Нуно да Сильва Гонсальвес SJ
Со 2 по 13 сентября 2024 года состоялось 45-е апостольское путешествие Папы Франциска. Понтифик посетил четыре очень разных страны в Юго-Восточной Азии и Океании: Индонезию, Папуа-Новую Гвинею, Восточный Тимор и Сингапур. Везде Папу принимали с воодушевлением, с глубоким чувством церковного общения. Местные Церкви получили поддержку в вере и выказали искреннюю любовь к преемнику св. Петра. Девиз сингапурского этапа — «Единство и надежда» — можно применить ко всему путешествию. Единство и надежда присущи молодым Церквям, которые укоренены в молитве, усердны в помощи самым бедным и открыты для всех.
***
Со 2 по 13 сентября 2024 года состоялось 45-е апостольское путешествие Папы Франциска. Понтифик посетил четыре очень разных страны в Юго-Восточной Азии и Океании: Индонезию, Папуа-Новую Гвинею, Восточный Тимор и Сингапур. Это самое продолжительное апостольское путешествие Франциска, почти через год после предыдущего, в Марсель, 22–23 сентября 2023 года. Все понимали, что длительность путешествия, удаленность посещаемых стран, тропический климат и насыщенная программа станут серьезным испытанием для выносливости Понтифика. Всюду принимаемый с воодушевлением и глубоким чувством церковного общения, Папа демонстрировал физическую и духовную силу, позволившую успешно преодолеть испытание. Например, на встречах с молодежью он часто откладывал в сторону заготовленный текст ради импровизации и прямого диалога со слушателями. Итак, местные Церкви, принимавшие Папу, в широком спектре своих задач получили утверждение в вере и возможность выказать искреннюю любовь к преемнику св. Петра.
Индонезия: «Вера, братство, сострадание»
Папа Франциск, а вместе с ним сопровождающие лица и около 80 журналистов, вылетели из аэропорта Фьюмичино специальным рейсом компании ITA Airways во второй половине дня 2 сентября и прибыли в Джакарту после примерно 13 часов полета, поздним утром следующего дня. Индонезия — самая большая в мире мусульманская страна: 87 % ее 275 774 000 жителей исповедуют ислам. Католиков только 3 % населения. В Джакарте, столице, проживают 11 миллионов человек, ее название в переводе с яванского языка означает «победоносная и процветающая». Португальские торговцы из Малакки — ныне Малайзия — первыми из европейцев прибыли сюда в 1513 году. Впоследствии, начиная с 1596 года, здесь обосновались голландцы, одержав верх над своими английскими соперниками. В 1945 году, после Второй мировой войны, была провозглашена независимость Индонезии, и Джакарта развилась в крупный мегаполис, с теми же проблемами, что и у многих подобных городов: резкие контрасты между очень богатыми и очень бедными кварталами, высокий уровень загрязнения и перегруженность транспортом.
После нескольких часов отдыха в апостольской нунциатуре утром 4 сентября состоялась церемония приветствия в президентском дворце. Папу Франциска принял президент Республики Джоко Видодо; их приватной беседе предшествовали воинские почести и представление делегаций. Затем все там же, в президентском дворце, Папа встретился с представителями властей, гражданского общества и дипломатическим корпусом. Поприветствовав президента, Франциск выступил с речью, в которой высоко оценил взаимоуважение — залог единства и гордости индонезийского народа, с его культурным, этническим, языковым и религиозным разнообразием на тысячах островов, составляющих эту страну. Понтифик отметил, что мудрость, выраженная в национальном девизе «Единые в разнообразии», составляет величайшее сокровище и богатство индонезийского народа. Люди «осознают, что участвуют в совместной истории, в которую каждый вносит свой вклад и где основанием служит солидарность каждой части со всеми»[1]. Далее Франциск сказал, что Церковь желает укреплять межрелигиозный диалог ради упрочения «атмосферы взаимного уважения и доверия, необходимых для решения общих задач, в их числе — противостояние экстремизму и нетерпимости». Папа подчеркнул, что девиз его визита «Вера, братство, сострадание» прекрасно согласуется с принципами, изложенными в преамбуле к индонезийской конституции: единство во множественности, социальная справедливость и божественное благословение. В этом контексте «Католическая Церковь берется служить общему благу и желает укреплять сотрудничество с государственными институтами и прочими субъектами гражданского общества».
