подумать о более синергических маршрутах». В связи с этим Франциск вынес на рассмотрение идею: созвать Средиземноморскую церковную конференцию, «которая даст новые возможности для взаимообмена и усилит церковную представительность в регионе». Но прежде всего маяк наводит на мысль о молодёжи: «они — свет, указывающий путь в будущее».

В конце речи Папа отметил: нам нужно «средиземноморское богословие — богословие должно быть укоренено в жизни; кабинетное богословие не работает, — развивающее мысль, созвучную реальности, человеческий “дом”, а не только собрание технических сведений. Нам нужно богословие, способное объединять поколения, связывая память и будущее, и самобытно прокладывать экуменический путь для христиан и диалог между верующими разных религий. Прекрасно углубиться в философское и богословское исследование, которое, черпая из средиземноморских культурных источников, вернёт надежду человеку, а человек — это тайна свободы, ему нужен Бог и ближний, чтобы придать жизни смысл. Необходимо размышлять и о тайне Бога, Которым никто не может владеть или командовать, и надо отказаться от агрессивных и эгоистичных попыток Его использовать. Чтобы исповедать Его величие, нам требуется исследовательское смирение»[6].

Из зала заседания Франциск переместился в Почётный зал мэра, где встретился с президентом Франции примерно в 11:30. Параллельно в соседнем зале состоялась краткая встреча между кардиналом — государственным секретарём и г-жой премьер-министром, в присутствии заместителя госсекретаря, апостольского нунция и советника нунциатуры. Затем Франциск вернулся в архиепископскую резиденцию.

«Взыграть перед лицом жизни»

В 15:00, попрощавшись с нунциатурой, Франциск направился на стадион Orange Vélodrome. На этом современном крытом стадионе последнего поколения играют футбольный клуб Olympique de Marseille, французская национальная сборная по футболу, французская национальная сборная по регби; часто проводятся концерты и политические встречи. Стадион предоставляет 67 000 посадочных мест на площади 8 500 м2.

Проехав в папамобиле через собрание верных, в 16:15 Франциск отслужил мессу по обету Блаженной Деве Марии Защитнице. Присутствовали епископы, члены Французской епископской конференции[7]. В проповеди Папа, говоря о Марии и Елисавете, призвал нас спросить себя: «Верим ли мы, что Бог действует в нашей жизни? Верим ли мы, что Господь тайным и часто непредсказуемым образом распоряжается в истории, творит чудеса и действует даже в нашем обществе, секулярном и довольно равнодушном к религии?» Вот как можно ответить: «Согласно Евангелию, “когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве её”. Это знак: взыграл, подскочил. Кто верит, кто молится, кто принимает Господа, тот подскакивает в Духе, ощущает, что что-то движется внутри, “танцует” от радости. На этом скачке веры я хотел бы остановиться. Опыт веры прежде всего даёт нам взыграть перед лицом жизни».

Это «противоположность ровного, холодного сердца: оно сидит удобно и спокойно в равнодушии, как в блиндаже, стало непроницаемым, зачерствело, бесчувственно ко всему и ко всем, даже к такой трагедии, сегодня нередкой, как человеческая жизнь, выброшенная вон, идёт ли речь об эмигрантах, нерождённых детях или покинутых стариках». И всем этим в нашем европейском обществе можно заболеть: «Цинизм, разочарование, уныние, неуверенность, общее ощущение печали — всё вместе: печаль, скрытая в сердцах. Кто-то сказал, что это “печальные страсти”: вот что значит жить и не взыграть». А опыт веры, помимо того что даёт взыграть перед лицом жизни, «также даёт взыграть при виде ближнего». Здесь Франциск напомнил слова св. Викентия Паольского: «Постараемся смягчить свои сердца, да будут они чутки к боли и бедам ближнего, испросим у Бога подлинный дух милосердия — Его собственный Дух», вплоть до признания того, что бедные — это «наши господа и хозяева»[8].

В конце мессы понтифик обратился ко всем с приветствием: «Дорогие братья и сёстры, эти дни и эти встречи останутся в моём сердце. Notre Dame de la Garde да позаботится об этом городе, мозаике надежды, обо всех ваших семьях и о каждом из вас. Je vous bénis. S’il vous plaît, n’oubliez pas de prier pour moi. Ce travail n’est pas facile! Merci (Благословляю вас. Пожалуйста, не забывайте молиться обо мне. Этот труд не лёгок! Спасибо)».

