Джакомо Коста SJ
20 июня этого года был представлен Рабочий документ (Instrumentum laboris, IL) к первой сессии XVI Генеральной ассамблеи Синода епископов. Сессия состоялась в Ватикане с 30 сентября по 29 октября 2023 года, в рамках Синода 2021–2024. В состав IL входят: предисловие (о генезисе и структуре текста) и две секции. Первая предлагает окинуть взглядом путь, пройденный в первой фазе Синода 2021–2024, и озвучивает главные открытия. Во второй секции сформулирован ряд приоритетных вопросов, возникших в диалоге внутри поместных Церквей и между ними, на разных этапах первой фазы; эти вопросы – материал к распознаванию на Синодальной ассамблее. Ее структуре подчинена структура текста: ассамблея, как всегда, будет состоять из общих обсуждений и работы в группах.
***
20 июня в пресс-центре Святого Престола[1] был представлен Рабочий документ (Instrumentum laboris[2], IL) кпервой сессии XVI Генеральной ассамблеи Синода епископов. Сессия состоится в Ватикане с 30 сентября по 29 октября 2023 года, в рамках Синода 2021–2024, озаглавленного «Ради синодальной Церкви. Общение, участие, миссия».
IL – достаточно короткий текст: шесть десятков параграфов на двух десятках страниц. В предисловии (№№ 1–16) рассказано, как создавался текст и какая у него структура, далее следуют две секции. Первая предлагает окинуть взглядом путь, пройденный в первой фазе Синода 2021–2024, и озвучивает главные открытия. Во второй секции сформулирован ряд приоритетных вопросов, возникших в диалоге внутри поместных Церквей и между ними, на разных этапах первой фазы. Эти вопросы – материал к распознаванию на Синодальной ассамблее.
Линейная логика текста не должна скрывать динамику, связывающую две секции: жизненный опыт народа Божия, окинутый широким взглядом в первой секции, представляет собой горизонт, внутри которого располагаются вопросы, поставленные во второй секции, укорененные в этом опыте. Задача для Синодальной ассамблеи в октябре, а по сути для всей Церкви – «сохранять баланс между широким взглядом […] и обозначением отдельных шагов» (№16). Обозначить шаги необходимо потому, что живо ощущается потребность в конкретике и есть опасение, как бы Синод не «повис с воздухе». Однако нужно позаботиться и о том, чтобы не увязнуть в деталях: вопросы и ожидания не оторваны друг от друга; укорененные в сложном и структурированном опыте, они обретают перспективу и связность.
Из-за относительной краткости документа мы не будем пересказывать его содержание: предлагаем прочитать сам текст, а потом – будущую нашу статью, где рассмотрим, на что, фигурально говоря, «делает ставку» Синод, согласно изложенному в IL. А сейчас поразмышляем главным образом о структуре текста и почему она именно такова, учитывая динамику синодального процесса вообще и октябрьской ассамблеи 2023 года в частности. Надеемся, что так мы сумеем найти герменевтические ключи к более осознанному прочтению текста IL.
Синодальная Церковь: уже и еще нет
Первая секция, озаглавленная «Ради синодальной Церкви. Целостный опыт» (№№ 19–31), перечисляет основные черты синодальной Церкви; далее иллюстрирует метод беседы в Духе Святом, который, по опыту первой фазы, выявлен как образ действия для синодальной Церкви (№№ 32–42). Иными словами, здесь подытожено пережитое Церквами в фазе слушания, давшей «опытное», от корней идущее понимание того, что такое синодальность, а точнее – синодальная Церковь; это гораздо полезнее, чем теоретическая разработка понятия[3].
Первая секция ставит во главу угла тот факт, что синодальный путь не сфокусирован на производстве текстов, но призван способствовать встрече между верующими и Церквами, желающими слушать голос Святого Духа и отвечать на Его призыв, укрепляя волю к миссии. Нелегко изложить в тексте богатство этого опыта. Например, такая фраза: «искренняя и сердечная встреча братьев и сестер в вере – источник радости: встречаться – значит встречать Господа, пребывающего среди нас!» (№ 6), может показаться искусственной тому, кто не участвовал. На самом же деле в ней выражен опыт, пережитый одновременно на разных континентах, то есть «знамение времен», чей смысл заслуживает изучения.