После официальной церемонии приветствия Франциск частным образом встретился с группой иезуитов, числом около двухсот, проживающих в Индонезии. Во второй половине дня Папа отправился в Успенский собор, спроектированный голландским иезуитом Антониусом Дийкмансом и освященный в 1901 году. Здесь Франциск встретился с епископами, священниками, диаконами, посвященными, семинаристами и катехизаторами. Выслушав приветствие председателя епископской конференции и несколько свидетельств, Папа взял слово. Попросив катехизатора, которая только что выступила, задержаться на минутку на трибуне, Франциск поблагодарил катехизаторов и подчеркнул важность их роли: «Катехизаторы „на переднем крае”, они — сила Церкви». Затем Папа вернулся к девизу «Вера, братство, сострадание» и остановился подробнее на каждом из трех слов. Говоря о «вере», Понтифик попросил всех с благодарностью взглянуть на «чудесную индонезийскую территорию» с ее «несметными природными богатствами»: «Смотреть на все это смиренными глазами детей — вот что помогает нам верить, признавать себя маленькими и любимыми и питать чувства благодарности и ответственности». Второе слово — «братство»; по мнению Франциска, это «значимая ценность в традиции Индонезийской Церкви, братство проявляется в открытости, с какой Церковь строит отношения с разнообразными элементами, ее составляющими и окружающими, на культурном, этническом, социальном и религиозном уровне». Здесь Папа подчеркнул, что возвещать Евангелие — не значит навязывать или противопоставлять свою веру вере других людей: «Не заниматься прозелитизмом, а нести дар и делиться радостью встречи со Христом, всегда с большим уважением и братской любовью к каждому». Третье слово — «сострадание»; Понтифик объяснил, что оно означает «страдать, выносить боль, сопровождать в чувствах страдальца и обнимать его, сопровождать его. И не только: еще это значит разделять его желания и мечты об искуплении и справедливости».
Когда завершилась встреча в соборе, Папа перешел в соседний Дом молодёжи Graha Pemuda, который был основан в 1914 году как центр для наставления молодежи и по сей день исполняет эту миссию. Здесь Франциск встретился с ответственными за Scholas Occurrentes и с участниками проекта «Scholas Aldeas». Возвращение Понтифика в апостольскую нунциатуру позволило в первый раз в этом путешествии «окунуться в толпу»: тысячи людей ожидали и приветствовали гостя на улицах.
Следующий день, 5 сентября, начался для Франциска с межрелигиозной встречи у мечети Истикляль. Эта мечеть была открыта в 1978 году, самая большая в Юго-Восточной Азии, способная вместить 120 000 человек. Комплекс расположен ровно напротив католического собора, в чем нашла выражение мечта о земле, где все религии сосуществуют мирно и гармонично. Два здания, разделенные дорогой, теперь связаны подземным тоннелем, его называют «тоннелем дружбы», он был построен в 2021 году для облегчения перемещений из одного здания в другое и для укрепления религиозного добрососедства. Понтифика приветствовал у мечети Великий имам Насаруддин Умар и сопроводил ко входу в «тоннель дружбы». Затем они переместились в большой шатер, где состоялась межрелигиозная встреча с участием других религиозных руководителей. После традиционного мусульманского танца был спет отрывок из Корана и зачитан фрагмент из Евангелия. Затем Великий имам обратился с приветствием к Папе, и была зачитана и подписана Совместная декларация — Истикляль 2024. Настало время для речи Франциска. В качестве примера взаимоуважения и диалога Папа напомнил, что мечеть Истикляль была спроектирована архитектором-христианином, и назвал «тоннель дружбы» «красноречивым знаком», указывающим на возможность «строить открытое общество, основанное на взаимных уважении и любви, способное избавляться от негибкости, фундаментализма и экстремизма». Опираясь на этот образ «красноречивого знака», Папа призвал всегда смотреть вглубь, чтобы, «замечая, что протекает в нашей внутренней жизни, замечая желание полноты, обитающее в сердечной глубине, мы обнаружили, что все мы братья, все паломники, все идем к Богу, независимо от наших различий». От взгляда в глубину переходим к заботе об узах дружбы, внимания и взаимопомощи, «которые позволяют нам работать вместе […] ради защиты человеческого достоинства, в борьбе с бедностью, в упрочении мира». В заключение Франциск попросил индонезийцев не терять дара гармонии, передавать его младшим, не поддаваясь «соблазну интегрализма и насилия». В ходе встречи Папа и Великий имам не раз обменялись дружескими жестами, тем самым — можно предположить — намереваясь подчеркнуть не только высокое качество личных отношений, но и желание дистанцироваться от любых проявлений фундаментализма и радикализма.
