Джакомо Коста SJ

Быстро движется вперёд Синод 2021–2024, «Ради синодальной Церкви. Общение, участие, миссия». В статье представлены три направления «текущей работы». Первое связано с ключевым вопросом второй сессии: «Как быть синодальной Церковью в миссии?». Второе — принятие ряда предложений от Ассамблеи и учреждение исследовательских групп по 10 темам, обозначенным в Рабочей схеме. Третье направление — о том, что каждая поместная Церковь должна поддерживать синодальную динамику в своей повседневной жизни. Автор — специальный секретарь XVI Очередной генеральной ассамблеи Синода епископов и президент Культурного фонда св. Фиделия в Милане.

***

Быстро движется процесс Синода 2021–2024 «Ради синодальной Церкви. Общение, участие, миссия». Уже пройдено немногим больше половины пути между первой сессией XVI Генеральной ассамблеи Синода епископов (4–29  октября 2023 года) и второй, которая состоится в Риме со 2 по 27 октября 2024 года. «Текущей работы», конечно, много, и темпы порой резко ускоряются. Поэтому речь о Синоде может показаться обрывочной. Чтобы этого избежать, полезно будет окинуть единым взглядом разные направления работы и описать каждое в рамках общей системы координат. Этой цели посвящены последующие страницы.

Отправной точкой может быть только смысл совокупного синодального процесса, имеющего целью сделать Церковь более способной «идти вместе», чтобы исполнять свою миссию — возвещать Евангелие осмысленно и убедительно мужчинам и женщинам нашего времени. Сердцевина Синода — миссионерская динамика, без неё можно было бы сказать, что Церковь всего лишь смотрится в зеркало и упорядочивает функционирование своего аппарата. Но дело обстоит не так. Все текущие дела подчинены миссионерскому импульсу и без него не будут поняты. В то же время нужно учитывать специфическую природу синодального института, с его особенностями и системой ориентиров.

Природа Синода

Здесь непременный камертон — апостольская конституция Episcopalis communio (EC) о Синоде епископов, изданная Папой Франциском 15 сентября 2018 года, взамен «моту проприо» Apostolica sollicitudo, посредством которого 15 сентября 1965 года Павел VI учредил Синод епископов. Как подчёркнуто в Episcopalis communio, «хотя по своему составу и по сути это епископская организация, Синод не отделён от остальных верных. Напротив, он служит рупором для всего народа Божия, который высказывается через епископов» (EC 6). Иными словами, новая апостольская конституция даёт понять, что Синод — это церковный процесс, он не сводится к точечному мероприятию, то есть к ассамблее епископов, собранных в Риме для обсуждения определённой темы. Ассамблея, чьё подавляющее большинство по-прежнему составляют епископы (поэтому она сохраняет свой епископский характер), играет ключевую роль внутри синодального процесса, но не является ни его целью, ни конечным пунктом.

В частности, EC обозначает три фазы синодального процесса, на этой же основе выстроен Синод 2021-24[1]. Первая фаза — консультации и слушание народа Божия. В этой фазе участвовала вся Церковь от начала Синода (октябрь 2021 года) до окончания континентального этапа (март 2023 года). В динамичном диалоге на разных уровнях (местном, национальном, континентальном и вселенском) Церкви пересмотрели свой опыт, чтобы лучше понять, что значит «идти вместе» для верующих во Христа, посланных возвещать миру Его Евангелие.

Вторая фаза — распознавание: исходя из открытий и вопросов, сформулированных в ходе предыдущей фазы, стараемся понять, к каким шагам призвана Церковь для возрастания в синодальном измерении. Главное событие этой фазы — синодальная ассамблея из двух сессий. Первая работала с «зёрнами», собранными в Instrumentum laboris по итогам предыдущей фазы, и выявила ряд совпадений и расхождений, вопросов для дальнейшего изучения и последующих шагов — эту информацию Сводный отчёт (СО) предлагает вниманию всей Церкви. Вторая сессия завершит распознавание и представит его плоды Святейшему Отцу.