В этом отношении IL, равно как и предшествующие документы, собирает и обрабатывает плоды опыта, обретенного в ходе синодального процесса, поощряет исследовать их глубже, что поможет преодолевать конфликты, неизбежные в церковных общинах, не пряча их и не увязая в них. Что касается самых спорных тем, мы должны честно признать, что в Церкви чаще имеет место конфронтация, чем сопоставление, особенно в соцсетях, и в результате поляризация нарастает. Опыт синодальных встреч, в частности континентальных ассамблей, показывает, что это не приговор: братья и сестры с разными мнениями могут разговаривать и слушать друг друга – и обнаружить в итоге, с трудом и в то же время с чувством освобождения, что в глубине, под шелухой конфликтов и противоречий, во всех нас живет вера в единого Господа и любовь к Церкви. Именно это нас объединяет и укрепляет желание идти вместе, без принудительной уравниловки.
В синодальном процессе мы, как Церковь, ощутили непосредственно, что «возможно развивать общение при различиях»[4]. Отсюда проистекает совместная ответственность, чтобы напряженные моменты «становились источником энергии, не ведя к разрушительной поляризации» (№ 6).
Изучать, прояснять, разблокировать, предлагать
Во второй секции, озаглавленной «Общение, миссия, участие. Три приоритетных вопроса для синодальной Церкви», освещены три пункта, сформулированные в вопросительной форме. Они настойчиво заявили о себе в результате слушания народа Божия как приоритетные для распознавания на ассамблее и требуют углубленного изучения, чтобы нам и дальше идти вместе внутри отдельных местных Церквей, в отношениях между ними и с Римской Церковью. Рассмотрим вкратце эти вопросы.
1) «Возрастающее общение. Как мы можем более полно стать знамением и орудием единения с Богом и единства всего человечества?» (№№ 46-50). Общение – а это «прежде всего дар Триединого Бога и в то же время задача, никогда не исчерпываемая: созидать “мы” народа Божия» (№ 46) – понято на основе соборной догматической конституции Lumen gentium, и из ее первого параграфа взята непрямая цитата. Континентальные ассамблеи не скрывают разделений и ран, требующих врачевания, и ощущают потребность идти путями примирения. Речь об отношениях с другими христианскими общинами, с бедными, которых мы выталкиваем на обочину, и со многими другими, кто не встречает радушного приема в церковных общинах. Если по умолчанию все в Церкви хотят быть верными Евангелию, честно спросим себя: «Какие связи необходимо укрепить, чтобы преодолеть траншеи и заграждения, какие укрытия и защиты необходимо возвести, и кого необходимо защитить?» Вместе мы должны признать, что трудно отказаться от привычных представлений о том, что «можно» или чего «нельзя» делать; трудно признать, что в Церкви есть противостояния, мешающие исполнению миссии: не всегда они глубоко укоренены в Евангелии, но продиктованы потребностью в самоутверждении, которую испытывают те, кого папа Франциск часто называет «ретроградами» и «прогрессистами».
2) «Совместная ответственность в миссии. Как мы можем лучше делиться дарами и распределять задачи в служении Евангелию?» (№№ 51-55) Церковь, определяющая себя как «знамение и орудие» единства с Богом и единства между людьми, не может не вопрошать себя о прозрачности знамения и о действенности орудия: на кону – доверие к ней как миссионерке, возвещающей Евангелие. Это второе ядро вопросов, в разных формах задаваемых Церквами на разных континентах: как распознавать и ценить – не только на словах – вклад каждого крещеного в миссию? Из этого ядра исходит много следствий, и самое заметное из них – тема крещального достоинства женщин, сейчас четко заявляемая на всех континентах и во всех культурах.