Утром того же дня, 5 сентября, Папа отправился в штаб-квартиру Индонезийской епископской конференции, где частным образом встретился с группой больных, людей с инвалидностью и бедных, получающих помощь от церковных благотворительных организаций. Во второй половине дня состоялось евхаристическое богослужение на стадионе в спортивном комплексе Gelora Bung Karno. Около 60 000 верных молились внутри в удивительной сосредоточенности и тишине, а еще около 40 000 человек следили за богослужением по экранам, установленным на смежном стадионе. В проповеди Папа Франциск призвал забросить «сети Евангелия в море — мир», принимая на себя риски, сопряженные с сеянием любви, которой научил нас Иисус, Сам первым воплотив ее в жизнь: «Без устали отплывайте на глубины, бросайте сети, мечтайте и созидайте мирную цивилизацию! Всегда дерзайте мечтать о братстве, это истинное сокровище среди вас». После богослужения многочисленная паства, откликнувшись на призыв Франциска «пошуметь», громко выразила радость и благодарность, прощаясь с Папой.
Папуа-Новая Гвинея: «Молиться»
6 сентября Папа Франциск вылетел из Джакарты специальным рейсом индонезийской авиакомпании «Гаруда» и примерно через шесть часов, уже вечером, приземлился в городе Порт-Морсби, столице Папуа-Новой Гвинеи, чья территория стала независимой в 1975 году, а прежде ею управляла Австралия. Член Содружества наций и конституционная монархия, эта страна почитает своим главой суверена Соединенного Королевства. Площадь — 462 840 км2, численность населения — 8 241 000. Протестанты составляют 64 % населения, католики — 31 %.
Приветственная церемония состоялась в аэропорту сразу по прибытии, а визит вежливости в Дом правительства, к генеральному губернатору сэру Бобу Бофенгу Дадае, — на другое утро. Тем же утром Папа встретился с представителями властей, гражданского общества и дипломатическим корпусом в APEC Haus; также присутствовали главы правительств нескольких тихоокеанских стран. После приветственных слов генерального губернатора Папа произнес свою речь, выразив восхищение необыкновенным культурным и человеческим разнообразием страны — архипелага с сотнями островов, где говорят на более чем 800 языках. Папа упомянул богатство страны — ее земные и морские ресурсы — и прибавил: «Эти блага Бог предназначил всему народу, и, даже если для их эксплуатации необходимо привлекать более широкие компетенции и большие международные компании, справедливо при распределении доходов и найме рабочей силы учитывать потребности местного населения, что приведет к реальному улучшению условий его жизни». Папа призывает к «устойчивому и справедливому развитию, ради всеобщего благополучия». Уделив особое внимание социальному климату в стране, Понтифик упомянул о «межплеменных конфликтах со многими жертвами; эти конфликты не позволяют жить мирно и препятствуют развитию». Итак, Папа воззвал «ко всеобщей ответственности: пусть остановится спираль насилия». Что касается статуса острова Бугенвиль, Понтифик высказал надежду, что удастся избежать «возобновления старых трений». Франциск без колебаний сослался и на «духовные ценности»: они «в значительной мере влияют на построение земного града и всех преходящих реалий». В связи с этим он напомнил девиз своего посещения: «Все сказано одним-единственным словом: „Pray — молиться”». Папа утверждает: «У народа, который молится, есть будущее, он черпает силу и надежду свыше». Завершая свою речь, Франциск снова подчеркнул, что Евангелие — для всех народов, «оно свободно оплодотворяет любую культуру и растит в мире Царство Божие. Евангелие инкультурируется, а культуры надо евангелизировать»: эту фразу Папа повторял на разных этапах своего апостольского путешествия.
