Паоло Гамберини SJ
В связи с 25-й годовщиной энциклики Ut unum sint Дикастерия по содействию христианскому единству опубликовала 13 июня этого года документ Епископ Рима. Первенство и синодальность в экуменических диалогах и в ответах на энциклику «Ut unum sint». Документ не преподает вероучительного наставления по вопросу о первенстве, но резюмирует ответы на энциклику Иоанна Павла II и результаты экуменических диалогов о Петровом служении. Ведомство надеется таким образом ускорить диалог, ради реформы первенства, размышляя о том, какую функцию мог бы исполнять Епископ Рима в воссоединенной Церкви.
***
Экуменический диалог между Католической Церковью и другими Церквями и христианскими общинами начался сразу после II Ватиканского Собора (1962–1965) с соборного декрета Unitatis redintegratio. Этим документом ознаменовалось официальное вступление Католической Церкви в экуменическое движение. Ярким указанием на экуменический поворот стал символический жест накануне закрытия Собора (7 декабря 1965 г.): были упразднены взаимные отлучения между Католической и Православной Церквями — осуждения, бывшие в силе с великого раскола 1054 года.
С того времени Католическая Церковь участвует во многих диалогах, преимущественно двусторонних, с другими Церквями и церковными общинами. Один из самых обсуждаемых вопросов в этих диалогах — это, конечно, папское первенство[1]. О нем косвенно упомянул Павел VI в обращении к членам тогдашнего Секретариата по содействию христианскому единству (28 апреля 1967 г.), искренне признав, что Папа — «несомненно, самое большое препятствие на пути экуменизма»[2]. Тот же факт констатирован в энциклике Ecclesiam Suam (ES) от 6 августа 1964 года, где Папа говорит: «Одна мысль, в связи с этим, Нас огорчает: именно Мы, поборники примирения, по мнению многих отделенных братьев остаемся препятствием к нему, из-за первенства чести и юрисдикции, данного Христом апостолу Петру, а Нами унаследованного. Не говорят ли некоторые: если бы не первенство Папы, отделенным Церквям легче было бы соединиться с Католической Церковью?» (ES 114).
Немногим более тридцати лет спустя, 25 мая 1995 года, опять-таки в энциклике, на этот раз посвященной экуменизму, Ut unum sint (UUS), Иоанн Павел II указал на способ устранить, хотя бы частично, это препятствие: «[найти] такую форму осуществления первенства, которая, никоим образом не поступаясь сутью миссии, откроется навстречу новому» (UUS 95). Для этого нужно переосмыслить не столько сущность, сколько форму реализации первенства. В той энциклике Папа пригласил церковных ответственных лиц и богословов из других Церквей вести с ним «на эту тему братский, терпеливый диалог», позволяющий слушать друг друга, «оставив в стороне бесплодную полемику, имея в виду только волю Христа о Его Церкви» (UUS 96).
Папа Бенедикт XVI повторил приглашение Иоанна Павла II, настаивая на различении между природой и формой осуществления первенства. Однако только Папа Франциск обозначил экуменизм как неотложную потребность для Церкви. В Evangelii gaudium (EG) Папа сожалеет, что так мало сделано для того, чтобы папство и центральные структуры Вселенской Церкви запустили свое «пастырское обращение», и признает, что «чрезмерная централизация, вместо того чтобы помогать, усложняет жизнь Церкви и ее миссионерскую динамику» (EG 32).
На призыв Иоанна Павла II (1995) официально ответили за эти годы 17 Церквей (особо упомянем Церковь Англии, Церковь Швеции и Пресвитерианскую Церковь Соединенных Штатов) и девять экуменических организаций. Отметим, что от Православных и Восточных Церквей пока не поступало официальных ответов[3]. Впрочем, надо учитывать, что вопрос о Петровом первенстве рассматривался не только в этих ответах, но и в полусотне документов в ходе диалога католиков с другими Церквями, в том числе Православными.
