Антонио Спадаро SJ

С 13 по 15 сентября проходил апостольский визит Папы Франциска в Казахстан, названный Понтификом «уникальной полиэтнической, мультикультурной и многоконфессиональной лабораторией», что указывает на его «особое призвание — быть страной встречи». Причиной визита послужил Съезд лидеров мировых и традиционных религий, который прошел в столице этого центральноазиатского государства, являющегося мостом между Востоком и Западом. Главный редактор нашего журнала, сопровождавший Папу во время поездки, рассказывает об этапах путешествия и о значении различных встреч с представителями власти, религиозными лидерами и католической общиной, в которых участвовал Понтифик. Глубинный смысл путешествия можно резюмировать в приглашении строить будущее, не забывая о трансцендентности и братстве.

***

В 7:15 13 сентября 2022 г. рейс, на борту которого находились Папа Франциск, сопровождающие его лица и аккредитованные журналисты, направился из аэропорта Фьюмичино в аэропорт Нур-Султан, столицу Казахстана. Так начался 38 апостольский визит Папы Франциска[1].

Располагающийся в Центральной Азии Казахстан граничит с Россией на севере и западе, с Китаем на востоке и с Киргизией, Узбекистаном и Туркменистаном на юге. Площадь территории Казахстана —2 724 900 км², численность населения — около 19 миллионов человек. Пролегающая вдоль древнего Шелкового пути, соединяющего Китай с Ближним Востоком и Средиземноморьем, территория страны исторически была заселена кочевыми народами, и сегодня ее население насчитывает около 150 различных национальностей и этнических групп.

С 1917 по 1925 г. Казахстан был частью Туркменской Советской Республики, в 1926 г. образовал автономную республику и в 1936 г. стал одной из республик СССР, независимость от которого он обрел после распада Советского Союза в 1991 г., войдя затем в состав только учрежденного Содружества независимых государств (СНГ)[2]. После распада Советского Союза Нур-Султан, тогда еще называвшийся Целиноград, был выбран в 1994 г. вместо Алматы в качестве будущей столицы Казахстана президентом Нурсултаном Назарбаевым, исходя из географических, экономических и экологических причин. Официально город становится столицей в 1997 и в марте 2019 снова меняет свое название на Нур-Султан в честь бывшего президента Назарбаева, которому он обязан своей реконструкцией и расширением[3].

Новая столица Казахстана развивается и растет, руководимая волей и желанием президента сделать из нее большой и величественный метрополис. Поэтому проект был поручен одним из самых известных архитекторов мира, таким как англичанин Норман Фостер и японец Кисё Курокава. В 2017 году здесь проходила выставка «Экспо». Город, который был основан как российский военный форпост около 1830 года, также ассоциируется с ГУЛАГом, концентрационными лагерями, которые Советский Союз создал в Казахстане для заключения политических диссидентов.

С властями: Казахстан, «Страна встречи»

Папа приземлился в Нур-Султане в 17:45 и был встречен президентом Касымом-Жомартом К. Токаевым. Из аэропорта Папа и президент направились в основанную в 2004 г. президентскую резиденцию «Акорда», что означает «белая ставка». Известные архитекторы и дизайнеры 26 различных национальностей и 10 стран мира внесли свой вклад в постройку этого грандиозного здания, возведенного с помощью самых современных методов. Дворец облицован высоко ценящимся белым итальянским мрамором и выделяется своим сине-золотым куполом, воздвигнутым на верхушке 86-метрового шпиля.

После приема во дворе резиденции и приветствия делегаций президент сопроводил Папу в Восточный зал, где состоялась частная встреча. В 19:20 Папа Франциск отправился в открытый в 2009 г. зал «Казахконцерт», центр концертно-гастрольной деятельности, уникальный как по своей акустике, так и по архитектурным решениям. Внешняя структура здания состоит из ряда изогнутых и наклонных бетонных стен, облицованных синими стеклянными панелями. Форма здания, изображающая степной цветок, ассоциируется как с подвижностью лепестков, метафорой динамичности самой музыки, так и — через наклонные, ступенчатые и изогнутые стены — с парусами корабля. Здесь прошла встреча с представителями власти, гражданского общества и дипломатического корпуса.