После полудня 7 сентября Франциск посетил Техническую среднюю школу Каритас, где встретился с детьми из Callan Services, крупнейшего поставщика услуг для детей и взрослых с инвалидностью в Папуа-Новой Гвинее, и с детьми из Street Ministry, организации, которую учредила архиепархия Порт-Морсби для предоставления помощи, обучения и благ первой необходимости детям с городских улиц. Затем Папа отправился в салезианский храм Марии Помощницы на встречу с епископами Папуа-Новой Гвинеи и Соломоновых островов, священниками, диаконами, посвященными, семинаристами и катехизаторами. Выслушав свидетельства, Франциск выступил с речью о трех аспектах христианского и миссионерского пути: «Отвага начинания, красота быть здесь и надежда на рост». Важно снова и снова отправляться в путь, не боясь, даже когда первые шаги нелегки или первые попытки терпят неудачу. Ведь мы знаем, что нас всегда сопровождает Господь, «действует в нас и с нами», а мы — Его орудия. Папа также посоветовал своим слушателям уделять внимание перифериям страны, «людям из беднейших слоев городского населения, таких как жители самых отдаленных и заброшенных территорий, где порой не хватает необходимого». Папа попросил: «И, пожалуйста, не забывайте приближаться! Вам известны три наилучших подхода к людям: близость, сострадание и нежность». Иными словами, красота «быть здесь» проявляется «в верности и любви, с какими мы каждый день беремся расти вместе».
Утром 8 сентября Папа отслужил мессу на стадионе сэра Джона Гиза при участии около 23 000 верных. Традиционные облачения и песнопения украсили литургию, придав ей яркость и живость. Они же подчеркнули торжественность события: ритм музыкальных инструментов сопровождал входную процессию, освящение, те моменты, когда звучал призыв к принятию и поклонению. В проповеди Франциск прокомментировал эпизод о глухонемом в Евангелии от Марка (ср. Мк 7, 31–37), пояснив, что на удаленность глухонемого Бог отвечает близостью Иисуса, Который всех просит открыться Богу, братьям и Евангелию, чтобы никто не остался глух перед радостной вестью о спасении и потому мог петь о любви к Богу. После мессы, во время молитвы Ангел Господень, Франциск пожелал молиться о мире: «И с этой земли, столь благословенной Творцом, я хотел бы вместе с вами просить, по ходатайству Пресвятой Марии, о даре мира для всех народов. Особенно прошу о мире для этого огромного региона между Азией, Океанией и Тихим океаном. Мир, мир для народов и для тварного мира. Нет — милитаризации и эксплуатации общего дома! Да — встрече народов и культур, да — гармонии между человеком и прочими творениями!»
Во второй половине дня на военном самолете C-130, предоставленном австралийскими властями, Папа вылетел в Ванимо, городок с населением 11 000, на северо-западном побережье страны. Основа местной экономики — деревообрабатывающая промышленность. Эта местность также славится живописными пляжами, коралловым рифом, мангровыми лесами, культурой и традициями местных племен. Здесь подвизается группа аргентинских миссионеров. Местные жители встретили Понтифика очень радушно на площадке напротив собора. В своей речи Франциск говорил о красоте «великолепной земли, богатой разнообразными растениями и птицами, где дух захватывает от красок, звуков и запахов, от грандиозного зрелища природы, которая взрывается жизнью, приводя на ум образ Рая!» Это богатство надо хранить и жить в гармонии с Богом и братьями, подчеркнул Понтифик, увещевая христиан украшать «счастливую землю» «присутствием любящей Церкви». Далее Франциск посетил Гуманитарную школу Пресвятой Троицы в Баро, где состоялась частная встреча с миссионерами.
На следующий день, 9 сентября, Папа общался с молодежью на стадионе сэра Джона Гиза. Приветственный танец, пение, многие из молодых участников встречи с гордостью облачились в традиционные костюмы. Франциск выслушал три свидетельства и взял слово, подводя итог своему визиту: «Я провел счастливые дни в вашей стране, где соседствуют море, горы и тропические леса. А главное — это молодая страна, где живет так много молодежи». Далее Франциск настойчиво говорил, зачастую в диалоге с собравшимися, о важности взаимной заботы, напоминая, что все мы можем упасть, но важно подняться и помочь в том же другому. Поприветствовав лично группу молодежи в традиционных костюмах, Понтифик направился в международный аэропорт, простился с властями и вылетел в Дили специальным рейсом местной авиакомпании «Air Niugini».