По ответам на призыв, содержащийся в энциклике Ut unum sint, Дикастерия по содействию христианскому единству составила документ-исследование под названием Епископ Рима. Первенство и синодальность в экуменических диалогах и ответах на энциклику «Ut unum sint»[4]. При работе над документом Дикастерии помогали эксперты: католики и представители иных христианских традиций. Получилось не вероучительное наставление по вопросу о первенстве, а компактный обзор ответов на энциклику Иоанна Павла II и результатов экуменических диалогов о Петровом служении. Дикастерия надеется таким образом ускорить диалог ради реформы первенства, ставя целью размышление о том, какую функцию мог бы исполнять Епископ Рима в условиях воссоединенной Церкви.
Историческим поводом к публикации документа стала не только 25-я годовщина (1995–2020) энциклики Ut unum sint, но и 1700-я — Никейского Собора (325–2025), отмечаемая на экуменическом уровне. Как явствует из подзаголовка к документу — Первенство и синодальность, — экуменический вопрос о первенстве Петра ассоциирован с вопросом о синодальности в Церкви. Поэтому не удивляет, что деятельность Синода (2023–2024) стала еще одним обстоятельством, благоприятным для такого документа. В Instrumentum laboris ко второму заседанию Синода (октябрь 2024 г.), в пункте 107, самые значимые плоды Синода 2021–2024 напрямую увязаны с итогами экуменического диалога о Петровом служении и упомянут документ Епископ Рима — предмет нашего рассмотрения.
Структура документа
Документ состоит из четырех частей. Первая содержит экуменическое размышление о служении Римского епископа. Здесь резюмированы ответы на энциклику Ut unum sint и результаты богословских диалогов между Католической Церковью и другими Церквями.
Во второй части рассмотрены фундаментальные богословские вопросы по данной теме. Эта часть поделена на три секции. В первой предложено обновленное и экуменическое прочтение текстов о Петре, содержащихся в Священном Писании и святоотеческом предании. Особое внимание уделено понятиям episkopē и diakonia. Во второй и третьей секциях рассмотрен богословский характер, который придает Католическая Церковь этим текстам, основывая на них определения I Ватиканского Собора о ius divinum и ius humanum, первенстве юрисдикции и папской безошибочности, как они изложены в догматической конституции Pastor aeternus (1870). Документ не ограничивается изложением соборного учения, но предлагает толкование соборных определений, на что указывают сами заголовки двух секций (ср. 2.3.1. и 2.3.2).
В третьей части представлены перспективы для служения единства в воссоединенной Церкви. Здесь ставятся вопросы: необходимо ли вселенское первенство Церквям будущего? Каковы критерии, церковные модели и принципы для конкретной реализации служения единства?
В четвертой части документа изложены практические предложения или запросы, обращенные к Католической Церкви другими Церквями. В этой части также выходит на первый план герменевтика определений I Ватиканского Собора. Католическая Церковь намеревается запустить вместе с другими Церквями процесс распознавания, чтобы служение Римского епископа не осталось в изоляции от коллегиального и синодального измерения, и таким образом будет превзойдена централизованная модель Церкви. В документе Синодальность и первенство во втором тысячелетии и сегодня (2023) Международная смешанная комиссия по богословскому диалогу между Католической Церковью и Православной Церковью утверждает, что, к сожалению, экклезиология, подразумеваемая догматами I Ватиканского Собора о Папе, удаляется «от канонического предания Отцов и Вселенских Соборов, поскольку пренебрегает католичностью каждой местной Церкви» (№ 3.10).
Рассматриваемый нами документ поддерживает экклезиологию соборной конституции Lumen gentium (№ 23), где сказано, что Единая, Святая и Католическая Церковь пребывает в местных Церквях и исходя из них (in quibus et ex quibus). Ни одна местная Церковь не живет изолированно, но каждая представляет собой конкретное проявление Вселенской Церкви.