3) «Участие, управление и власть. Какие процессы, структуры и институты присущи миссионерской синодальной Церкви?» (№№ 56-60) Нередко участие сводят к его процедурному измерению, которого, впрочем, нельзя недооценивать в силу его конкретности. На самом же деле участие означает гораздо больше: надо уделять внимание каждому в его самобытности, пусть он вносит свой вклад, не зарывая в землю талант (ср. Мф 25, 18), а принося для служения (ministerium) полученные дары: «Участие – это главным образом выражение креативности и укрепление отношений гостеприимства, принятия и поддержки в сердце миссии и общения» (№ 56). По сути речь о способах осуществления власти в синодальной Церкви: власть должна быть подлинным служением, сопротивляясь искушению превратиться в порабощающую силу.
Эти вопросы, очень важные, требуют диверсифицированного подхода. По некоторым из них, очевидно, еще не созрел достаточный консенсус, поэтому необходимо продолжать сопоставление мнений; что касается других вопросов, то нужно распознать препятствия на пути и понять, кто может эффективно санкционировать дальнейшие шаги; есть и такие вопросы, по каким угадывается направление для совместного движения, но требуется дополнительное творческое усилие, чтобы понятое применить на практике. Поэтому ассамблея в своем распознавании не сможет ограничиться общими формулировками, но должна будет войти в подробности. Так, первая сессия призвана позаботиться о сопоставлении мнений, гарантируя свободное и творческое пространство. Ее плоды будут «опробованы» Церковью в пути между двумя сессиями. А вторая сессия сделает выводы.
Помощь – чтобы взяться за работу
Завершают IL 15 рабочих листов, поделенных на три группы, каждая соотносится с одной из трех частей второй секции. Рабочие листы задуманы как подспорье для работы в группах во время октябрьской ассамблеи, то есть их задача – обеспечить участникам более точную подготовку. Каждый лист служит введением в соответствующий приоритетный вопрос, привязывает его к живому опыту народа Божия, выявленному в фазе консультаций и слушания.
В каждом листе предложен вопрос для распознавания; ему предшествует погружение в контекст, прежде всего на основе плодов фазы консультаций (в частности, на основе финальных документов континентальных ассамблей); далее следует ряд вопросов для молитвы, личного размышления и работы в группе. В этих элементах отражены различные перспективы и измерения в жизни Церкви, и сохраняется связь с пестрым спектром условий, в каких Церковь живет: если три приоритетных вопроса, а также вопросы для распознавания составлены в форме, общей для всех, то некоторые элементы прозвучат с особой силой в одних регионах, но по-иному в других. Итак, рабочие листы – не трактаты на тему и не главы в книге, требующие последовательного прочтения; каждый можно рассматривать в отрыве от других: например, в местных инициативных группах по углубленному изучению тем Синода.
Если не учитывать функцию этих вопросов и читать их как текст документа, легко запутаться. Нельзя забывать, что у Синода вполне конкретная тема, то есть синодальная Церковь, и движет Синодом базовый вопрос, связывающий его с динамикой миссии благовествовать, укреплять доверие к Евангелию и содействовать его практическому применению, чтобы оно отзывалось в жизни каждого человека, каждой общины и территории: это – сердце церковной жизни, и с ним надо все соотносить. Именно в этой объединяющей перспективе следует понимать все вопросы, содержащиеся в IL, особенно в рабочих листах.
Текст для обновленной концепции Синода
Хотя мы сейчас ознакомились с IL лишь в самых общих чертах, уже заметно, что он по форме отличается от одноименных документов, составленных к предшествующим Синодальным ассамблеям. Новизна не самоцель: документ призван стать настоящим «практическим пособием для Синодальной ассамблеи в октябре 2023 года» (№ 10). Структура текста подчинена программе этого события, в которую, как всегда, войдут общие дискуссии и работа в группах.
Если посмотреть глубже, иная структура этого IL свидетельствует об эволюции синодального института под влиянием апостольской конституции Episcopalis communio (EC), которую папа Франциск обнародовал 15 сентября 2018 года. Не будем забывать, что XVI Очередная генеральная ассамблея Синода епископов – первая, целиком выстроенная на основании изложенного в EC. О том, что Синод будет постепенно эволюционировать, предупреждал еще св. Павел VI с момента его учреждения; в «моту проприо» Apostolica sollicitudo (15 сентября 1965 г.) Папа утверждает: «Этот Синод, как всякое человеческое установление, со временем может быть усовершенствован».