Восточный Тимор: «Пусть ваша вера будет вашей культурой!»
Через три с половиной часа, вскоре после полудня 9 сентября, самолет с Папой Франциском, сопровождающими лицами и журналистами на борту приземлился в аэропорту Дили, столицы Восточного Тимора. С начала XVI века остров Тимор был известен португальским мореплавателям и торговцам: сюда их влекло ценное сандаловое дерево. С конца XVII века португальская монархия назначала губернаторов, зависимых от португальских властей в Гоа (Индия). Португальское правление продлилось до 1975 года, когда внутренние конфликты и односторонняя декларация независимости стали поводом для вторжения и насильственной оккупации со стороны Индонезии, которая затем объявила Восточный Тимор своей 27-й провинцией, с чем не согласились ни Португалия, ни ООН. Упорное сопротивление местных жителей, дипломатические шаги, международное давление и поддержка Церкви, наряду с ролью СМИ, принудили Индонезию провести референдум в 1999 году. 30 августа подавляющее большинство населения проголосовало за независимость, и страна перешла в управление к ООН до провозглашения и официального признания независимости 20 мая 2002 года. В Восточном Тиморе 1 499 000 жителей, из них 98 % католики.
Папу Франциска встретили в аэропорту Дили президент республики Жозе Рамуш-Орта и премьер-министр Шанана Гужман. Понтифик направился в нунциатуру, и тысячи людей приветствовали его на улицах, а множество детей и молодежи — забравшись на деревья и вообще как можно выше. Эти проявления радушия потрясли Франциска, и он потом не раз вспоминал улыбку и молодость тиморского народа. В тот же день, 9 сентября, в президентском дворце состоялись церемония приветствия, визит вежливости к президенту республики и встреча с представителями властей, гражданского общества и дипломатическим корпусом. Приветственную речь произнес президент Рамуш-Орта, лауреат Нобелевской премии мира за 1996 год, затем выступил Папа, и по всему было видно, что он чувствует себя как дома: не раз высказывался экспромтом, к заготовленному тексту прибавляя то, что сейчас у него на сердце. Вначале, касательно лозунга «Пусть ваша вера будет вашей культурой», Франциск напомнил, что инкультурация веры и евангелизация культуры — важный бином христианской жизни. Затем Папа окинул взглядом недавнюю историю Восточного Тимора, для которого 1975–2002 годы «стали годами страданий и величайшего испытания». Пройдя через эти тяжкие годы, страна вернулась на «мирный путь, открылась навстречу новому этапу — этапу развития, улучшения жизненных условий». Достижению этих целей очень помогает — продолжил Папа — укорененность в вере, на которую уже указал св. Иоанн Павел II, когда посетил Восточный Тимор в 1989 году. Возвращаясь к сегодняшнему дню, Франциск сказал, что тиморский народ, страдая, сумел быть «мудрым в страдании». В связи с этим Папа похвалил готовность к «полному примирению с братьями в Индонезии; ее первый и чистейший источник — евангельские наставления», и она «требует очищения памяти, чтобы залечить раны, побороть вражду примирением, противостояние — сотрудничеством».
Франциск выразил благодарность за решение Тимора официально принять в качестве национального документа, включаемого в учебные программы, Декларацию о человеческом братстве, подписанную Папой вместе с Великим имамом Аль-Азхара 4 февраля 2019 года в Абу-Даби. С другой стороны, Папа не обошел вниманием социальные проблемы посещаемой страны, в частности эмиграцию и бедность во многих сельских областях. Далее были названы социальные язвы: молодежь злоупотребляет алкоголем, собирается в воинственные банды, поругано достоинство многих детей и подростков. В связи с этим Папа заявил, что «все мы призваны взять ответственность за предотвращение злоупотреблений и гарантировать, что наши дети будут расти в спокойной обстановке».