В этой экклезиологической перспективе обретает фундаментальную роль для понимания Петрова первенства синодальное измерение Церкви. Обращаясь к Смешанной православно-католической рабочей группе св. Иринея (7 октября 2021 г.), Папа Франциск подчеркнул, что синодальность Церкви проявляется на трех уровнях: 1) «все», народ Божий; 2) «некоторые», применительно к епископской коллегиальности; 3) «один», Епископ Рима. Папа утверждает: «Служение первенства внутренне присуще синодальной динамике, равно как и общинный аспект, включающий весь Народ Божий, и коллегиальное измерение, относящееся к осуществлению епископского служения». Нужно пояснить — вслед за Папой Франциском повторяет Ведомство, — что на вселенском уровне Народа Божия Епископ Рима — «крещеный среди крещеных»; на местном уровне епископской коллегиальности — «епископ среди епископов» (P 16), и только на личном уровне он действует с авторитетом первенства и выступает преемником апостола Петра, председательствуя в любви над всеми Церквями[5].
Завершая документ, Ведомство резюмирует три основных пункта: 1) нужно переосмыслить, в свете самых свежих экзегетических и патристических исследований, богословскую базу текстов о Петре; неуместны «анахронистические проекции последующих вероучительных утверждений»; мы должны посмотреть внимательнее на «роль Петра среди апостолов» (VR 165); 2) требуется новое, экуменическое прочтение догматов I Ватиканского Собора, для достижения согласия о «взаимозависимости между первенством и синодальностью на каждом уровне Церкви и вытекающей отсюда необходимости осуществлять первенство синодально» (VR 171); 3) надо наметить для воссоединенной Церкви такую реализацию Петрова служения, для которой моделью будет не церковный феномен униатства[6], а синодальная экклезиология и экклезиология общения[7].
Дикастерия по содействию христианскому единству приложила к документу свои предложения по вопросу о первенстве. В первой секции приложения намечены шаги для будущих богословских диалогов между Церквями, во второй секции обозначены принципы (субсидиарность, повторная рецепция I Ватиканского Собора и синодальность) и практические наметки: как реформировать уже сейчас осуществление служения единства Римского епископа.
Главные пункты в документе
Двусторонние диалоги между Католической Церковью и другими Церквями открывают новые пути для лучшего понимания того, как реформировать осуществление Петрова первенства. Многие из ответов на энциклику Ut unum sint и результаты различных диалогов сходятся в том, что потребуется и в будущем личное служение единства для всей Церкви. Называют три причины. Первая вытекает из самого апостольского Предания, всегда отдававшего первенство чести среди Церквей Римскому Престолу (ср. VR 76–80). Вторая причина — взаимозависимость между измерением первенства и синодальным измерением Церкви (ср. VR 81–83). Первенство на всех уровнях — местном, региональном и вселенском — прочно укоренено в Предании. Третья причина — прагматичная: в мире, все более глобальном, необходимо иметь, на вселенском уровне, видимое выражение общения и единства всех Церквей (ср. VR 84–87).
В этой новой экклезиологической перспективе Католическая Церковь сможет пересмотреть догматические определения о Петровом служении, корректнее отделяя суть первенства (de iure divino) от конкретных способов, какими оно осуществлялось (de iure humano)[8]. «Также благодаря и экуменическому размышлению, различение между de iure divino и de iure humano в значительной мере превзойдено различением между богословской сутью и историческим воплощением первенства» (VR 55). В документе подчеркнуто, что выбор терминов, определяющих служение Петрова преемника, на I Ватиканском Соборе: юрисдикция ординарная, прямая и непосредственная и безошибочность — частично обусловлен культурными и политическими обстоятельствами того времени.