Президент произнес речь, в которой подчеркнул, что Папа прибыл в Казахстан «в критический момент человеческой истории»: «Семья наций балансирует на краю пропасти, поскольку геополитическая напряженность нарастает, глобальная экономика страдает, а религиозная и этническая нетерпимость становится „новой нормой”». Для этого необходимо «соединить мудрость и энергию, чтобы объединить людей вокруг идей мира, общественного согласия и взаимной поддержки». Папа обратился к присутствующим, представившись «паломником мира, ищущим диалога и единства». Наш мир срочно нуждается в том, чтобы вновь обрести гармонию, и Франциск видит ее образ в характерном традиционном музыкальном инструменте, домбре, на котором играют, защипывая две параллельные струны. Домбра «сопровождала положенные на музыку сказания и поэтические произведения, соединяя прошлое с настоящим», придавая ритм памяти страны.

На образе этого инструмента Папа построил свою речь. Ведь на протяжении истории страны звучат «ноты двух душ, азиатской и европейской, благодаря которым Казахстан получил свою миссию соединять два континента, быть мостом между Европой и Азией, звеном, соединяющим Восток и Запад». На этом инструменте, как правило, играют в сопровождении других, в симфоническом звучании, которое для Папы Франциска символизирует Казахстан, где проживает «около ста пятидесяти этнических групп, говорящих более чем на восьмидесяти языках […], с различной историей, культурными и религиозными традициями». Эта симфония делает Казахстан «уникальной полиэтнической, мультикультурной и многоконфессиональной лабораторией», открывая его «особое призвание — быть страной встречи». Религии «призваны внести особый вклад» в эту симфонию. Отсюда важность свободы вероисповедания в контексте «здорового секуляризма», который «противопоставляется разъедающему его экстремизму». Эта свобода, по мнению Франциска, является частью тех условий, которые благоприятствуют «чувству принадлежности к стране со стороны всех ее разных в этническом, языковом, культурном и религиозном плане членов», которые должны иметь свободу самовыражения для лучшего «гражданского сосуществования».

Другим связанным с домброй элементом является тот факт, что это «народный музыкальный инструмент, благодаря прекрасному звучанию которого сохраняется дух и сила народа. То же самое поручено и гражданским властям. Они первыми несут ответственность за содействие общему благу». Оно «осуществляется особым образом через поддержку демократии, которая является наиболее подходящей формой для того, чтобы власть могла встать на службу всему народу, а не только избранным». И в этом смысле Понтифик высоко оценил происходящий в стране процесс демократизации, направленный на достижение большего распределения власти[4].

В конце концов домбра — инструмент, соединяющий Казахстан с окружающими его странами, что напоминает нам о Казахстане как о «перекрестке соответствующих геополитических узлов: поэтому он играет фундаментальную роль в смягчении конфликтов». Если святой Иоанн Павел II прибыл посеять надежду сразу после трагических событий 2001 года, то Франциск приезжает в страну «во время безумной и трагической войны, возникшей из-за вторжения в Украину». Поэтому Франциск также приехал, чтобы «усилить призывы многих, кто умоляет о мире, важном пути развития для нашего глобализированного мира». «Нам нужны лидеры, — продолжил Папа, — которые на международном уровне позволяют народам понимать друг друга и вести диалог, а также возродить новый „Хельсинский дух”, стремление укреплять мультилатерализм, строить более стабильный и спокойный мир, заботясь о новых поколениях. А для этого необходимы понимание, терпение и диалог со всеми».