Далее Франциск отправился в аэропорт, откуда вылетел, после церемонии прощания с президентом Французской Республики, в 19:15. Приземлился в аэропорту Фьюмичино в 20:50.

* * *

Средиземное море состоит из изломов, они соединяют, разделяя, как суставы. От Джербы до Бейрута, от Генуи до Барселоны, от Марселя до Пирея, включая проливы, в их числе Мессинский в центре, Гибралтарский на западе и Босфор, который соединяет Чёрное море с Мраморным и вместе с Дарданеллами обозначает южную границу между европейским и азиатским континентами. Есть ещё канал, Суэцкий, он соединяет и разделяет Африку и Азию.

Средиземное море — парадокс: очень фрагментированный и тесно взаимосвязанный регион. Море, образно говоря, геополитически забирает всё больше суши, полностью вовлекая в свою жизнь Ближний Восток, Персидский залив, Балканы и ту полоску земли, которая от западной Африки пересекает Сахель и достигает Аденского залива.

Вызовы здесь непомерны: миграция, терроризм, экономическое и климатическое неравенство, баланс влияний, вооружённые конфликты. Трагедия миграции — узел глобальных геополитических проблем — стала главной темой папского путешествия в Марсель. Его первое паломничество было в Лампедузу: вроде бы итальянское путешествие, а на самом деле поход в сердце Средиземноморья, к порогу «двери в Европу». А теперь Марсель: город — «дверь, открытая в мир». И важно не то, что Папа посетил Марсель — а не Францию, — а то, что на один день он превратил Францию в Марсель. А может быть и всю Европу.

Итак, два «города-двери» — Лампедуза и Марсель — связаны друг с другом и соединяют, как бы ожерельем, этапы пути Франциска по периметру Средиземного моря: Иордания, Палестина, Израиль, Албания, Турция, Лесбос (Греция), Египет, Марокко, Кипр, Греция, Мальта и Марсель (Франция).

Во время визита Франциска в Марокко (30–31  марта 2019 года) король Мухаммед VI сказал: «Намеренно мы встречаемся здесь, между Средиземным морем и Атлантическим океаном, на малом расстоянии от Марокко и Севильи: пусть это будет место духовного и культурного обмена и общения между Африкой и Европой». Вот что сегодня нужно Средиземноморью: встреча, обмен и духовное общение. Папа Франциск в Неаполе в июне 2019 года участвовал в съезде «Богословие в средиземноморском контексте» и в подтверждение этой мысли сказал, что Средиземное море «сегодня ставит перед нами много вопросов, часто драматичных: как нам беречь друг друга в единой человеческой семье? Как устроить терпимую и мирную совместную жизнь, претворяемую в подлинное братство? Как поставить во главу угла в наших общинах принятие другого, кто отличается от нас, потому что принадлежит к иной религиозной и культурной традиции?» В Марселе была подтверждена необходимость «богословия в средиземноморском контексте».

Жозеф Жоблен такими словами завершил в 2002 году свою статью в журнале La Civiltà Cattolica: «Народы средиземноморского региона должны преодолеть недоверие, которое их разделяет, поскольку они привыкли больше настаивать на своей политической, экономической, культурной, социальной и религиозной самобытности, чем на обязанности сблизиться. Для этого необходимо пробудить в них уверенность в том, что только стремление ко всеобщему братству созидает мир»[9]. После визита Франциска в Марсель эти слова, написанные более 20 лет назад в нашем журнале, представляются снова актуальными и полезными в поиске ответа на вопросы, имеющие духовный, культурный и политический смысл: каковы перспективы у средиземноморского «братства»? Какие проблемные силы ему противятся? Геополитические трения? «Идеологическая чума»? «Фанатичное равнодушие»?

***

ПРИМЕЧАНИЯ:

[1] G. Goubert — S. Maillard, «Le pape François à “La Croix”: “Un État doit être laïque”», в La Croix, 16 мая 2016 г. Франциск — первый Папа, посетивший Марсель с 1533 г., когда Климент VII, в миру Джулио Медичи, прибыл сюда на свадьбу своей племянницы Екатерины Медичи с сыном короля Франциска I, будущим королем Генрихом II. Марсель — второй французский город, оказавший гостеприимство Папе Франциску, после Страсбурга (25 ноября 2014 г.), в связи с событием международного характера.

[2] Ср. A. Spadaro, «Verso l’“Incontro del Mediterraneo” di Marsiglia. Colloquio con il card. Jean-Marc Aveline», в Civ. Catt. 2023 III 412-422.