В заключение Понтифик назвал Восточный Тимор прекрасной страной, где главное — народ, поэтому попросил: «Заботьтесь о народе, любите свой народ, дайте ему расти! Это удивительный народ, удивительный. За несколько часов с моего прибытия видно, как народ себя проявляет, и ваш народ выказывает достоинство и радость. Это радостный народ […], молодой народ […], ведь около 65 % населения Восточного Тимора моложе 30 лет […], поэтому первая сфера, куда надо вкладываться, — образование». И Понтифик повторил слова, ставшие почти лейтмотивом этого апостольского путешествия: «Пусть дети общаются с дедушками и бабушками! Такая встреча ведет к мудрости».
Второй день в Тиморе, 10 сентября, начался с посещения школы для детей с инвалидностью Irmãs Alma. Общаясь с этими детьми, позволяющими, чтобы их лечили, Папа Франциск ко всем обратился с призывом: позволим Богу исцелить нас, подобно детям. Далее Понтифик направился в собор Непорочного Зачатия, освященный в 1988 году, где встретился с епископами, священниками, диаконами, посвященными, семинаристами и катехизаторами. Выслушав приветствие председателя епископской конференции и свидетельства монахини, священника и катехизатора, Понтифик поделился своими размышлениями, начав с выражения благодарности за столь многие призвания среди молодежи в Восточном Тиморе. Далее речь зашла о фрагменте из Евангелия от Иоанна, где Иисус пришел в дом к Лазарю, Марфе и Марии (ср. Ин 12, 1–11), и Мария помазала ноги Иисуса нардовым чистым миром, наполнив весь дом благоуханием. Так — говорит Франциск — должны и мы воспринимать полученный дар, зная, «что благовоние предназначено не нам, а чтобы помазать ноги Христа, возвещая Евангелие, служа бедным» и не поддаваясь искушению «духовной светскости». В заключение Понтифик заметил: «Ваша страна с ее долгой христианской историей все-таки тоже нуждается сегодня в новом рывке благовестия, чтобы всех достигло благоухание Евангелия: благоухание примирения и мира после горьких лет войны; благоухание сострадания, помогающего бедным подняться и побуждающего содействовать экономическому и социальному развитию страны; благоухание справедливости против коррупции».
Тем же утром Франциск встретился с членами Общества Иисуса, живущими в посещаемой стране, среди них о. Жоау Фельгейраш, 103-летний португальский миссионер, который почти всю жизнь провел в Восточном Тиморе, сопровождая народ даже в тяжелейшие военные дни. После полудня состоялось самое ожидаемое событие папского визита — евхаристическое богослужение с участием около 600 000 верных. Безбрежное людское море заполнило площадь Таси Толу, в 8 км от Дили. Поскольку подсчеты не точны, кое-кто утверждает, что половина населения страны собралась на площади и в окрестностях. Напомним, что именно здесь св. Иоанн Павел II отслужил мессу 12 октября 1989 года, когда страна еще была оккупирована Индонезией.
В проповеди Франциск размышлял над словами Исаии «Младенец родился нам — Сын дан нам» (Ис 9, 6): «Бог сделался ребенком. И не только чтобы нас удивить и растрогать, но и чтобы мы открылись навстречу Отчей любви — и она нас сформирует, залечит наши раны, угасит наши ссоры, наведет порядок в нашей жизни». Далее Папа заметил, что красота Восточного Тимора проявляется в его многочисленных детях и молодежи: «В каждом уголке пульсирует, взрывается жизнь. И это — великий дар […], он постоянно обновляет нашу силу и нашу жизнь». Мы тоже — пояснил Папа — должны умалить себя перед Богом и друг перед другом: только так мы сумеем пойти навстречу действию Господа. Приведя в пример Деву Марию, Понтифик заметил, что она прекрасно поняла Божьи критерии и потому «предпочла оставаться малой всю жизнь, умаляться, служа, молясь, исчезая, чтобы дать дорогу Иисусу, даже когда ей это обходилось дорого».
Перед заключительным благословением Франциск обратился к собранию с незапланированной речью, как бы прощаясь с тиморцами и преподавая последние наставления. Папа повторил, что лучшее в Восточном Тиморе — его народ: «Не могу забыть людей по обеим сторонам дороги, с детьми. Сколько у вас детей! Лучшее, что есть у вашего народа, — детские улыбки. А если народ учит детей улыбаться, у него есть будущее». Затем Франциск посоветовал остерегаться крокодилов, представляющих угрозу на некоторых пляжах и реках, и прибавил: «Берегитесь тех крокодилов, которые хотят переменить вашу культуру, вашу историю. Оставайтесь верными».
