Жан-Пьер Боджоко SJ — Патриция Темуни

Африканская диаспора — пестрый и сложный феномен, не просто миграционное движение: в нем отражена история культурного обмена и борьбы за идентичность. Во всем мире африканцы и их потомки вносят вклад в формирование общества, зачастую в трудных условиях, демонстрируя стойкость и способность к обновлению.

В это понятие не включены потомки жертв работорговли, а только африканцы, покинувшие родную землю добровольно или вынужденно. Таким образом, африканскую диаспору составляют общины из «Африки южнее Сахары», обосновавшиеся в Европе, Северной Америке, Азии, на Антильских и Карибских островах. Эти группы — важный элемент разнообразия, участники социокультурных процессов в принимающих странах. Кроме того, понятие диаспоры включает африканцев, переместившихся из родной страны в другую в пределах Африки, и тем самым проливает свет на миграцию, продолжающую влиять на современный мир.

Маршрут

Начиная с деклараций независимости в шестидесятые годы, усилилась эмиграция африканцев в Европу и Северную Америку. Изначально эмиграцию воспринимали как тормозящую развитие континента, но впоследствии увидели ее положительную сторону. Ведь общины в диаспоре оказались ключевыми двигателями африканского развития, участвуя в нем денежными переводами, инвестициями, делясь полученными знаниями. В глобальном мире с его транснациональной мобильностью такие партнерские узы играют стратегическую роль, особенно в отношениях между Севером и Югом, и в укреплении международной солидарности. В целом эти взаимодействия движутся по трем основным направлениям: местное развитие, бизнес и наука. Оказавшись в нестабильных жизненных условиях или движимые личными и коллективными надеждами, многие африканцы покидают родину ради лучших перспектив, часто идеализированных.

Начиная с семидесятых годов прошлого века[1], наблюдался массовый исход талантов из Африки: квалифицированные профессионалы убывали в Европу и Северную Америку в поисках признания и лучших возможностей. Экономический кризис восьмидесятых годов, утяжеленный программами структурного урегулирования, навязанными Всемирным банком и Международным валютным фондом, также подтолкнул многих предпринимателей к эмиграции. В последующие десятилетия новые миграционные волны были вызваны экологическими, политическими и экономическими факторами, и миграционные потоки из Африки в Северную Америку усилились.

С конца XX века африканская эмиграция стала глобальным феноменом: рассеиваются по свету, отправляясь в добровольную или вынужденную ссылку, люди из разных социальных слоев. Понятие диаспоры вполне применимо к положению этих мигрантов, сохраняющих, несмотря на удаленность, крепкую связь с родиной. Ассоциации экспатов формируются, как правило, по принципу общей страны, области или местности, поощряя культуру солидарности и ответственности. Степень интеграции в принимающее общество различна сообразно обстоятельствам: от полного включения до нестабильности и вытеснения на обочину. Каковы бы ни были жизненные условия, африканские общины в диаспоре остаются активным продолжением гражданского общества своей родной земли и служат для нее экономическим, политическим и культурным буксиром.

Эти общины играют важную роль в местном африканском развитии, прежде всего посредством экономических рычагов. Самостоятельно или в сотрудничестве с ассоциациями из северных стран они выступают с инициативами в поддержку своего родного общества: отсылают материальные блага, финансируют местные проекты, переводят денежные средства. С другой стороны, квалифицированные работники-мигранты содействуют экономическому развитию принимающей страны. Кроме того, современные технические достижения позволяют диаспоре активно участвовать в укреплении научного и технологического потенциала Африки. Африканский континент мог бы ускорить свое развитие, мобилизуя эти финансовые и человеческие ресурсы, тем самым сокращая зависимость от внешней помощи и от торговли с северными странами. Чтобы выйти из перманентного кризиса, руководители должны разглядеть эту возможность и использовать диаспору как стратегический маховик. А это значит оценить потенциал ее членов и переменить положение Африки в глобальной системе, присоединившись к движениям за более справедливую глобализацию[2].

С какими препятствиями сталкиваются африканские общины в диаспоре?

Перед членами африканских общин в диаспоре стоят сложные проблемы, включая расизм, дискриминацию и социальную изоляцию[3]. Эти проблемы затрагивают не только повседневную жизнь, но и будущее, возможности и способность влиять на общество, в котором эти люди живут. Порой их вытесняют на обочину, тем самым стабилизируя неравенство, не давая разорвать порочный круг маргинализации и отвержения. Африканцам в диаспоре мешают интегрироваться расизм и дискриминация. Эти явления не ограничиваются отдельными эпизодами, но складываются в устойчивую систему.