[3] «В Багдаде, в Доме мудрости халифа аль-Мамуна, встречались иудеи, христиане и мусульмане, читали священные книги и греческих философов. Сегодня все мы, верующие и светские люди, ощущаем необходимость восстановить этот дом, чтобы продолжать вместе бороться с идолами, сносить стены, строить мосты, воплощать новый гуманизм. Смотреть в глубину нашего времени и любить его еще больше, когда любить его трудно — таким я вижу семя, брошенное в почву в эти дни, наполненные размышлениями о нашей судьбе. Хватит бояться проблем, которые ставит Средиземное море! […] Для Евросоюза и для всех нас это вопрос выживания» (Речь на Встрече духовных размышлений «Средиземноморье — мирная граница», 22 февраля 2020 г.).

[4] Упомянем книгу под редакцией А. Спадаро: A. Spadaro (ed.), Essere mediterranei. Fratelli e cittadini del «Mare Nostro», Milano — Roma, Àncora — La Civiltà Cattolica, 2020, — содержащую доклады с семинара экспертов, журналистов и ученых, проведенного в редакции нашего журнала в апреле 2019 г. Книгу представили (все там же, в редакции нашего журнала) кардинал Пьетро Паролин, государственный секретарь, и тогдашний председатель Совета Джузеппе Конти.

[5] Содействовать диалогу между пятью берегами Средиземного моря, чтобы вместе понять свои главные задачи, оценить имеющиеся ресурсы и проложить новые пути мира и примирения, где Церкви призваны играть ключевую роль, служа общему благу, — такова цель инициативы от Марсельской архиепархии, под названием Средиземноморские встречи. Событие состоялось с 18 по 24 сентября в Марселе, присутствовали шесть десятков епископов и шесть десятков молодых выходцев из Северной Африки, с Балкан, из Латинской Европы, с Черного моря и Ближнего Востока. Этому событию предшествовали две встречи под названием «Средиземное море — мирная граница»: в Бари в 2020 г. (ср. P. Bizzeti, «Mediterraneo, frontiera di pace», в Civ. Catt. 2020 II 56-67) и во Флоренции в 2022 г. (ср. A. Spadaro, — L. Geronico, «2022: Mediterraneo, frontiera di pace. Vescovi e Sindaci del “Mare Nostrum” a Firenze», ivi 2022 II 57-66), проведенные по инициативе Итальянской епископской конференции; тогда ею руководил кардинал Гуалтьеро Бассетти. Епископы, собравшиеся в Марселе, вознамерились продолжить процесс, начатый в Италии в предшествующие годы, а молодежь желала поделиться опытом и свидетельствами, в том числе посредством совместной работы. Параллельно, на разных городских площадках, в течение недели проходил «Средиземноморский фестиваль», включавший выставки, концерты, свидетельства и молитвенные бдения. Ср. A. Spadaro, «Verso l’“Incontro del Mediterraneo”», цит.

[6] Ср. P. Di Luccio — F. Ramirez Fueyo, «Teologia e rinnovamento degli studi ecclesiastici. Le indicazioni di Francesco nel discorso di Posillipo», в Civ. Catt. 2019 III 471-482; J.-P. Sonnet, «Ritornare all’olivo. Per una teologia mediterranea», ivi 2021 III 105-120.

[7] Французская епископская конференция (Conférence des Evêques de France) состоит из всех действующих епископов, которые несут свое пастырское служение во Франции (метрополии) и в заморских департаментах (DOM): около 120 членов из 101 епархии. Председатель на данный момент — монсеньор Эрик де Мулен-Бофор, архиепископ Реймса; вице-председатели — монсеньор Доминик Бланше, епископ Кретея, и монсеньор Венсан Жорди, епископ Тура; генеральный секретарь — о. Гуго де Вуальмон.

[8] Франциск завершил свою проповедь словами Поля Клоделя: «Я вижу открытую церковь. […] / Мне нечего отдать и нечего просить. / Я пришел, о Матерь, только посмотреть на тебя. / Смотреть на тебя, плакать от счастья, знать, / что я твой сын и что ты тут. […] Быть с тобой, Мария, в этом месте, где ты пребываешь. […] / За то, что ты тут всегда, / просто за то, что ты Мария, / просто за то, что ты живешь, / о Матерь Иисуса Христа, прими благодарение!» (P. Claudel, «La Vierge à midi», в Poëmes de Guerre 1914-1916, Paris, Editions de la Nouvelle revue française, 1922).

[9] J. Joblin, «Verso un umanesimo mediterraneo», в Civ. Catt. II 2002 158-164. Курсив наш.