Впервые Франциск сослался на «Хельсинский дух». Вспомним, что в столице Финляндии в июле-августе 1975 г. прошло Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе. По этому случаю главы 35 государств — стран НАТО и Варшавского договора, нейтральных и неприсоединившихся стран — вели диалог с целью преодоления разногласий между Востоком и Западом. Это событие стало важным шагом вперед в завершении Холодной войны и противостоянии блоков. Результатом стала «Хельсинкская декларация»[5]. Следовать духу этой Декларации — значит идти в направлении, противоположном Ялтинским соглашениям, которые неоднократно подвергалась явной критике со стороны Понтифика, значит решительно утверждать намерение не поддаваться тупиковой логике военной эскалации «военных схем», отказываться от политики, основанной на сферах влияния. Значит провозглашать равные права, равенство народов и отдельной личности в соответствии с общей архитектурой международных отношений и без предвзятых привилегированных позиций.

Из зала «Казахконцерта» Папа переместился в апостольскую нунциатуру, учрежденную после восстановления дипломатических отношений между Казахстаном и Святым Престолом 17 октября 1992 года.

Съезд лидеров мировых и традиционных религий

В среду 14 сентября в 9:40 Папа направился во Дворец Независимости в Нур-Султане (насчитывающем 1 184 500 жителей), современной и футуристической столице Казахстана, которая находится на севере страны в ветреных степях.

Дворец Независимости вместе с монументом «Казак Ели», Национальным музеем Республики Казахстан, Национальным университетом искусств и мечетью Хазрет Султан входит в архитектурный ансамбль центральной площади Нур-Султана. Огромное здание трапециевидной формы из голубого стекла украшено снаружи решеткой из белых труб, напоминающей кереге, решетчатую ​​структуру стен юрты, передвижного жилища, принятого у многих кочевых народов Азии.

В конференц-зале Дворца Независимости прошла молитва в молчании, которая открыла Съезд лидеров мировых и традиционных религий (14–15 сентября). Со своего зарождения в 2003 г. это мероприятие ориентировалось на День молитв за мир, организованный в 2002 г. св. Иоанном Павлом II в Ассизи с целью утвердить позитивный вклад религиозных традиций в диалог и согласие между народами.

Президент выступил с речью, за которой последовала речь Святого Отца. Франциск говорил о братстве всех, «сыновей и дочерей одного Неба». Он напомнил, что «мы находимся на земле, через которую на протяжение многих веков проходили большие караваны; в этих местах, в том числе благодаря древнему Шелковому пути, переплелось множество историй, идей, верований и чаяний». Папа пожелал, чтобы Казахстан стал «землей встречи между теми, кто находится на расстоянии друг от друга», чтобы благодаря ему открылся «новый путь для встречи, в основе которой — человеческие отношения: уважение, чистосердечие в диалоге, непреложное достоинство каждого человека, сотрудничество. Новый путь братства, по которому мы пойдем к миру».

Речь Папы строилась вокруг фигуры поэта Абая (1845–1904)[6], который «оставил после себя творения, пропитанные религиозностью, в которых выражено лучшее, что есть в душе этого народа: гармоничная мудрость, которая жаждет мира и стремится к нему, смиренно вопрошая, всей душой желая мудрости достойной человека, которая не заключает себя в закоснелых и удушливых видениях, но готова вдохновляться разнообразным опытом». Папа был тронул прежде всего его непреходящим вопросом: «В чем красота жизни, не в том ли чтоб погружаться в глубину?» Этот поэт напомнил ему Джакомо Леопарди, который «вложил в уста пастуха из этих бескрайних азиатских степей не менее существенный вопрос: «Куда клонится мой краткий путь?» (Дж. Леопарди «Ночная песнь пастуха, кочующего в Азии»)». «Эти вопросы, — прокомментировал Франциск, — пробуждают потребность в религии, напоминают нам, что мы, люди, существуем не столько для того, чтобы удовлетворять земные потребности и устанавливать отношения исключительно экономического характера, сколько для того, чтобы вместе странствовать по жизни, обращая свой взор к Небу. Нам нужно найти ответ на самые важные вопросы, культивировать духовность; нам нужно, как пишет Абай, сохранять «живой душу и ясным ум» (см. Слово 6). «Поэтому мы нуждаемся в религии, чтобы утолить жажду мира в мире, равно как жажду бесконечности, которая живет в сердце каждого человека».