Во всех диалогах участники единодушны в том, что Петрово первенство не может быть верно понято в отрыве от епископской коллегиальности и от синодальности всего Народа Божия[9]. В этом смысле, с точки зрения осуществления Петрова первенства, уход Папы Бенедикта XVI «с папского поста в 2013 году, первый в современной истории», не остался без заметных последствий в экуменической сфере. Партнеры по экуменическому диалогу получили возможность увидеть, что Папа не «супер-епископ», он несет свое служение с Церковью и в Церкви, во благо всему народу Божию. Понтифик признал свою неспособность хорошо исполнять вверенное ему служение, и эта отставка «способствовала новому восприятию и пониманию служения Римского епископа» (VR 4).
Участники экуменических диалогов полагают, что служение единства для всей Церкви не может осуществляться только на личном уровне (Епископ Рима), но на каждом уровне, то есть и на местном (епископская коллегиальность), и на вселенском (ассамблея верных). То же касается юрисдикции Римского епископа по отношению к другим местным Церквям, а тем более к Патриархатам и региональным конференциям.
Документ Дикастерии ссылается на традицию первого тысячелетия, когда служение единства Римский епископ нес во взаимозависимости с двумя другими уровнями Церкви — местным и региональным, — как указано в Апостольском каноне 34 Апостольских постановлений[10].
В воссоединенной Церкви будущего необходимо вернуться к этим древним традициям и установлениям, большей частью не юридическим нормам, скорее обычаям. Формы общения первых пяти веков — сказано в нашем документе в пунктах 90–93 — могут служить источником вдохновения и сегодня. Например: литургическое поминание предстоятелей на разных уровнях Церкви (местном, патриархальном и вселенском), общее участие в таинствах других Церквей и обмен письмами.
Как утверждал еще будучи кардиналом Йозеф Ратцингер, когда Восток и Запад воссоединятся, «Рим не должен требовать от Востока более, чем как формулировали и жили в первом тысячелетии» (VR 16). Однако было бы анахронизмом — уточняет далее Ратцингер — вернуться к традиции первого тысячелетия, не соединив ее с наработками второго, то есть следует признать за предстоятелем на вселенском уровне достаточную меру власти, чтобы отвечать на современные вызовы и выполнять сложные обязанности, связанные с его служением единства.
Епископ Рима: Патриарх Запада
Размышляя над взаимозависимостью местной и региональной Церкви и между ними и Римским Престолом, авторы документа говорят о необходимости заново определить и оценить роль епископских конференций не только на региональном уровне, но и на континентальном. Этот запрос исходит не только от западных и восточных экуменических партнеров, но и от самого Понтифика. В Evangelii gaudium Папа Франциск напоминает учение II Ватиканского Собора (ср. Lumen gentium [LG], № 23), призывающего усилить роль епископских конференций аналогично древним патриархальным Церквям, придав им «также некоторую подлинно вероучительную власть» (EG 32). И Папа Франциск прибавляет, что «чрезмерная централизация, вместо того чтобы помогать, усложняет жизнь Церкви и ее миссионерскую динамику» (там же).
Присоединяясь к пожеланиям Папы Франциска и Православных Церквей, авторы документа предлагают восстановить пятивластие (пентархию) или расширить, «проведя своего рода параллель между патриархатами и епископскими конференциями» (VR 128), но не только. Дикастерия также предлагает создавать «новые патриархаты» или «большие Церкви», отдельные от латинской Церкви, согласно намерению кардинала Ратцингера, различавшего «патриархальную» функцию Римского епископа от функция предстоятеля[11].
В воссоединенной Церкви тип отношений между Церквями Востока и Римской Церковью должен принципиально отличаться от ее отношений с другими Латинскими Церквями. Включение в Папском ежегоднике титула «Патриарх Запада» (удален в 2006 году при Бенедикте XVI) в перечень функций Римского епископа продиктовано именно экуменическими намерениями, как подчеркнул кардинал Курт Кох, префект Дикастерии по содействию христианскому единству, в ходе презентации документа в пресс-центре 13 июня 2024 года[12]. Как Патриарх Запада, Епископ Рима осуществляет юрисдикцию только над Латинскими Церквями, не над Восточными. В будущем Православные Церкви, равно как и прочие Церкви и церковные общины Запада, должны сохранить право и возможность управлять своей жизнью согласно собственным традициям и дисциплине.