Наконец, третья фаза — осуществление: по итогам работы синодальной ассамблеи Папа укажет, в каком направлении двигаться, и даст местным Церквям задание «воплощать» эти указания в местных условиях или запланирует дальнейшее исследование вопросов, которые того потребуют.

Описанная схема чётко указывает на то, в чём решительно сходятся Apostolica sollicitudo и EC и что важно не терять из вида — консультационную природу Синода, изначально задуманного как инструмент сотрудничества со служением Папы. Об этом в EC сказано так: «Синод, новый по форме, но древний по духу, активно сотрудничает с римским понтификом, способами, им самим установленными, в вопросах наибольшей важности, то есть в тех, какие требуют особых знаний и мудрости во благо всей Церкви. Таким образом Синод епископов, “представляя весь католический епископат, показывает, что все епископы разделяют в иерархическом единстве заботу о вселенской Церкви”» (EC 1). Значимое место, занимаемое ассамблеей в синодальном процессе, наводит на мысль о парламентских ассамблеях, однако сходство тут обманчивое. Ведь в демократической системе парламент обладает изначальной и суверенной властью — законодательной — и в системе сдержек и противовесов входит в диалектические отношения с органами, осуществляющими исполнительную и судебную функции. Не так обстоит дело с синодальной ассамблеей, и роль понтифика не аналогична роли президента. Мы сразу в этом убедимся, когда вспомним, что Папа по уставу — председатель Синода, созывает его, устанавливает тему и принимает результаты. Институциональная архитектура Церкви — не та, что в демократических системах.

«Сводный отчёт», развязка на пути слушания и распознавания

Именно в этих смысловых рамках вырисовываются конкретные маршруты, по каким продолжает двигаться синодальный процесс. Все они непременно соотносятся со Сводным отчётом. Это не заключительный документ, а обдуманный сборник тем, поднятых в ходе дебатов на ассамблее, зафиксированных совпадений и расхождений, вопросов, требующих дальнейшего изучения, по мнению ассамблеи, и предлагаемых шагов.

В Письме к кардиналу Марио Греку, генеральному секретарю Синода, от 22 февраля 2024 года, Папа Франциск, первый читатель Сводного отчёта, указывает вселенской Церкви на несколько путей для воплощения в жизнь многообразного содержания этого текста, следуя по стопам документа «К октябрю 2024», Папой одобренного и изданного 11 декабря 2023 года. Так Папа исполняет свою функцию председателя Синода, прислушиваясь к результатам первой сессии (октябрь 2023 года), собранным в Сводном отчёте, а также присматриваясь к плодам фазы консультаций и слушания, на основе которых работала ассамблея.

Первая цель, как сказано в Письма, — позволить «ассамблее на её второй сессии полнее сосредоточить внимание на главной теме, которую я в своё время перед ней поставил, а сегодня её можно сформулировать в виде вопроса: “Как быть синодальной Церковью в миссии?”». В то же время Письмо от 22 февраля подчёркивает, что Сводный отчёт содержит более обширные стимулы, среди них «многочисленные и важные богословские вопросы, все они в разной мере связаны с синодальным обновлением Церкви и влекут за собой юридические и пастырские следствия, [которые…] по своей природе требуют углублённого изучения».

Чтобы иметь с ними дело, предусмотрен специальный маршрут, и мы к нему ещё вернёмся, а генеральному секретариату Синода вверена основная задача — гарантировать, что работы будут продолжаться слаженно и со вниманием к результатам по мере их достижения по различным осевым линиям, таким образом сессия ассамблеи в октябре 2024 года получит надлежащую корректировку.