Поэтому необходимо освободиться от «жестокости, экстремизма и фундаментализма», которые порочат имя Бога посредством «ненависти, фанатизма и терроризма». Также «не допустим, — продолжил Папа, — чтобы мирское использовало в своих корыстных целях священное. Священное не должно служить опорой власти, а власть не должна опираться на священное!»

Съезд религиозных лидеров, в частности, уделяет внимание четырем мировым проблемам. Первая из них — пандемия, во время которой все мы почувствовали себя уязвимыми, нуждающимися в помощи, несамодостаточными. «Поэтому сейчас мы не можем забыть о потребности в солидарности, которую мы остро ощутили, и идти дальше, словно ничего не произошло». Не забывать о ранимости значит чувствовать себя призванными заботиться о других.

Вторая проблема — это мир. Наши дни отмечены язвой войны. «Памятуя ужасы и ошибки прошлого, объединим наши усилия, чтобы никогда больше Всевышний не оказался заложником воли земной власти», — попросил Папа. Абай утверждал, что «кто допускает зло, не препятствуя ему, тот не может считаться истинным верующим».

Третья проблема — братское принятие в мире, где «каждый день отвергаются еще не рожденные младенцы, дети, мигранты и пожилые люди. Многих братьев и сестер приносят в жертву на алтарь выгоды, окаждая кощунственным ладаном безразличия». Абай подтверждает это, говоря: «Все люди гостят друг у друга» и «сам человек — гость в этой жизни» (Слово 34).

Четвертая проблема — защита общего дома. Абай писал: «Землю очень искусно украсил Творец! Дарит свет — благодать наших теплых сердец. Мать-земля, когда люди сосут твою грудь, то на них смотрит с нежностью Небо, Отец». Франциск утверждает, что «наш общий дом разрушает эксплуататорское мышление». Оно «затмевает почтительное и религиозное видение мира, угодное Творцу».

В свете этих четырех мировых проблем Франциск призвал не стремиться к притворному уступчивому синкретизму: «Он не нужен; но будем сохранять свою идентичность, всегда готовые к принятию другого, к братской встрече. Только так, на этой дороге, в темное время, в которое мы живем, мы сможем излучать свет нашего Творца».

В завершение встречи Папа вместе с другими лидерами вышел в холл Дворца Независимости, чтобы сделать групповое фото. После чего, около 12, прошло несколько частных встреч с некоторыми из этих лидеров.

Съезд этого года был посвящен роли религиозных лидеров в духовном и общественном развитии человечества в постпандемический период. Первый съезд состоялся в столице Казахстана в 2003 г. по инициативе президента Назарбаева. На различных встречах, проводимых каждые три года (кроме нынешней, отложенной на год из-за пандемии), всегда обсуждались продвижение межрелигиозного диалога во имя мира и развития, а также важная роль религиозных лидеров в укреплении международной безопасности.

«Спасенные от укуса змеи недоверия»

После обеда, в 16 часов, Папа направился на территорию EXPO, на левый берег Нур-Султана. Это место известно благодаря прошедшей там Всемирной выставке «Экспо 2017» на тему «Энергия будущего», посвященной энергоэффективности, устойчивости, возобновляемым источникам энергии и изменению климата. Среди участников с собственным павильоном под названием Energy for the common good: Caring for our common home («Энергия ради общего блага: забота о нашем общем доме»), был и Святой Престол.

На главной площади Франциск отслужил мессу, на которой произнес проповедь. По случаю праздника Воздвижения Креста Господня Папа говорил о «ситуациях личной, церковной и общественной жизни, когда нас кусает змея недоверия, которая впрыскивает в нас яды разочарования и уныния, пессимизма и покорности судьбе, замыкая нас в нашем эго, гася энтузиазм». Но Иисус на древе креста «отнял яд у змея зла, а быть христианами — значит жить без яда: не кусать друг друга, не роптать, не обвинять, не сплетничать, не распространять злые дела, не загрязнять мир грехом и недоверием, исходящим от лукавого».