Эта разница между Востоком и Западом в их церковных отношениях с Римом позволит яснее осветить самое главное в осуществлении первенства. Папа — преемник Петра, поскольку Епископ Рима, а не наоборот. Поэтому Папа Франциск уже в тот вечер, когда был избран (13 марта 2013 г.), в речи перед благословением «городу и миру» подчеркнул, что «обязанностью конклава было дать епископа Риму», чтобы у римской епархиальной общины был свой епископ. И Франциск прибавил, что эта местная Церковь «председательствует в любви над всеми Церквями», по словам св. Игнатия Антиохийского и св. Иринея[13].
Начиная с Никейского Собора (325 г.), за престолом и епископом Рима признавали первенство (protos и primus inter pares) относительно двух других престолов — в Александрии и Антиохии[14]. Однако Ведомство в своем документе считает важным напомнить, что первенство Римского епископа над другими Церквями как на Востоке, так и на Западе, не осуществлялось единообразно, но различалось в зависимости от сфер его влияния и от того, каким образом оно реализовывало Предание Церкви в различных местных Церквях (ср. VR 95).
В ходе веков к титулу Римского епископа прибавились другие: пастырь всей Церкви, глава епископской коллегии, Патриарх Запада, примас Италии, архиепископ и митрополит Римской Церкви, суверен Града Ватикана. Чтобы найти форму осуществления первенства, уместную в «новой» церковной ситуации, нужно будет четко различать эти разные функции. Их смешение в прошлом привело к тому, что служение Петра стало «препятствием», а не «путем» к единству Церкви.
Обновленная соборная герменевтика
И во второй, и в четвертой частях документа обозначена необходимость пересмотреть I Ватиканский Собор в свете Второго, вписав Петрово первенство в контекст епископской коллегиальности (ср. LG 18). Обновление структур управления Церковью, какого желал уже Павел VI, а Папа Франциск сейчас намерен провести (ср. VR 2), состоит в том, что II Ватиканский Собор будет истолкован в свете синодальности и коллегиальности. Для этого Католическая Церковь может поучиться у других Церквей. «В духе “обмена дарами”, процедуры и учреждения, уже существующие в других христианских общинах, могут послужить источником вдохновения» для Католической Церкви (ср. VR 180).
Согласно методологии восприимчивого экуменизма[15], каждая Церковь лучше понимает себя в свете даров, вносимых другой церковной традицией в экуменический диалог. «Этот “обмен дарами” можно применить и к осуществлению первенства. В самом деле, если католики верят, что уникальная роль Римского епископа — это ценный дар Божий во благо всей Церкви, то диалоги показали, что есть достойные принципы осуществления первенства в других христианских общинах, и с этими принципами католикам не мешало бы ознакомиться» (P 3).
Синодальность «ad intra»
В экуменические намерения Католической Церкви охотнее поверят партнеры по диалогу, если она сумеет реализовать синодальность внутри себя — ad intra: «Церкви и церковные общины как на Востоке, так и на Западе, внимательно смотрят на модель общения и первенства в Католической Церкви ad intra как на модель или испытательный полигон для ее намерений, обращенных вовне, ad extra, в экуменическом поле» (VR 153). Осуществление синодальности Католической Церковью смещает внимание с центра на периферию, где раскрывается разнообразие и жизненная сила местных Церквей и Народа Божия. Эта децентрализация позволит Церкви понимать себя уже не самодостаточно, а в динамике миссии, выполняемой через субсидиарность на разных уровнях Церкви: вселенском, региональном и местном.
Вместе с размышлением над статусом епископских конференций (ср. EG 32), документ Дикастерии упоминает совет кардиналов, обычно именуемый C9, созданный Папой Франциском в 2013 году; этот совет «может стать первым шагом к постоянной синодальной структуре управления на уровне всей Церкви, при активном участии местных епископов» (P 22).
