Антонио Спадаро SJ

 

«Приняв приглашение Иракской республики и местной Католической Церкви, Папа Франциск отправится с апостольским визитом в эту страну с 5 по 8 марта 2021 года. Он посетит Багдад, равнину Ур, связанную с Авраамом; побывает в городе Эрбил, а также в Мосуле и Каракоше на равнине Ниневии». Такими словами 7 декабря Маттео Бруни, директор зала печати Святого Престола, заявил о поездке, которую так давно мечтал совершить Понтифик. Он добавил, что программа визита «будет принимать во внимание развитие чрезвычайного положения, связанного с пандемией».

Не только не забывая об условиях пандемии COVID-19, но и, напротив, вполне представляя себе размеры ее угрозы, Франциск совершит свое первое после пятнадцати месяцев перерыва путешествие. Но главная новость заключается не в этом.

Вирус разрушил границы, построенные людьми, пересекая их без разрешения и без какого-либо таможенного контроля, показав таким образом человечеству его беззащитность. Понтифик, не отводя взгляда от ситуации в мире, решил, что настал нужный момент для планирования поездки в Ирак. Почему? COVID-19 стал своего рода отражением другого, очень заразного вируса, присутствующего в сердце человека. Он стал метафорой болезни всего мира. В современном мире мы имеем дело с пандемией болезни духа и социальных отношений, символом и образом которой стал коронавирус. Путешествие в Ирак должно занять свое место в этой духовной катастрофе, стать миссией Церкви в виде «полевого госпиталя». Местом, где будут развернуты первые палатки этого полевого госпиталя, станут равнина Ниневии, которая в период с 2014 по 2017 годы была оккупирована так называемым «Исламским государством»[1], а также халдейский Ур, где зародились три авраамические религии: иудаизм, христианство и ислам.

25 января 2020 года Франциск принял у себя президента Ирака Бархама Салиха. Они разговаривали о том, что «следует способствовать стабильности и восстановлению, развитию путей диалога и поиска решений, ведущих на благо граждан и уважающих национальный суверенитет». По этому случаю Папа подарил президенту медальон мира с изображением исцеленной пустыни — заброшенной пустоши, которая превращается в сад. И в момент обмена подарками он выразил свое пожелание, чтобы президент Ирака выдал ему удостоверение, в котором было бы сказано: «Папа Франциск является сыном сына сына сына… Авраама», имея в виду отца трех монотеистических религий.

В этом состоит ключевой смысл: за эти месяцы локдауна Понтифик выявил центр своей миссии, который заключается в человеческом братстве, ради построения которого каждая из религий может внести свой «ценный вклад» (Fratelli tutti [FT], пп. 271-287). Как раз поэтому он решил возобновить свои апостольские поездки именно с Багдада. Особая нить соединяет площадь Святого Петра, где в самый разгар пандемии, 27 марта, Франциск молился в полном одиночестве за весь мир, и места Месопотамии, колыбели древней цивилизации, оскверненной жестокостью «Исламского государства», региональными и международными конфликтами, гонениями на христиан и массовым бегством огромного количества иракцев в поисках лучшей жизни.

*********

Известно, что Франциск уже давно думал о поездке в Ирак. Он говорил об этом 10 июня 2019 года во время аудиенции с участниками Собрания по помощи Восточным Церквям: «Меня настойчиво преследуют мысли об Ираке, о том, что сделать, чтобы жители этой страны могли спокойно двигаться вперед через мирное совместное построение общественного блага для всех элементов общества, в том числе религиозных, без угрозы постоянных конфликтов между властями региона».

Халифское прошлое Багдада отзывается сегодня как оплот империализма, эпицентр апокалиптического видения, стремящегося приблизить конец света посредством философии homo homini lupus, раздираемый тысячелетними конфликтами и постоянными военными действиями. Франциск же бросает вызов политике и дает отпор апокалиптической логике, которая борется против мира, потому что считает, что мир является противоположностью Бога, идолом, который следует как можно скорее разрушить, чтобы приблизить конец света. Это вызов тем, кто не видит альтернативы мученичеству или отступничеству. Нет. Есть и другой путь, евангельский: быть братьями.

«Довольно жестокости, войн, конфликтов. Поездка Папы в Ирак станет призывом к братству, гармонии, миру и солидарности», — так горячо воспринял новость Халдейский Патриарх кардинал Луи Рафаэль Сако из Багдада. «Братская любовь и гармоничная совместная жизнь» — вот в чем, по мнению кардинала, заключается надежда. Он вспомнил пророка Иезекииля, который жил в Вавилонии в те времена, когда евреям пришлось бежать далеко от родной земли: «Наши кости высохли, наша надежда исчезла, мы потеряны», — говорили они. И тогда Иезекииль пророчествовал: «Так говорит Господь Бог костям сим: вот, Я введу дух в вас, и оживете. И обложу вас жилами, и выращу на вас плоть, и покрою вас кожею, и введу в вас дух, и оживете, и узнаете, что Я Господь» (Иез 37, 5-6).

*****

Это новое «завтра» начнется с Багдада, там мы увидим, как высохшие кости обрастают жилами и оживают. Новость о поездке Понтифика закрыла 2020 год и открыла новый 2021 год, полный надежды. «Давайте мечтать снова» — так звучит название книги, написанной Понтификом совместно с Остином Айври. «Вот благая весть: есть ковчег, который ждет нас, чтобы отвезти к новому „завтра”, – утверждает Папа на страницах этой книги. — Пандемия COVID-19 является для нас опытом Ноя, если и когда мы найдем Ковчег того, что нас объединяет, Ковчег любви и совместной жизни». Необходимо вернуться к изначальному месту происхождения Ноева ковчега: в Месопотамию. И Папа вернется туда в прямом смысле слова. Ковчег снова возникнет там, где он был построен впервые, чтобы разбить лед на море равнодушия.

Отсюда Франциск сможет призвать к «новому гуманизму», который он описывает во Fratelli tutti: «Мы можем мечтать, как единое человечество, как путники, сотканные из одной и той же человеческой плоти, как дети этой земли, приютившей каждого из нас, каждого с богатством собственной веры или собственных убеждений, каждого со своим голосом, каждого из братьев!»

[1] «Исламское государство» — террористическая организация, деятельность которой запрещена на территории России решением Верховного Суда Российской Федерации от 29.12.2014 года.