Сосредоточить вторую сессию на теме синодальности

Итак, первое направление работы — подготовка ко второй сессии. Ключевой вопрос — «Как быть синодальной Церковью в миссии?» — задан местным Церквям во всём мире, в стиле Синода 2021–24. Как объясняет документ «К октябрю 2024», цель этой дальнейшей консультации — «обозначить пути, которыми надо идти, и инструменты, которыми надо пользоваться в разных условиях и обстоятельствах, выявляя самобытность каждого крещёного и каждой Церкви в единой миссии — возвещать воскресшего Господа и Его Евангелие сегодняшнему миру. Поэтому не ограничиваемся уровнем технических или процедурных изменений, повышающих эффективность церковных структур, но работаем над конкретными формами миссионерского служения, к которому мы призваны, в динамическом соотношении между единством и разнообразием, как и подобает синодальной Церкви».

Именно на эту миссионерскую конкретику направлены многие стимулы в Сводном отчёте, и неслучайно в нём есть глава о новом рубеже присутствия Церкви в цифровой культуре, и о том, как способствовать участию бедных в жизни Церкви, чтобы они её евангелизировали, как того требует апостольское обращение Evangelii gaudium. Вдохновляясь первыми аккордами догматической конституции Lumen gentium, ассамблея размышляет о миссии Церкви: «В мире, отмеченном насилием и размежеванием, растёт неотложная потребность в свидетельстве о единстве человечества, о его общем истоке и общей судьбе, потребность в солидарном, слаженном и братском попечении о социальной справедливости, мире, примирении и об общем доме, с преодолением того, что может нас разделять, если мы неверно понимаем привязку к месту, его жителям и его культуре» (СО 5f).

Размышления местных Церквей в ответ на ключевой вопрос станут основой для рабочего документа (Instrumentum laboris) второй сессии; таким образом, он будет укоренён в жизненном опыте народа Божия по всему миру. К этим материалам прибавятся другие, по итогам международной встречи «Приходские настоятели — для Синода» (Сакрофано [Рим], 28 апреля — 2 мая 2024), которая даст возможность услышать пресвитеров, занятых пастырским служением, и активнее вовлекать их в синодальный процесс. О необходимости этого речь шла уже неоднократно, в том числе на первой сессии.

Наконец, Instrumentum laboris вберёт в себя плоды трудов пяти рабочих групп, составленных генеральным секретариатом Синода, в них войдут эксперты разного географического происхождения, пола и церковного статуса, призванные работать синодальным методом. Эти пять групп будут сформированы в ответ на потребность, не раз высказанную в Сводном отчёте, содействовать богословскому и каноническому углублению понятия синодальности и его следствий для жизни Церкви, на разных уровнях. План работы для этих групп очерчен в документе «Как быть синодальной Церковью в миссии? Пять перспектив для богословского исследования ввиду Второй сессии XVI Очередной генеральной ассамблеи Синода епископов». К этому документу, изданному генеральным секретариатом Синода 14 марта 2023 года, рекомендуем обратиться за более подробной информацией.

Темы, составившие предмет исследования, позволяют оценить значимость вопросов, запланированных на вторую сессию, а также разнообразные исходные перспективы для работы. В частности, необходимо будет задать наш ключевой вопрос на разных уровнях церковной жизни, чтобы яснее увидеть миссионерское синодальное лицо местной Церкви, конгломератов Церквей и вселенской Церкви. На первом уровне будут рассмотрены, например, смысл и формы служения епархиального епископа, учреждение регулярных форм контроля над теми, кто исполняет служение (рукоположенными или нет), способы функционирования органов участия. На уровне конгломератов Церквей предметом исследования станут, например, устав и функции епископских конференций и перспективы церковного общения и епископской коллегиальности в континентальном масштабе. Наконец, на уровне вселенской Церкви, будем размышлять, с одной стороны, над тем, что такое Синод как учреждение, в частности: как соотносятся роль епископов и участие народа Божия во всех фазах процесса; с другой стороны — о связи между церковной синодальностью, епископской коллегиальностью и приматом римского епископа, о путях осуществления этого примата и о роли Римской курии.