Произнеся слова благодарности после мессы, Папа Франциск сказал, что думает «о многих местах, изможденных войной, особенно о дорогой Украине», и обратился с искренним призывом: «Давайте не привыкать к войне, давайте не смиряться с ее неизбежностью», вопрошая: «Что еще должно произойти, сколько смертей следует ожидать, прежде чем конфронтация уступит место диалогу на благо людей, народов и человечества?»

«Благодать, кроющаяся в маленькой Церкви»

В четверг 15 сентября в 9 утра Папа встретился с иезуитами Российского региона. Около 10:10 он направился в кафедральный собор, посвященный Божией Матери Неустанной Помощи, центр Архиепархии Пресвятой Девы Марии. История этой церкви началась в 30-е годы прошлого века, когда жители западных регионов Украины, Белоруссии, Поволжья и других территорий бывшего Советского Союза были депортированы в Казахстан.

Однако история Католической Церкви на территории современного Казахстана куда более древняя, она восходит к XIII веку. В 1253 г. св. Людовик, король Франции, послал на эти земли нескольких миссионеров, чтобы отсюда они добрались до Монголии. 25 лет спустя, в 1278 г., Папа Николай III доверил отдельную миссию в Центральной Азии францисканцам. В 1340 г. начались первые преследования, и о местных христианах больше ничего не было известно вплоть до середины XIX века, когда территория Казахстана находилась под властью Российской империи. В начале XX века прибыли первые католики, отчасти как солдаты русской армии, а отчасти как ссыльные, депортированные, военнопленные или как добровольные поселенцы и беженцы. Многие католики-беженцы и военнопленные прибыли в Казахстан во время Первой мировой войны. Другие представители разных национальностей прибыли туда в качестве депортированных за семь десятилетий советской власти. Распад Советского Союза и последующее рождение независимого Казахстана в 1991 году также стали поворотным моментом для небольшой местной Католической Церкви[7].

20 сентября 1979 года, после многих трудностей, казахская католическая община получила официальное разрешение на регистрацию. 14 октября того же года был освящен молитвенный дом, расположенный на окраине города, купленный на деньги, собранные верующими. Дом назван в честь Девы Марии Неустанной Помощи, в честь иконы, хранимой — с большим риском — верующими на протяжении многих лет. В 1994 году началось строительство нового храма, который стал кафедральным собором 6 августа 1999 года, после учреждения св. Иоанном Павлом II Апостольской администратуры в Астане.

В этом соборе в 10:30 состоялась встреча Папы с епископами, священниками, диаконами, монашествующими, семинаристами и пастырскими работниками. Церковь в Казахстане насчитывает около 125 000 католиков, или 0,7 % населения, 70 % которого составляют мусульмане. Христиане — в основном православные — составляют в общей сложности 26 % населения. В стране 81 приход и 146 других пастырских центров, 5 образовательных центров и 43 благотворительных и социальных центра. В Атыране три епархии и Апостольское управление. 1 июня 2019 года Папа Франциск учредил Апостольскую администратуру для верующих католиков византийского обряда в Казахстане и Центральной Азии со штаб-квартирой в Караганде. Есть 6 епископов; священников — епархиальных и принадлежащих орденам — 104; семинаристов 7; монашествующих сестер 133.

После приветствия монс. Хосе Луиса Мумбьела Сьерры, главы Конференции епископов Центральной Азии[8], и чтения отрывка из Послания к Ефесянам (3,5–6.11–17) на русском языке последовало четыре свидетельства. Затем Папа произнес речь и прочитал молитву посвящения Марии Царице Мира.