Пятидесятая годовщина учреждения Синода епископов (2015) стала тем рубежом, когда необходимость развивать изначальную задумку проявилась со всей ясностью: «Мы должны идти дальше по этой дороге. Мир, где мы живем и призваны любить его и служить ему даже в его противоречиях, требует от Церкви укреплять синергию во всех сферах ее миссии. Путь синодальности – вот чего Бог ожидает от Церкви в третьем тысячелетии»[5]. По этой причине были внесены изменения в работу Синода, когда особо важным стало прислушиваться к Церквам и к их опыту: «Именно это убеждение мною руководило, когда я предложил консультироваться с Народом Божиим при подготовке к двух сессионной синодальной встрече на тему семьи»[6].
В апостольской конституции Episcopalis communio (2018) систематически изложено то, чему нас научили первые шаги. В ней «папа Франциск осуществил ожидаемое «усовершенствование», превратив Синод из мероприятия, организованного как собрание епископов, в процесс слушания, разворачивающийся поэтапно (ср. ст. 4), в котором более полно участвует вся Церковь и каждый в Церкви — Народ Божий, Коллегия епископов, Епископ Рима» (IL, рабочий лист 3.5). Синод был встречей епископов, нацеленной на формулировку документа с выводами на обсуждаемую тему, а теперь это момент, когда пастыри осуществляют распознавание внутри более обширного церковного процесса, от которого они не могут абстрагироваться; Синод указывает народу Божию направление для дальнейшего совместного пути. Впрочем, как напоминает тот же IL, «цель синодального процесса “не в подготовке документов, а в открытии горизонтов надежды на исполнение миссии Церкви”» (№ 3). Такая переориентация не может не отразиться на структуре рабочего документа для ассамблеи: уже нет смысла понимать его «как черновик заключительного документа Синодальной ассамблеи, куда осталось только внести поправки» (№ 10), но в нем должны быть названы проблемы, по каким народ Божий ожидает распознавания от своих пастырей, формулируя вопросы.
Однако новая концепция синодального процесса привела к выпуску гораздо большего числа документов, чем в прошлом. Время между публикацией Подготовительного документа[7] (DP) и IL растянулось, активизировалось общение между Церквами, в итоге появились «отчеты» от епископских конференций, а также документы, связанные с развертыванием континентальной фазы, «которая представляет собой новинку текущего синодального процесса» (№ 2). Мы имеем в виду прежде всего Рабочий документ для континентального этапа[8] (DTC) и финальные документы семи континентальных ассамблей, где встретились местные Церкви разных регионов, чтобы «сфокусироваться на идеях и разногласиях, которые наиболее сильно резонировали с опытом Церкви на каждом континенте, и определить с точки зрения каждого континента приоритеты, которые должны быть рассмотрены на первой сессии Синодальной ассамблеи (октябрь 2023)» (там же).
По сравнению с предыдущими Синодами, мы пришли к разработке IL с гораздо более богатым багажом размышлений и внутрицерковного диалога: реакции и отклики местных Церквей на ПД уже отражены в других документах, поэтому на IL такая функция не возложена. Однако это достояние совместного церковного осознания не поглощено и не упразднено в IL, но служит почвой, где новый документ пустил корни, и поэтому к ней он постоянно нас отсылает. Итак, чтобы понять IL, а главное – подготовиться к Синодальной ассамблее, нужно «учитывать предыдущие документы, в особенности ДКЭ и заключительные документы континентальных ассамблей, а также цифрового Синода» (№ 9).