Синодальность «ad extra»
Экуменический путь, на который вступила Католическая Церковь по итогам II Ватиканского Собора, позволяет переосмыслить осуществление первенства Петрова как служение единству Церквей. Неоднократно в ответах на энциклику Ut unum sint звучит обращенная к Папе — как служителю единства — просьба созвать ассамблею, «где соберутся компетентные представители Католической Церкви и Церквей, входящих во Всемирный совет Церквей» (VR 157).
Уже сейчас синодальность ad extra проявляется разными способами, в жестах символических, но очень важных, таких как совместная экуменическая молитва, посещение Рима (ad limina) представителями других Церквей и совместные миротворческие действия[16]. Англиканские и католические епископы организуют регулярные встречи как на региональном, так и на международном уровне. Желательно, чтобы православные и католические епископы одной страны или региона тоже собирались регулярно для консультаций по пастырским вопросам (ср. VR 158). В этой перспективе Дикастерия предлагает на будущее приглашать другие христианские общины на католические синодальные встречи на всех уровнях (ср. P 24).
Экуменические перспективы на будущее
В пункте 95 энциклики Ut unum sint Иоанн Павел II подчеркивает, что богословы всех Церквей играют очень важную роль в поиске форм для осуществления Петрова служения как служения любви. В приложении к нашему документу выдвинут ряд предложений о том, как прояснить и облегчить так называемый «диалог истины».
Во-первых, необходимо прочнее связать между собой различные богословские диалоги во избежание расхождений между их результатами, особенно когда речь идет о диалогах с Церквями Востока и с Церквями Запада. Ведь очень часто бывает, что богословы, участвующие в определенном диалоге, не знакомы с другими диалогами. Поэтому необходим «диалог между диалогами», чтобы точнее согласовать плоды трудов смешанных комиссий по вопросу о первенстве.
Второе предложение касается прояснения терминологии, используемой в диалогах. Синодальность, соборность, коллегиальность и первенство или управление — слова, не всегда применяемые однозначно и последовательно в документах.
Ведомство предлагает вовлечь всю Церковь в осмысление результатов экуменических диалогов не только посредством дискуссий между экспертами, но при участии верных, богословов и пастырей, а также богословских факультетов и местных экуменических комиссий.
Наконец, пленарная ассамблея Дикастерии предлагает (ср. P 32) членам смешанных комиссий не ограничиваться обсуждением вероучительных расхождений из прошлого, но рассматривать экуменические отношения между Церквями как подлинный locus theologicus. Диалог истины нельзя отделять от диалога жизни и любви (ср. P 10).
Авторитетность документа
Завершая эту презентацию документа Епископ Рима, необходимо поставить вопрос о его учительной силе. Прежде всего, надо сказать, что редко Святой Престол официально отвечает на экуменические документы. До сих пор исключениями были ответ Конгрегации доктрины веры на документ Международной англикано-римокатолической комиссии (ARCIC I) о Евхаристии и священнослужении (1991) и ответ той же Конгрегации на Совместное заявление католиков и лютеран об оправдании (1999). Следует также упомянуть два ответа Совета по содействию христианскому единству на документы комиссии «Вера и конституция» Всемирного совета Церквей. Первый ответ — в 1987 году на документ Крещение, евхаристия и священнослужение; второй — в 2019 году на документ Церковь в пути к общей точке зрения.
Руководство по применению принципов и норм экуменизма (1993) утверждает, что заявления комиссий по диалогу «сами по себе ценны в силу компетентности и статуса авторов. Однако эти заявления не обязывают Католическую Церковь, пока не одобрены компетентными церковными властями» (№ 178). Это значит, что документ-исследование не имеет никакого учительного веса и не преподает вероучительного наставления: это только компактный обзор результатов экуменических диалогов о первенстве Петра.
