На днях в газете «Osservatore Romano» появилась статья, посвященная истории создания языка программирования «Пёрл» (Perl — Practical Extraction and Report Language), разработанного в 1987 году. Английское название этого языка программирования созвучно слову, которое в переводе обозначает «жемчужина», подобно той самой «драгоценной жемчужине», найдя которую, купец «пошел и продал всё, что имел, и купил ее» (Мф 13,46). Один из членов американского компьютерного клуба Homebrew Computer club Том Питтман, которого Стивен Леви в книге «Хакеры, герои компьютерной революции» называет хакером-самодельщиком, сам о себе говорит, как о христианине и технологе. В первую очередь он христианин, – говорит Питтман, – а только потом – информатик, потому что любой хакер не является только программистом, но также любителем прекрасного, созерцателем Творения, его миссия – соучастие в созидательном процессе Бога.
В наши дни, пишет автор статьи, многие интересуются, какое отношение существует между верующими и культурой хакеров. И, конечно же, находится множество экспертов, которые посредством умного и тонкого анализа предупреждают о возможных ограничениях и рисках этой культуры. Этого направления придерживается и Антонио Спадаро в своей статье «Этика хакеров и христианское воззрение» («Etica hacker e visione cristiana»), вышедшей в последнем номере журнала «La Civiltà cattolica». Автор статьи подчеркивает необходимость «новой апологетики», способной ответить на вызов всемирной сети web 2.0.
Сам по себе непочтительный и провокационный образ мышления хакеров, пишет в своей статье Спадаро, не совместим с католическими принципами послушания и традиции. Существует риск того, что «общение может быть спутано с подсоединением, а дар – с бесплатностью». Однако так ли далеки друг от друга католическая культура и хакерство? Нет ли в так называемом «воскресном напряжении» хакера чего-то от христианства или, конкретнее, от католичества? Разве в культуре «открытого источника», то есть модели независимой работы, открытой сотрудничеству и не ограниченной частной собственностью, отсутствуют католические принципы подчинения и традиции?
Подошел момент признать, что СМИ отображают хакеров совершенно превратно, то есть как неких «информационных пиратов» без предубеждений, которые крадут документы, угрожают правительствам и надувают граждан. Действительность намного сложнее. Слово хакер происходит от английского глагола «to hack», что значит «разрубать», «кромсать», а также «справляться» или «выдерживать». Это настоящая философия жизни, шутливое и серьезное отношение к ней, которое приводит к культу экспериментирования в прикладном творчестве и к обмену, в противовес моделям контроля.
А что можно сказать об этике хакеров? Конечно, она есть, несмотря на то, что коренным образом отличается от морали, основанной на ортодоксальности долга, а скорее является тяготением к принципам добра. Эти принципы указаны в книге Стивена Левы «Хакеры» 1984 года. Сам автор называет эти принципы «семью заповедями»:
1) доступ к компьютерам и всему, что может дать вам знания об устройстве мира, должен быть полным и неограниченным. Всегда следуйте Практическому Императиву;
2) вся информация должна быть свободной;
3) не доверять авторитетам, продвигать децентрализацию;
4) хакеров должно судить по их делам, а не по надуманным критериям, таким как степени, звания, возраст, цвет кожи и положение в обществе;
5) вы можете создавать красоту и искусство при помощи компьютера;
6) компьютеры могут изменить твою жизнь к лучшему.
7) Как и волшебную лампу Аладдина, компьютер можно заставлять выполнять желания.
Примером воплощения этих принципов является всем известная Интернет-энциклопедия Wikipedia.
Конечно, хакеры являются сыновьями своего времени, американских 70-х годов с Уотергейтским скандалом, протестами против войны во Вьетнаме, движением хиппи и переоценкой системы ценностей. Но они являются и намного большим. Хакеры продвигают идею работы с гибким графиком, главной характеристикой которой является увлечение и созидательность, то есть работы, не нацеленной на эффективность и наживу. Именно в этом аспекте хакерства Пекка Химанен, автор книги «Этика хакеров и дух эры информатики» (2001), видит «воскресное напряжение», сближающее хакеров с католиками. «Воскресное напряжение» ставит в центре жизни человека воскресенье, то есть жизнь, полную страсти и созидательных желаний, полной реализации человека, что радикальным образом отличает эту философию от протестантства, которое вращается вокруг пятницы, то есть вокруг строго организованной работы и «сборочного конвейера».
Вернемся к евангельской притче о купце, желающем приобрести драгоценную жемчужину. На ее перламутровой поверхности отражаются жизни миллионов людей, бесконечная и разнообразная действительность, объединенная единой формой. Посмотрим, выберет ли ее купец.
Источник: archivioradiovaticana.va