Часто расизм становится системным, накладывая отпечаток на полицию, правосудие, образование и рынок труда. Самый очевидный пример — выборочная проверка документов полицией. Исследования показывают, что черных мужчин или арабов останавливают в 20 раз чаще, чем белых[4]. Еще один пример системного расизма — дискриминация в плане доступности жилья для иммигрантов, от нее страдают 45 % населения диаспоры. Эти иммигранты рассказывают, что им всегда очень трудно найти жилье[5]. Общины в диаспоре постоянно сталкиваются со стереотипами, вытеснением на обочину, экономической дискриминацией и насилием. Все эти факторы мешают интегрироваться и стать признанным членом общества. 45-летняя женщина, проведя большую часть жизни в Европе, главным образом во Франции, свидетельствует именно об этом. Она эмигрировала в девяностые годы и училась в школах, где часто была единственной африканкой. Если одноклассники относились с любопытством или сдержанно к ее инаковости, то от взрослых исходила в основном дискриминация, в глазах читались предрассудки. После купания часто звучали остроты о курчавых волосах и цвете кожи. Такие замечания, как «уж тебе-то точно не надо загорать», повторяясь снова и снова, говорили о том, что ее — такую как есть, необычную — окружающие подспудно отвергают. Подобные истории, хотя и личные, отнюдь не исключительны. Они показывают, насколько прочно расизм и дискриминация вписаны в нашу повседневность, часто прокрадываются с детства и никуда не уходят, проявляясь на практике.

Эти проблемы требуют коллективного осознания и принятия мер по борьбе с несправедливостью, чтобы каждый мог жить без страха быть осужденным или отвергнутым из-за своего происхождения. Именно в этом смысле следует понимать «План действий ЕС против расизма 2020–2025»[6]. Он показал, что этническое происхождение — главный фактор дискриминации, когда речь идет о приеме на работу, о доступе к жилью, образованию, благам и услугам. План предусматривает ряд рабочих инструментов, в их числе более эффективное применение европейского права, большее кадровое разнообразие в Союзе и усиление соответствующей активности на национальном уровне в государствах-членах. В этих обстоятельствах общины диаспоры играют важную роль в борьбе против расизма и дискриминации, выступая с инициативами по повышению осознанности, обличению несправедливости и оказанию давления на европейские правительства, чтобы те проводили более инклюзивную политику.

Аналогичная государственная мера в защиту прав меньшинств — закон против расизма и дискриминации в Соединенном Королевстве (Equality Act 2010)[7]. Но эффективность таких мер зависит зачастую от гражданской ответственности и от давления, оказываемого ассоциациями и активистами. Общины диаспоры — в авангарде этой борьбы: проводят кампании в соцсетях и манифестации, создают организации, требующие справедливости для всех.

Роль африканской диаспоры

Общины африканской диаспоры активны в разных сферах как в принимающих странах, так и в родных. Очень влиятельные в странах нынешнего проживания, они плодотворно работают в таких секторах, как экономика, культура, политика, социальная и технологическая инновация[8].

Что касается экономики и предпринимательства: члены диаспоры создают предприятия, инвестируя в стратегические секторы и внося существенный вклад в экономический рост принимающих стран. Многочисленные предприниматели-африканцы запускают успешные проекты в модном бизнесе, в сфере технологий и финансов. Что касается перевода денежных средств: общины в диаспоре ежегодно направляют огромные суммы в родные страны. Согласно докладу, опубликованному в декабре 2023 года, денежные переводы в Африку южнее Сахары достигают 54 миллиардов долларов, заметно растут финансовые потоки в Мозамбик (+48,5 %), Руанду (+16,8 %) и Эфиопию (+16 %)[9]. В 2024 году прогнозировали, что денежные переводы от мигрантов в развивающиеся страны достигнут 685 миллиардов долларов, то есть превысят совокупный объем прямых внешних инвестиций и государственной помощи развитию[10].

Общины диаспоры инвестируют и в принимающих странах. В области технологических инноваций африканские инженеры и разработчики играют важную роль, особенно в секторах финансовых технологий и искусственного интеллекта.

Следует помнить и о том, что эти общины вносят существенный вклад в обогащение глобальной культурной жизни, будучи творчески активны в музыке, литературе, кинематографе и изобразительных искусствах. В силу этого африканские общины занимают центральное место в культурной панораме принимающих стран, успешно содействуя обогащению национального достояния и вынося на обсуждение яркие и самобытные художественные высказывания. Через литературу, кино и музыку африканские общины помогают по-новому посмотреть на общество, в котором живут, делясь опытом миграции и принадлежности к диаспоре. Эта художественная продукция работает как средство межкультурного общения, содействуя глубокому взаимопониманию и переосмыслению добрососедства в мультикультурном контексте[11].