На другой день, 11 сентября, перед вылетом в Сингапур Папа Франциск встретился с молодежью в Конгресс-центре города Дили (Centro de Convenções de Díli). В оживленном диалоге Понтифик повторил, что важно не переставать улыбаться, призвал мечтать о великом, стремиться к примирению и заботиться о детях и стариках. После этой встречи Папа отправился в аэропорт, где простился с представителями властей и вылетел в Сингапур специальным рейсом тиморской авиакомпании «Аэро Дили».
Сингапур: «Единство и надежда»
Завершив четырехчасовой перелет вскоре после полудня, воздушное судно с Папой Франциском на борту приземлилось в аэропорту Сингапура. Сингапур — город-государство, его составляют главный остров (Singapore Island) и около шестидесяти более мелких островов; население (5 920 000 человек) отличается этническим и религиозным разнообразием. Основные этнические группы — китайцы (74 %), малайцы (13,5 %) и индийцы (9 %). Буддизм — самая распространенная религия (33 %), католиков 3,5 %. Географическое положение Сингапура на перекрестке морских путей Дальнего Востока способствовало экономическому и культурному развитию страны, ставшей одним из важнейших торговых и финансовых центров мира. Сингапур независим с 1965 года как республика в составе Содружества наций. После официальной встречи в аэропорту Понтифик и сопровождающие лица переместились в затвор Св. Франциска Ксаверия (St. Francis Xavier Retreat Centre) — папскую резиденцию на время пребывания в стране. Вечером того же дня, 11 сентября, Франциск принял группу иезуитов, работающих в Сингапуре и Малайзии.
Утром 12 сентября в Доме парламента состоялась приветственная церемония: после выступления почетного караула, пения гимнов и росписи в Книге почета, Папе преподнесли новую гибридную версию орхидеи, Orchid Naming Ceremony, специально предназначенную для видных гостей — этот дружеский жест нацелен на укрепление отношений между Сингапуром и другими странами. После визита вежливости к президенту республики Тарману Шанмугаратнаму в том же Доме парламента Франциск посетил Сингапурский национальный университет, где в университетском культурном центре состоялась встреча с представителями властей, гражданского общества и дипломатическим корпусом. Выслушав приветствие президента республики, Папа произнес свою речь, прежде всего выразив благодарность за гостеприимство в городе-государстве, представляющем собой «пересечение торговых путей первостепенной важности и место встречи разных народов». Далее Папа окинул взглядом историю Сингапура — «историю роста и устойчивости», приведшую город на высокий уровень развития, основанный на решениях и проектах, «гармонирующих со специфическими характеристиками этого места». Франциск напомнил, что экономическое процветание сопровождается готовностью «созидать общество, где высоко ценятся социальная справедливость и общее благо», особенно в секторах жилищного строительства, образования и здравоохранения. Однако — продолжил Папа — всегда есть опасность, что прагматизм и меритократия приведут «к нежелательному следствию: узаконят вытеснение тех, кто оказался на обочине и лишён преимуществ, доставляемых прогрессом». Далее Франциск похвалил нынешние меры по поддержке слабейших, выразив надежду на «особое внимание к бедным, пожилым […] и к защите достоинства работников-мигрантов».
Говоря о множественности этносов, культур и религий, живущих в городе гармонично, Папа подчеркнул, что эта гармония, равно как и взаимное внимание, сотрудничество, диалог и свобода исповедовать свою веру при соблюдении закона, — вот «условия, определяющие успех и стабильность, достигнутые Сингапуром». Что касается католической общины, она «на переднем крае в делах милосердия вносит значимый гуманитарный вклад», а также в развитии межрелигиозного диалога и в сотрудничестве между религиозными общинами. Сингапур «также играет особую роль в международном порядке», поэтому Понтифик призвал власти «продолжать трудиться ради единства и братства человеческого рода, ради общего блага для всех». Папа также обратил внимание на инновационные усилия Сингапура в сфере устойчивого развития и защиты окружающей среды. В заключение, ведя речь о гармонии, чувстве ответственности духе братства и инклюзивности, Папа сказал: «Продолжайте идти этим путем, уповая на Божье обетование и на Его отеческую любовь ко всем».