Префект Ведомства кардинал Кох в Предисловии к документу утверждает, что речь идет об исследовании, «которое не пытается ни исчерпать тему, ни резюмировать католическое учение о ней. Цель документа — объективно подвести итоги недавних экуменических бесед на эту тему, размышляя над находками, но и над ограничениями диалогических документов». Тот факт, что Папа Франциск одобрил документ к публикации, безусловно придает ему авторитетность, обязывающую лишь в той мере, в какой документ согласуется с католическим учительством.
Этот документ Дикастерии получил широкую поддержку, и немало было предложено улучшений. Хвалят его структуру, в частности — методологию повторной соборной рецепции и восприимчивого экуменизма. Импульс к применению этой методологии исходит из самой энциклики Ut unum sint, где Иоанн Павел II просит церковных руководителей и богословов вступить с ним в братский диалог о первенстве, «[слушать друг друга] избегая бесплодной полемики, имея в виду только волю Христа о Его Церкви», и «[искать] вместе формы, в каких это первенство может реализоваться как служение любви, признаваемое и одними, и другими» (UUS 95; выделение в тексте наше). Эти пожелания исполнятся, если Католическая Церковь внутри себя (ad intra) будет и дальше идти по тому церковному пути реформирования управленческих структур, которому дал начало Папа Франциск синодальными трудами 2023–2024 годов (ср. подготовительный документ «Ради синодальной Церкви: общение, участие и миссия»).
Этот документ Дикастерии по содействию христианскому единству представляет собой важный шаг вперед в поиске новых форм для осуществления первенства Римского епископа. «[Как] синодальность, так и экуменизм — процессы “движения вместе”» (VR 5). В этом новом контексте, экуменическом и синодальном, согласно пожеланию Иоанна Павла II, папство уже не непреодолимое «препятствие», а «путь» к единству Церкви.
***
ПРИМЕЧАНИЯ:
[1] Католическая Церковь участвует в 13 двусторонних диалогах с другими Церквями и общинами и в многостороннем диалоге с комиссией Вера и конституция Всемирного совета Церквей.
[2] Павел VI, св., Экуменическая деятельность Секретариата по содействию христианскому единству, в Insegnamenti di Papa Paolo VI, vol. V, Città del Vaticano, Tipografia Poliglotta Vaticana, 1967, 193.
[3] С документом Епископ Рима и другими документами двусторонних диалогов можно ознакомиться на сайте Дикастерии по содействию христианскому единству (www.christianunity.va). Список ответов на Ut unum sint от Церквей и экуменических организаций представлен в числе источников документа.
[4] Далее документ будем обозначать аббревиатурой VR, за ней следует номер параграфа. Предложения Дикастерии по содействию единству христиан, приложенные к документу, будут обозначены сокращением P, с номером приложения.
[5] Ср. Франциск, Речь в 50-ю годовщину учреждения Синода епископов, 17 октября 2015 г.
[6] Под термином «униатство» понимают вхождение некоторых Восточных Церквей под юрисдикцию Римской Церкви: ср. Баламандский документ (1993) Международной комиссии по богословскому диалогу между Католической Церковью и Православной Церковью: «Униатство, метод объединения в прошлом, и нынешние поиски полного общения».
[7] Служение единства Римского епископа должно будет осуществляться с учетом его различных форм ответственности: патриархальной в Западной Церкви и первенствующей в общении Церквей как Западных, так и Восточных; следует признать и за другими Западными Церквями, ныне не находящимися в общении с Римским Престолом, определенную автономию, как в случае с Церквями, возникшими в результате Реформации XVI века.
[8] Документ Дикастерии цитирует в связи с этим пункт 12 текста Конгрегации вероучения Первенство преемника Петрова в служении Церкви (1998), где сказано, что конкретное содержание осуществления Петрова служения зависит от обстоятельств места и времени и от того, что требуется для единства Церкви: «Больший или меньший диапазон этого конкретного содержания зависит в каждую историческую эпоху от necessitas Ecclesiae (от того, в чем нуждается Церковь). Святой Дух помогает Церкви узнать эту нужду, а Римский Понтифик, слушая голос Духа в Церквях, ищет ответа и предъявляет его, когда и как считает уместным».