Укоренен в плодах континентального этапа
Генетическая связь между IL и заключительными документами континентальных ассамблей выполняет важную функцию с разных точек зрения. Прежде всего, сохраняет преемственность синодального процесса, в котором каждый этап исходит из результатов предшествующего и снова предъявляет их народу Божию, субъекту процесса, чтобы в них он себя узнал. Во-вторых, гарантирует, что переход ко вселенской фазе и на вселенский уровень совершится не абстрактно, но сохранится конкретный отпечаток тех условий, в каких живет народ Божий, с их особенностями. Синодальный процесс обнаружил очень явные общие черты между Церквями в разных частях мира, даже сверх ожиданий, но также и различия, проходящие через саму Церковь. Их нельзя замалчивать или устранять, потому что ими обусловлена возможность плодотворного совместного путешествия: синодальная Церковь «не боится того разнообразия, которое она несет, но ценит его, не принуждая к единообразию» (№ 25). Приступая к распознаванию общих приоритетов, Синодальная ассамблея в октябре неизбежно будет исходить из того, как они поняты с учетом особенностей в разных средах, чувствительных тем для местных Церквей, их забот, трудов, а также ресурсов и сильных сторон.
Когда мы читаем IL и заключительные документы семи континентальных ассамблей, бросается в глаза специфический вклад каждой из них в путешествие вселенской Церкви, что описано метафорой притоков, несущих свои воды в главную реку[9]. Ограничимся несколькими примерами. В некоторых регионах, начиная с Ближнего Востока, особенно актуальна тема мученичества: через этот опыт христиане продолжают проходить, зачастую в единстве, независимо от конфессиональной принадлежности, и пристальное внимание обращено к эсхатологическому горизонту в повседневном быту общин, чье выживание под угрозой. Восточные католические Церкви указывают на богатство, заключенное в разнообразии духовных, богословских и обрядовых традиций внутри единой католической Церкви, из этого разнообразия вытекает необходимость диалога между ними, признания и взаимной поддержки, особенно в тех многих регионах, куда восточные Церкви приходят вследствие рассеяния их членов, вынужденных бежать из родных мест из-за гонений и войн. Церкви Океании и других регионов, где особенно заметна угроза климатических изменений, побуждают вписать совместную заботу об общем доме в миссию Церкви и воспитывать в народе Божиим чуткость к этой проблематике. В Европе актуальна тема столкновения и диалога с культурой, все более секулярной, где религиозный опыт, по-видимому, теряет значимость и не распознается, а порой подвергается нападкам: одни его воспринимают прежде всего как препятствие, другие как знамение времен.
В то же время сопоставление IL с заключительными документами континентальных ассамблей позволяет выявить ряд элементов, присущих Церквям во всем мире, хотя по-разному расставлены акценты и разные аспекты вызывают озабоченность. Все более глобальным, например, становится опыт войны и вооруженных конфликтов: конфликт в Украине добавил Европу в перечень континентов, где вооруженные силы продолжают проливать кровь и вынуждать к исходу миллионы людей. Столь же повсеместен рост неравенства, торжество экономического устройства, порождающего эксплуатацию и превращающего множество людей в «отбросы», давление культурного колониализма, насаждающего единообразие и удушающего меньшинства. Во многих регионах «Церкви глубоко затронуты кризисом, вызванным различными формами злоупотреблений, включая сексуальные и злоупотребления властью, совестью и деньгами. Это открытые раны, последствия которых еще предстоит полностью осознать. К раскаянию перед жертвами и пострадавшими за причиненные страдания, Церковь должна прибавить возросшую и укрепившуюся приверженность к обращению и реформированию, чтобы предотвратить повторение подобных ситуаций в будущем» (№ 4).
Три основных приобретения
Консультации и внимание к sensus fidei народа Божия показали, часто сверх ожиданий, что по-новому осознаются некоторые базовые элементы синодальной Церкви. Они составляют содержание IL, кратко изложены в первой секции, тогда как вторая посвящена предметам, требующим дальнейшего исследования. Поэтому они представлены в форме вопросов. Чтобы проиллюстрировать эти базовые элементы – именно на них делает ставку Синод, – потребуется отдельная статья. Здесь мы ограничимся тремя, учитывая ту роль, какую они играют в структуре IL, а главное – в динамике синодального процесса, постижению и поощрению которого посвящен текст документа.
