Папа Франциск оставил нас 21 апреля 2025 года в возрасте 88 лет, преподав днем ранее, в Пасхальное воскресенье, благословение и подарив последнее послание Urbi et Orbi. Он даже в последний раз проехал на папамобиле по площади Святого Петра, приветствуя паломников. 13 марта исполнилось 12 лет его понтификата. Справедливо, что Церковь чувствует себя осиротевшей, и это говорит нам о том, что Церковь — семья, община, принадлежность, чувства. Церковь ощущает себя осиротевшей и одновременно благодарной. Поэтому редколлегия La Civiltà Cattolica в эту минуту вместе со всей Церковью хотела бы выразить ему признательность и благодарность.

Мы выражаем благодарность за многие поступки и слова, не оставлявшие нас безразличными, побуждавшие и ободрявшие быть последовательными христианами. Папа Франциск возвещал Евангелие словом, подкрепленным силой своих поступков. Думая об этих поступках, нельзя забывать о его близости к беженцам и мигрантам, примером чего стали визиты на острова Лампедуза — первая поездка после начала понтификата, — и Лесбос. Не забудем о его близости к больным и о посещениях тюрем. Не забудем молитву 27 марта 2020 года, в темные дни пандемии, на пустой площади Святого Петра на фоне звучащих сирен автомобилей скорой помощи. Не забудем его борьбу за мир, братство и цельное человеческое развитие, его заботу об общем доме, к чему он привлекал другие церкви и христианские конфессии, религии, мировых лидеров, как верующих, так и неверующих. Не забудем множество апостольских визитов, преимущественно на периферию, с призывами к примирению. Не забудем жесты открытости к рождающейся жизни, благословения беременных матерей. Не забудем и время, посвященное выслушиванию жертв сексуального насилия, все, что он сделал для уврачевания этой раны в жизни Церкви.

Франциск, кроме того, обогатил церковный словарь выражениями, которые сохранятся в нашей благодарной памяти. Вспомним: «Церковь — полевой госпиталь», «Церковь на выходе и на границах», о «пастырях, пахнущих овцами», о «Боге, Который никогда не устает прощать». Эти и другие подобные выражения проистекали из его глубокой убежденности, что Церковь не может не быть миссионерской, не может не возвещать и не воплощать Божие Милосердие. Мы также благодарны Папе Франциску за распространение практики распознавания и синодальности в управлении Церковью и в ее жизни. По этим причинам можно сказать, что он пользовался конкретным наглядным языком, применял на деле зримость, говорившую сердцам и умам. Народ Божий любил его потому, что понимал.

Папа Франциск очень внимательно следил за La Civiltà Cattolica, дал нашему изданию первое большое интервью и всегда проявлял понимание важности издательской деятельности. Журнал не менее внимательно наблюдал за его понтификатом: принимая его направления и приоритеты; распространяя и комментируя его документы; сопровождая в апостольских визитах; разделяя с ним повседневность. Примером служит множество посвященных Папе Франциску статей на страницах нашего издания. Мы выбрали и выделили на нашем сайте некоторые из этих текстов.

Франциск любил начинать процессы, потому что хотел, чтобы Церковь была живой и согласной рисковать. Теперь его кончина открывает решительный процесс в жизни христиан. Пришло время жить в молитве, в единстве и уповании. Мы знаем, что Господь Иисус Воскресший с нами в ладье Церкви направляет ее в открытое море и ведет действием Своего Духа. Пришло время быть по-настоящему Церковью, по-настоящему общиной, по-настоящему — семьей.

R.I.P.

La Civiltà Cattolica

Фото: Picciarella / Alamy