Работая на этих трёх уровнях, важно также учитывать две основные перспективы, их пересекающие и задающие ориентацию. Первая перспектива касается синодального метода и связана с запросом, выдвинутым многими Церквями, которые хотят, чтобы динамика «беседы в Духе» действовала на всех уровнях церковной жизни, направляла работу органов участия и процессы принятия решений. Это согласуется и с желанием яснее обозначить духовные и литургические основания образа жизни миссионерской синодальной Церкви. Вторая перспектива требует рассмотреть соотношение между локальным характером каждой христианской общины, призванной воплощать веру в специфических культурных и социальных условиях, и набирающим силу глобальным масштабом кафоличности. В то время как восприятие пространства и связь с местом быстро модифицируются, с одной стороны, мы постигаем на опыте разнообразие культур, вследствие проявлений людской мобильности, включая большие миграционные волны; с другой стороны, вездесущая оцифровка преображает пространства и территории и требует переосмыслить связи между разными уровнями.

Не откладывая в долгий ящик

Как мы уже видели, согласно Папе Франциску, Сводный отчёт (СО) богат идеями, выходящими за рамки тематического «фокуса» второй сессии, только что проиллюстрированного. Из-за их важности понтифик без колебаний соглашается с утверждением ассамблеи о необходимости исследовать их, не дожидаясь завершения второй сессии, чтобы они не потерялись. По итогам международного совещания он выделяет 10 тем, ярко обозначенных в Сводном отчёте. В Письме от 22 февраля Папа их перечисляет и для каждой распоряжается учредить исследовательскую группу, которая будет работать по схеме, обозначенной генеральным секретариатом Синода и содержащейся в документе Исследовательские группы по вопросам, всплывшим на Первой сессии XVI Очередной генеральной ассамблеи Синода епископов и требующим рассмотрения в сотрудничестве с ведомствами Римской курии. Рабочая схема, от 14 марта 2024 года. В этих схемах преимущественно воспроизведены размышления и вопросы, вышедшие из обсуждений на ассамблее, а исследовательские группы должны завершить их изучение по возможности к июню 2025 года, но представят на вторую сессию доклад о ходе работ.

Таким образом, Церковь немедленно начинает реализовывать что-то из запросов и предложений ассамблеи, однако в той форме, какая указана в EC: «Вместе с компетентным ведомством Римской курии, а также, согласно теме и обстоятельствам, с другими ведомствами, в разных аспектах заинтересованными, генеральный секретариат Синода поощряет, со своей стороны, воплощение в жизнь синодальных установок, одобренных римским понтификом» (EC 20, c. 1). Иными словами, первая сессия уже выполнила свою задачу по консультации и сотрудничеству, дав возможность Папе Франциску обозначить направления для конкретной разработки, и дальнейшие усилия на ассамблейном уровне уже не требуются.

Если вышеназванная Рабочая схема позволяет ярче высветить очертания и цели исследования, простое перечисление 10 тем, при всей своей краткости, демонстрирует их важность для церковной жизни:

  1. Некоторые аспекты отношений между Восточными католическими церквами и Латинской церковью (СО 6).
  2. Прислушиваясь к плачу бедных (СО 4 и 16).
  3. Миссия в цифровой среде (СО 17).
  4. Пересмотр Ratio Fundamentalis Institutionis Sacerdotalis в синодальной миссионерской перспективе (СО 11).
  5. Некоторые богословские и канонические вопросы, связанные с конкретными формами служения (СО 8 и 9).
  6. Пересмотр, в синодальной и миссионерской перспективе, документов, регулирующих отношения между епископами, институтами посвященной жизни, церковными общинами (СО 10).
  7. Некоторые аспекты личности и служения епископа (в частности: критерии отбора кандидатов в епископы, судебная функция епископа, характер и проведение визитов ad limina Apostolorum) в синодально-миссионерской перспективе (СО 12 и 13).
  8. Роль Папских представителей в синодальной миссионерской перспективе (СО 13).
  9. Богословские критерии и синодальные методологии для совместного рассмотрения спорных доктринальных, пастырских и этических вопросов (СО 15).
  10. Принятие плодов экуменического пути в экклезиальной практике (СО 7).