Первый элемент – несомненно, центральное положение миссии: она смысловой горизонт для понимания того, что такое синодальная Церковь (ср. № 20). Синодальная Церковь по сути своей выходит из собственных пределов, устремлена к исполнению миссии, ради которой она существует: возвещать Евангелие. В то же время ощущается необходимость идти дальше, поскольку созревает общее осознание смысла и содержания миссии – этой теме посвящен отдельный рабочий лист. С особой интенсивностью во время фазы консультаций шла работа над тремя ключевыми словами подзаголовка Синода 2021–2024, а в IL они выстроены в новом порядке: «общение», «миссия» и «участие»: «миссия» перешла на центральное место. Эта перемена служит выражением того, что синодальный путь привел народ Божий к зрелому живому осознанию глубокой связи между общением и миссией. В пункте 44 документа IL это сформулировано словами св. Иоанна Павла II: «Общение и миссия тесно связаны между собой, они пронизывают друг друга и взаимно столь глубоко друг друга вмещают, что общение представляет собой одновременно источник и плод миссии: общение является миссионерским, а миссия совершается ради общения»[10].Участие рассматривается последним, поскольку служит этой динамике. Участие придает ей необходимую конкретику: «Внимание к процедурам, правилам, структурам и институтам позволяет закрепить миссию во времени и освобождает общение от чисто эмоциональной спонтанности» (№ 44). В то же время связь с общением и миссией представляет собой смысловой горизонт и критерий для распознавания в вопросах, относящихся к участию, поставленных в IL, и поскольку они конкретны, постольку обязывают.
Второй элемент, выявленный процессом консультаций, – важность экуменической перспективы для построения синодальной Церкви, поскольку в ней центральное место принадлежит крещальному достоинству: «Церковь, подлинно синодальная, не может не включать в себя всех, кто принял единое крещение» (№ 24). Речь идет одновременно о пожелании на будущий путь, и о высокой оценке живого экуменизма, практикуемого христианами сегодня во всем мире. Как сказано в рабочем листе B 1.4: «Синодальность и экуменизм — это два пути, по которым нужно идти вместе с общей целью: давать лучшее христианское свидетельство»; синодальность и экуменизм призваны вдохновлять друг друга.
Третий элемент – метод беседы в духовная беседа, ему посвящена значительная часть первой секции IL, подзаголовком «Путь развития синодальной Церкви: духовная беседа» (№№ 32–42). Изначально предложенная в Vademecum[11], сопровождающем ПД, как один из возможных методов для фазы консультаций, духовная беседа вскоре утвердилась благодаря своим плодам и даже вошла в число характеристик синодального процесса. Так, в некоторых контекстах ее называют «синодальным методом». Континентальные ассамблеи тоже ее взяли в свой арсенал, хотя и не с равной глубиной и строгостью, и это, по-видимому, повлияло на богатство полученного опыта и глубину его результатов[12]. Поэтому было решено использовать ее и на Синодальной ассамблее, особенно при работе в группах, с надлежащими поправками.
Метод духовной беседы предлагает шаги для совместного различения: участники готовятся, размышляя и медитируя индивидуально. В самой беседе они передают друг другу дар слова, обдуманного и насыщенного слушанием Писания и вниманием к «знамениям времен», формулируя различные утверждения, стараясь распознать, где в них звучит голос Духа, в миссионерской динамике, направленной на действие. Поэтому беседу в Духе нельзя свести к технологии управления процессом совместного принятия решений: все гораздо глубже – это метод и стиль, образ жизни и пребывания в реальности, подобающий верующим и Церкви. Он требует решительной готовности – личной, общинной и церковной – предоставить место другому и Тому, кто абсолютно Иной, соглашаясь претерпеть внутреннее обращение в результате этой встречи и принять ее следствия, требующие конкретных действий.