После полудня 12 сентября было отслужено евхаристическое богослужение на Сингапурском национальном стадионе при участии около 55 000 верных. В проповеди Папа Франциск восхитился красотой города Сингапура и его «грандиозными сооружениями», в их числе тот же Национальный стадион. За этими сооружениями — напомнил Папа — стоят финансовые ресурсы, технологии и инженерная мысль, а также любовь, ведь «любовь назидает» (1 Кор 8, 1; в переводе РБО «созидает» — Прим. пер.). Итак, «если что-то доброе есть и пребывает в этом мире, то лишь потому, что в бесчисленном множестве разнообразных обстоятельств любовь одерживает верх над ненавистью, солидарность над равнодушием, щедрость над эгоизмом. Без этого никто не сумел бы построить такой мегаполис, архитекторы не стали бы проектировать, рабочие — работать, и ничего не вышло бы». Франциск призвал собравшихся увидеть, сколько историй любви составляют строительство города, и подвел итог: «Без любви мы ничто». Эта любовь, отражение Божьей любви, побуждает нас обнимать «братьев и сестер, которых мы каждый день встречаем на своем пути». Они — «прекраснейшее здание, ценнейшее сокровище, самая прибыльная инвестиция в очах Божиих». Завершением проповеди стали два живых образа, в которых отражена любовь Божия: Дева Мария и св. Франциск Ксаверий. Последний упомянут отнюдь не случайно: «На этой земле его принимали много раз», именно с Востока он написал послание св. Игнатию и первым иезуитам, выражая желание идти по всем тогдашним университетам и «всюду вопить, как безумец», призывая студентов к миссии, пока они не ответят: «Господи, вот я; что повелишь мне сделать?» (Послание из Кочина, январь 1544 года). С той же просьбой Папа обратился к собравшимся: «Слушать и без промедления отвечать на призывы к любви и справедливости, приходящие к нам и сегодня от бесконечного Божьего милосердия».
На следующий день, 13 сентября, завершилось посещение Сингапура и само апостольское путешествие. Встретившись частным образом с епископом, священниками и монашествующими, Папа Франциск выехал из затвора Св. Франциска Ксаверия и посетил Дом Св. Терезы, где пообщался с группой пожилых и больных. Затем в Католическом колледже для юношества состоялась межрелигиозная встреча с молодежью. Выслушав свидетельства молодого индуса, молодой сикхи и молодой католички, Папа сказал свое слово, почти все время экспромтом, в диалоге с группой молодежи на трибуне. Как и на прочих подобных встречах в ходе путешествия, Папа призвал молодежь рисковать, выходить наружу, не бояться. И сердечно похвалил за усердие в межрелигиозном диалоге.
После встречи с молодежью Франциск переместился в аэропорт, где простился с представителями властей. Специальный рейс Сингапурских авиалиний доставил Папу в аэропорт Фьюмичино через 12,5 часов полета, вечером 13 сентября; так завершилось 45-е апостольское путешествие нынешнего Понтифика.
* * *
На всех этапах путешествия Папа обращал внимание на черты принимающего народа и всячески выказывал признательность и благодарность. «Единство и надежда» — девиз сингапурского этапа, но этими двумя словами можно подытожить путешествие в целом. Ведь во всех четырех странах мы увидели и ощутили единство вокруг Петрова преемника. И св. Петр, в лице Франциска, сумел и пожелал ободрить и благословить, даже когда звучало деликатное упоминание о проблемах каждой страны. А еще мы увидели и ощутили надежду, присущую молодым Церквям, которые укоренены в молитве, усердны в помощи бедным и открыты для всех. Можем только благодарить за столь богатый опыт, человеческий и духовный.
***
ПРИМЕЧАНИЯ:
[1] Все речи Папы Франциска, произнесенные в апостольском путешествии, см. здесь: www.vatican.va/content/francesco/it/travels/2024/outside/documents/indonesia-papuanuovaguinea-timorest-singapore-2024.html