Помимо того, что 10 тем укоренены в Сводном отчёте, что заметно уже по перечню, важно подчеркнуть, что работа этих групп в полной мере включена в синодальную динамику. Прежде всего, они будут состоять из пастырей и экспертов со всех континентов и, как уточняет Папа в Письме, примут во внимание «не только уже проведённые исследования, но и самый важный текущий опыт народа Божия, собранного в местных Церквях». Во-вторых, они будут работать «по методу, подлинно синодальному», что обязан гарантировать генеральный секретариат Синода. Так они станут мастерскими синодальности, наращивающими способность «идти вместе», слушая Святого Духа, не только во время ассамблеи, но и при практическом применении её указаний.

В этом отношении столь же знаменательно, что координировать исследовательские группы поручено ведомствам Римской курии, компетентным в разных темах, в согласии с генеральным секретариатом Синода, в духе Хирографа, подписанного Папой Франциском 16 февраля 2024 года, и апостольской конституции Praedicate evangelium, где сказано в статье 33: «Куриальные учреждения участвуют, согласно соответствующим особым компетенциям, в деятельности генерального секретариата Синода, как постановлено в уставе самого Синода, активно сотрудничающего с римским понтификом в тех формах, какие им самим назначены или будут назначены, в вопросах наибольшей важности, во благо всей Церкви». Синодальное обновление Церкви не обходит стороной Римскую курию и осуществляется в том числе посредством конкретных экспериментов с новыми формами работы.

Расширить синодальную динамику

В заключение нельзя не упомянуть третье направление работы, обозначенное в документе «К октябрю 2024»: важно, чтобы каждая поместная Церковь поддерживала синодальную динамику в своей повседневной жизни, предоставляя большему числу людей возможность непосредственно испытать её на опыте, с особым вниманием к бедным и к тем, кто остаётся на обочине общинной жизни. Синодальность призывает каждую христианскую общину прислушиваться к Духу, чтобы обновлять способы, какими она исполняет единую миссию, которую Господь поручил всем Своим ученикам.

Сводный отчёт и здесь служит оптимальным ориентиром. Прежде всего, на практическом уровне, его содержание позволяет народу Божиему приобрести новый разнообразный опыт синодальности. Ведь каждая местная Церковь призвана отыскать в Сводном отчёте пункты, наиболее значимые в её обстоятельствах, и выдвигать инициативы для их углублённой разработки (образовательные проекты, богословские исследования, богослужения в синодальном стиле, базовые консультации, слушание меньшинств и групп, живущих в условиях бедности и социальной маргинальности, площадки для обсуждения спорных вопросов и т.д.), снова прибегая к методам, успешно опробованным во время первой фазы, особенно — к беседе в Духе. Сведения о пройденном пути, какими местные Церкви пожелают поделиться, в формах, указанных в документе «К октябрю 2024», будут доступны на второй сессии.

Итак, ещё на одном уровне исполняется желание синодальной ассамблеи, ясно выраженное в Сводном отчёте: «Здесь в Риме были лишь некоторые из нас, но смысл синодального пути, объявленного Святейшим Отцом, состоит в вовлечении всех крещёных. Мы этого горячо желаем и хотим приложить усилия, чтобы сделать это возможным». По сути, есть осознание того, что синодальность — отнюдь не организационный приём, а путь, и на этом пути народ Божий встречает своего Господа, Который насыщает его Своими дарами и призывает идти дальше. «Ассамблея часто говорила о надежде, исцелении, примирении и восстановлении доверия, в числе многих даров, излитых Духом на Церковь в синодальном процессе» (СО 1 e). Благодать, допускающая крещёных к участию в тринитарном общении, предваряет и сопровождает их, посланных с миссией, и питает Церковь, когда она усердно свидетельствует о воскресшем Господе, идя вместе с женщинами и мужчинами всех времён и во всяком месте.

***

ПРИМЕЧАНИЯ:

[1]   Больше сведений о фазах Синода 2021–24, а также соответствующие официальные и вспомогательные документы доступны на сайте www.synod.va