Такие певцы, как GIMS, Бурна Бой и Айя Накамура, способствуют распространению африканской музыки по всему миру. Африканские режиссеры и актеры участвуют в международных проектах, рассказывая африканские истории на языке кино. Писательницы Чимаманда Нгози Адичи [12] и Леонора Миано[13] исследуют темы, связанные с идентичностью и опытом диаспоры.

Общины в диаспоре оказывают заметное влияние на политическую жизнь: Нгози Оконджо-Ивеала, известный нигерийский экономист, ныне генеральный директор Всемирной торговой организации (ВТО), влияет на глобальную экономическую политику; Мамаду Диуф из Сенегала, историк и профессор в Колумбийском университете, принял участие в дискуссии об африканской политике и международных отношениях; Тиджан Тиам, уроженец Кот-д’Ивуара и бывший исполнительный директор Crédit Suisse, оказал влияние на экономическую и финансовую европейскую политику; Лейма Гбови из Либерии, активистка в борьбе за мир и социальную справедливость, играет важную роль в процессах примирения и развития; Мо Ибрагим, предприниматель и филантроп, уроженец Судана, основал Mo Ibrahim Foundation в поддержку грамотного управления странами в Африке.

Общины диаспоры участвуют в социальных инициативах, в том числе в политике и в сфере гражданской активности. Здесь они выступают за инклюзивную политику и признание прав иммигрантов; создают ассоциации в поддержку интеграции и межобщинной солидарности[14]. Некоторые члены общин занимают политические посты и влияют на принятие решений на правительственном уровне. Кроме того, африканские интеллектуалы и деятели науки вносят заметный вклад в исследования и образование в странах своего пребывания: читают лекции в престижных университетах и развивают науку, в то же время упрочивают сотрудничество между африканскими и международными институтами; оказывают поддержку молодым африканским талантам посредством образовательных программ и стипендий[15].

Что касается культурной интеграции в странах пребывания, важно подчеркнуть, что африканские общины используют гибридный подход: усваивают традиции принимающей страны, но и продолжают сохранять свое культурное наследие. Эта динамика порождает особую «диаспорную» идентичность, в которой уживаются вместе африканские и местные влияния. Несмотря на процесс интеграции, члены диаспоры сберегают свои традиции с помощью таких элементов, как язык, кухня, религиозные практики и праздничная культура; создают общинное пространство, где поощряется обретение и передача нынешнего наследия будущим поколениям. Очень важно сохранять культуру, чтобы поддерживать связь с африканскими корнями, хотя и приспосабливаясь к особенностями принимающей страны[16].

Ключевой вопрос, очень интересующий африканцев в диаспоре, — вернуться ли в свою страну. Как подчеркивает исследователь Муса Хисейн Муса, возвращение на родину — сложное решение, продиктованное как внутренними, так и внешними причинами. Внутренние связаны с поиском возможностей на экономическом и профессиональном уровне. Улучшение условий труда и востребованность знаний и умений приводят на рынок труда тех, кто хочет самореализоваться и внести вклад в экономическое развитие. Среда, благоприятная для предпринимательства и новаторства, тоже может играть определяющую роль.

Внешние причины — сильное патриотическое чувство и желание участвовать в прогрессе, несмотря на экономические и политические препятствия.

Некоторые члены диаспоры принимают решение вернуться в родную страну по убеждению, ими движет ясное патриотическое сознание, побуждая включаться в проекты по совершенствованию местного общества и местной экономики. Это решение в большой мере обусловлено экономическим климатом и политической стабильностью в родной стране. Безопасная обстановка и обилие возможностей для роста способствуют возвращению эмигрантов на родину, а продолжительная нестабильность — препятствует.

В конечном счете африканская диаспора занимает важное место в процессе развития континента. При надлежащей поддержке возвращение мигрантов на родину может стать решающим импульсом для экономического роста и улучшения социальной обстановки в их родных странах[17].

Заключение

Общины африканской диаспоры, сложные и диверсифицированные, играют значимую роль и в принимающем обществе, и в родных странах. Рассеяние африканцев по всему миру содействует культурному обмену и взаимному узнаванию, хотя мигрантам приходится сталкиваться с такими тяжкими проблемами, как расизм и социальная маргинализация. Несмотря на это, африканские общины остаются движущей силой в самых разных областях, от искусства до науки. Внимание к своим корням претворяется в художественные произведения и побуждает объединяться в ассоциации, что укрепляет связь с Африкой. Эти общины также способствуют усилению позиций своего континента на международной арене. Их будущее зависит от того, сумеют ли признать их важную роль и улучшатся ли условия для интеграции, дающие зеленый свет всецелому развитию.