Франциск начал с того, что Церковь в Казахстане состоит из людей, происходящих из разных мест и стран, «но красота Церкви состоит в том, что мы представляем собой одну семью, в которой нет иностранцев». И «если сегодня в этой большой стране, мультикультурной и многоконфессиональной, мы видим действующие христианские общины, равно как то, что жизнь людей наполнена религиозным смыслом: то все это существует, в первую очередь, благодаря богатой истории, которая вам предшествовала», — сказал Папа.

Однако стоит быть внимательными, потому что признавать важность памяти «отнюдь не означает смотреть назад с ностальгией, замкнувшись в прошлом, лишив себя свободы действия из-за косности — это искушение „индьетризма” (отставания)». «Вера не передавалась из поколения в поколение как совокупность истин, которые нужно понять и исполнять, как некий свод правил, определенных один раз для всех. Нет, вера передавалась посредством жизни». И именно так она передается, оставаясь живой и предвосхищая будущее. Память открывает нам евангельское обещание: «Несмотря на наши недостатки, Он неустанно пребывает с нами, строит будущее Своей и нашей Церкви вместе с нами».

Церковь в Казахстане мала, но «в маленькой Церкви, малом стаде кроется благодать; вместо того, чтобы хвастаться своими способностями, числом, структурами и любой другой формой человеческой значимости, лучше позволить, чтобы нами руководил Господь, и смиренно посвятить себя служению людям. Богаты ни в чем и бедные во всем, давайте идти вперед с простотой, рядом с сестрами и братьями своего народа, наполняя жизненные ситуации радостью Евангелия. Подобно закваске в тесте и самому малому зерну, брошенному в землю (см. Мф 13, 31–33), мы пребываем в радостях и горестях общества, в котором живем, чтобы служить ему». В этих словах отражено видение Церкви, о котором Папа Франциск не раз говорил при различных обстоятельствах во время своих визитов в страны, где католики составляют незначительное меньшинство.

И именно наша незначительность «напоминает нам, что мы не самодостаточны: мы нуждаемся в Боге, равно как и в других, во многих других. Мы нуждаемся в сестрах и братьях из других конфессий, которые исповедуют веру, отличную от нашей, в каждом человеке, в котором живет добрая воля. Мы осознаем, в духе смирения, что только сообща, в диалоге и взаимном приятии, мы можем по-настоящему сделать что-то хорошее для всех».

Не стоит быть «группой, которая держится за одно и то же, и запирается в своем панцире только потому, что ощущает себя незначительной, но общиной, открытой будущему Бога, пылающей огнем Святого Духа: живой, полной надежды, открытой новизне и знакам времени, воодушевляемой евангельской логикой семени, что приносит плод в смиренной и плодотворной любви. Так, обетование жизни и благословения, которое Бог Отец излил на нас через Христа, исполнится не только для нас, но и для других». Вот Церковь, о которой нужно мечтать и которую созидать: «Церковь, в которой живет радость Воскресшего, которая изгоняет страх и роптание, и не дает нам закоснеть в догматизме и морализме».

Прежде чем лично поприветствовать епископов и сделать с ними групповое фото, Папа освятил икону «Мать Великой Степи», написанную мусульманским художником. Затем он вернулся в нунциатуру.

Трансцендентность и братство

В 14:30 Папа Франциск направился во Дворец Независимости, где в конференц-зале была зачитана итоговая декларация Съезда лидеров мировых и традиционных религий. Здесь Папа произнес речь.

«Спасибо, что живо проживали эти дни общения, труда и усилий во имя диалога, столь ценные в это сложное время, омраченное не только пандемией, но еще и бессмысленным безумием войны», — сказал Папа. Затем он прокомментировал итоговую декларацию, в которой утверждается, что «экстремизм, радикализм, терроризм и любое подстрекание к ненависти, вражде, насилию и войне, какие бы мотивы или цели не ставили перед собой, не имеют ничего общего с подлинным религиозным духом, и должны отвергаться самым решительными образом».