[9] Несмотря на предварительное пояснение к Lumen gentium (№ 4), истина по-прежнему в том, что Епископ Рима не может ординарно (т. е. в обычном, рядовом порядке) исполнять свое служение в одиночку. Например, обязанность предохранять Церковь от ошибок (infallibilità) принадлежит всей Церкви: с чувством веры (sensus fidei) Народа Божия, безошибочного в вере, — как напоминает Evangelii gaudium в пункте 19, — и с ординарным учительством епископов.
[10] «Епископы каждого народа [этноса] должны знать первого [protos] из них, и почитать его главой, и не делать ничего важного, не узнав его мнение, и пусть каждый распоряжается только в тех делах, что касаются его округа и территорий, зависимых от округа; но и тот [первый, или глава] пусть не делает ничего, не узнав мнение всех: тогда будет согласие и прославится Бог, Отец, Сын и Святой Дух» (канон 34). Кроме того, сардикийские каноны 343 года н. э. отдают предпочтение престолу Римского епископа в вопросах права на апелляцию между Церквями. То же можно сказать о первых Вселенских Соборах. Хотя Римский епископ никогда их не созывал и даже лично не возглавлял, он «был плотно вовлечен в процесс принятия соборных решений» (VR 105).
[11] Ср. J. Ratzinger, Das neue Volk Gottes, Düsseldorf, Patmos, 1969, 142.
[12] Ср. www.christianunity.va
[13] Ср. VR 94.
[14] Начиная с Константинопольского Собора (381 г.), в список патриархальных Церквей включается императорский город, ставший новым Римом. Порядок перечисления в пентархии становится следующим: Рим, Константинополь, Александрия, Антиохия, Иерусалим.
[15] Метод восприимчивого экуменизма базируется на том, что каждая Церковь может учиться, сохраняя свою целостность, у другой Церкви, и они «вместе» достигнут полноты Церкви Христовой. Этот метод хорошо проиллюстрирован в документе Walking Together on the Way третьей Международной англикано-римокатолической комиссии (ARCIC III).
[16] Очень важным стало посещение Папой Франциском 16 апреля 2016 года мигрантов на греческом острове Лесбос вместе со Вселенским Патриархом Варфоломеем I и православным архиепископом Афин и всей Греции Иеронимом. Еще одно значимое событие — паломничество Папы Франциска в Южный Судан с 3 по 5 февраля 2023 года вместе с архиепископом Кентерберийским Джастином Уэлби (англиканин) и модератором генеральной ассамблеи Церкви Шотландии Иэном Гриншилдсом (пресвитерианец) с намерением помочь в разрешении текущих конфликтов в этом африканском государстве. Экуменическую синодальность продемонстрировали многочисленные совместные молитвы, например: участие Иоанна Павла II вместе с примасом Англиканского сообщества в молитве в Кентерберийском соборе (29 мая 1982 г.); экуменическая молитва в Бари (7 июля 2018 г.) о мире на Ближнем Востоке; открытие XVI Очередной генеральной ассамблеи Синода епископов (30 сентября 2023 г.). Еще один важный знак синодальности ad extra — периодические визиты ad limina (в Рим) католических епископов, сопровождаемых англиканскими епископами соответствующих епархий. 2 мая 2023 г. Папа Франциск дал частную аудиенцию примасам Англиканского сообщества и говорил о работе, проделанной за последние 50 лет Международной англикано-римокатолической комиссией (ARCIC). А также: Павел VI (1967), Иоанн Павел II (1979), Бенедикт XVI (2006) и Папа Франциск (2014) посещали Фанар, резиденцию Вселенского Православного Патриарха.