Как бы то ни было, общины в диаспоре не останавливаются перед препятствиями, напротив — служат катализатором развития во многих сферах: от искусства и литературы до бизнеса и науки. Благодаря своему усердию и прочной связи с корнями они на практике поддерживают отношения с родным континентом: участвуют в культурных событиях и общих делах, оказывают поддержку развитию. С другой стороны, их ключевая миссия — «продвигать» Африку и строить мосты между разными странами.

Будущее общин в диаспоре зависит от надлежащей оценки их вклада и от создания более инклюзивных условий, благоприятных для их всецелого развития как в принимающих странах, так и во взаимодействии с Африкой. Они не просто общины в рассеянии, а коллективное целое, которое вопреки препятствиям действует плодотворно, неся с собой обновление и надежду. Определяет африканскую диаспору не только рассеяние по всему свету, но и крепкая привязанность к своей идентичности, к своему прошлому и будущему.

***

ПРИМЕЧАНИЯ:

[1] Это эпоха военных режимов и зарождения диктатур в Африке: в Заире, Центральноафриканской империи, Уганде, Экваториальной Гвинее и т. д.

[2] Ср. Y. Assogba, Diaspora, mondialisation et développement de l’Afrique, в Nouvelles pratiques sociales 15 (2002/1) 98–110 (www.erudit.org/fr/revues/nps/2002-v15-n1-nps683/008263ar).

[3] Ср. V. Fourreau, Les Européens d’origine africaine toujours très discriminés, 26 октября 2023 г., https://fr.statista.com/infographie/31138/discrimination-personnes-origine-africaine-europe

[4] Ср. Enquête sur l’accès aux droits — volume 1 — Relations police/population: le cas des contrôles d’identité», 20 января 2017 г., https://tinyurl.com/j4b4n36x

[5] Ср. Enquête sur l’accès aux droits — volume 5 — Les discriminations dans l’accès au logement, 14 декабря 2017 г., https://tinyurl.com/yy95wvmr

[6] Ср. Европейская Комиссия, EU Anti-racism Action Plan 2020-2025, https://tinyurl.com/yw5umyre

[7] Ср. Equality Act 2010, www.legislation.gov.uk/ukpga/2010/15/introduction

[8] Ср. I. Amadou Dia, Mobilisation et engagement de la diaspora au service du développement du pays d’origine: contraintes et opportunités et implications en termes de politiques, www.acsrm-au.org/wp-content/uploads/2024/01/mobilisation_engage_diasp_dev_IAD.pdf

[9] Ср. Groupe de la Banque Mondiale, La croissance des envois de fonds des migrants se poursuit mais ralentit en 2023, 18 декабря 2023 г., https://tinyurl.com/4syh253y

[10] Ср. D. Ratha — S. Plaza — E. Ju Kim, En 2024, les envois de fonds des migrants vers les pays en développement devraient atteindre 685 milliards de dollars et dépasser le montant cumulé des IDE et de l’APD, 18 декабря 2024, https://blogs.worldbank.org/fr/voices/envois-de-fonds-migrants-2024

[11] Ср. AXE III: Enjeux et représentations culturelles, https://diaspafrique.hypotheses.org/axes-de-recherche/axe-iii-enjeux-et-representations-culturelles

[12] Ср. Radiofrance, L’écrivaine Chimamanda Ngozi Adichie: “Ce qui m’intéresse c’est la vie des femmes, pas la théorie féministe”, 27 марта 2025 г., https://tinyurl.com/2mxsuf7e

[13] Ср. A. Bal Ba, Léonora MIANO, écrivaine quête de guérison, 12 января 2025 г., https://tinyurl.com/35hxp993

[14] Одна из таких ассоциаций — Black Cultural Archives (Bca). Ср. https://blackculturalarchives.org

[15] Ср. Les 10 plus grandes diasporas africaines dans le monde, https://oeildafrique.com/enquetes/les-10-plus-grandes-diasporas-africaines-dans-le-monde

[16] Ср. D. Gakunzi, La diaspora africaine en Europe, 30 ноября 2017 г., www.parisglobalforum.org/2017/11/30/diaspora-africaine-europe

[17] Ср. M. Hissein Moussa, La Diaspora Africaine et la Question de Retour: Motivations, Défis, Piège, Enjeux, https://tinyurl.com/yk3xrw78