Открытое пространство для диалога и роста в общении
Задача – сохранить корневую связь IL с уже пройденным путем и в частности с континентальным этапом – также обусловила особый метод, примененный при составлении документа. Вот как это выглядело: группа из двух десятков человек отредактировала подготовительные материалы, читая и сопоставляя, в духе распознавания, финальные документы континентальных ассамблей. Эти материалы легли в основу серии черновиков, их читала группа рецензентов, чья обратная связь ложилась в основу следующего варианта. На каждом этапе состав группы рецензентов частично менялся, в нее включались лица, не занятые на предыдущих этапах. Рецензенты – это члены разных рабочих групп при Генеральном секретариате Синода: мужчины и женщины со всех континентов, из всех компонентов народа Божия (миряне и мирянки, посвященные мужчины и женщины, диаконы, священники и епископы). Это четко сформулированная методология, не всегда легко координируемая, гарантирует, что на выходе мы получаем плод подлинно синодального труда, включающий широкий спектр перспектив и верный своему истоку, и никто не сможет «присвоить» его лично себе.
По сути, именно таково глубинное намерение, вдохновившее IL, и, следовательно, основной критерий выбора при составлении документа: сохранить открытое пространство для встречи и диалога между многими разными голосами в Церкви. Разнообразие призваний, харизм и служений, множество языков, культур, литургических и богословских традиций, равно как и различия по возрасту, полу и общественному положению – это бесценное сокровище, выявленное в фазе консультаций, наряду с горячим желанием общаться. Задача Синодальной ассамблеи, для которой IL служит подспорьем, – стать пространством для распознавания: как продолжать совместный путь, не умаляя разнообразие, но и не допуская распада на фрагменты. Этот переход требует акта веры в силе Святого Духа, учителя гармонии: именно Он, как напоминает папа Франциск[13], есть главный двигатель Синода.
***
ПРИМЕЧАНИЯ:
[1] Видеозапись пресс-конференции доступна на YouTube-канале Ватиканских новостей (Vatican News), на странице www.youtube.com/watch?v=r3nPcXfT9Ak
[2] Текст IL можно бесплатно скачать на сайте Синода 2021–24, на странице www.synod.va/en/synodal-process/the-universal-phase/documents.html/, в двух официальных версиях на итальянском и английском языках и в официальных переводах на французский, польский, португальский, испанский и немецкий. На той же странице доступны и другие пояснительные материалы к тексту. Для краткости, ссылаясь на текст IL в этой статье, указываем в скобках номер параграфа.
[3] Для систематического изучения этой темы ориентиром остается документ Международной богословской комиссии, Синодальность в жизни и миссии Церкви, 2 марта 2018 г. Однако он не может заменить того, что народ Божий постигает и включает в свой образ жизни в качестве синодальной Церкви.
[4] Франциск, Апостольское обращение Evangelii gaudium (24 ноября 2013 г), № 228.
[5] Франциск, Речь на 50-ю годовщину учреждения Синода епископов, 17 октября 2015 г.
[6] Там же.
[7] Генеральный секретариат Синода, Ради синодальной Церкви. Общение, участие, миссия. Подготовительный документ, сентябрь 2021.
[8] О документе можно прочитать здесь: G. Costa, «“Ради синодальной Церкви”. Рабочий документ для Континентального этапа», в Civ. Catt.2022 IV 251-262; G. Costa – P. Foglizzo, «Chiesa sinodale: avanti tutta», в Aggiornamenti Sociali 73 (2022) 671-679.
[9]. Ср. M. López Oropeza, «Iglesia sinodal, algunos apuntes sobre la Etapa Continental. Capítulo 1», в Christus (https://tinyurl.com/epu8j3rs), 8 мая 2023 г.
[10] Иоанн Павел II, s., Послесинодальное апостольское обращение Christifideles laici (30 декабря 1988 г.), № 32.
[11] Ср. Генеральный секретариат Синода, Vademecum для Синода о синодальности, сентябрь 2021 г., www.synod.va
[12] Ср. M. López Oropeza, «Asambleas Continentales del Sínodo, algunas novedades del Espíritu, capítulo 2», в Christus (https://tinyurl.com/3b5hy3na), 27 июня 2023 г.
[13] Ср. Франциск, Момент размышления к началу синодального пути, 9 октября 2021 г.