Сегодня «призвание великих учений и религий — свидетельствовать всему человечеству о существовании общего духовного и нравственного наследия, которое зиждется на двух опорах: трансцендентности и братстве». Возвращаясь к итоговой декларации Съезда, Франциск подчеркнул три слова. Первое — это мир: в Декларации «содержится призыв ко всем мировым лидерам повсеместно остановить конфликты и кровопролитие и забыть об агрессивной и деструктивной риторике». Второе слово — женщина: «Потому что женщина заботится о мире и приводит в мир жизнь — она путь к миру». Папа прокомментировал: «Если бы принятием многих решений руководили женщины, скольких смертных приговоров можно было бы избежать!» Третье слово — молодежь: «Сегодня и завтра именно они являются вестниками мира и единства. Они более других молят о мире и уважении для общего дома всего творения».

В конце Франциск лично поприветствовал религиозных лидеров. Затем, в 16:15, он отправился в международный аэропорт Нур-Султана, из которого после официальной церемонии прощания вылетел в Рим, где и приземлился в 20:10 по местному времени.

* * *

До сих пор внутри звучат последние слова, резюмирующие весь трехдневный визит, которые Папа произнес в своем заключительном выступлении: «Народ Казахстана, открытый завтрашнему дню и свидетель стольких страданий в прошлом, благодаря своей потрясающей многоконфессиональности и мультикультурности — это пример будущего. Этот пример побуждает нас строить будущее, не забывая о трансцендентности и братстве, поклонении Всевышнему и принятии другого. Давайте продолжать наш путь, шагая вместе по земле как братья Неба, творцы надежды и созидатели согласия, вестники мира и единства!»

***

ПРИМЕЧАНИЯ:

[1] На логотипе визита изображен голубь с ветвью оливы. Его крылья образуют две соприкасающиеся ладони, символизирующие руки посланников мира и единства. В центре крыльев мы видим сердце. Оливковая ветвь выполнена в стиле типичного казахского орнамента. На фоне голубым нарисован шанырак, элемент традиционного жилища казахов, а внутри него желтый крест. Голубой и желтый — это цвета казахстанского флага; желтый и белый — флага Ватикана. Девиз визита, «Посланники мира и единства», приведен сверху на казахском языке и снизу на русском.

[2] Наш журнал посвятил две статьи этой стране: V. Pachkov, «Kazakistan, il cammino dopo l’indipendenza» («Казахстан. Путь после обретения независимости»), в Civ. Catt. 2019 III 394–407; Id., «Il 2022: un anno di svolta per il Kazakistan? Disordini e referendum costituzionale» («2022: год перемен для Казахстана? Беспорядки и конституционный референдум»), там же, 2022 III 381–389.

[3] Фигура президента Нурсултана Назарбаева, чиновника советских времен, руководившего страной вплоть до 2019 г., была невероятно важна для страны в девяностые годы. На международном уровне он развернул многовекторную внешнюю политику, нацеленную на создание и поддержание хороших отношений как с соседними странами (особенно Россией и Китаем), так и с более отдаленными (такими как Иран и Турция), но также и с Европейским Союзом и Соединенными Штатами. Однако главным политическим союзником оставалась Россия, с которой Назарбаев установил отношения экономического партнерства в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС), в который входят также Белоруссия, Армения и Киргизия, и военного сотрудничества в рамках Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ), к которой принадлежат те же страны. Продвижение этой многовекторной внешней политики в последние годы усилилось за счет углубления двусторонних отношений с Китайской Народной Республикой, благодаря расширению сотрудничества как по вопросам торговли и энергетики, так и по вопросам безопасности. Преемник Назарбаева Токаев, как кажется, намерен взять новый курс в отношениях с Россией, о чем свидетельствует его заявление на Международном экономическом саммите в Санкт-Петербурге в июне 2022 г., во время которого он заявил, что Казахстан поддерживает территориальную целостность Украины и не признает пророссийские сепаратистские регионы, оккупированные российскими войсками.

[4] Cр. V. Pachkov, «Il 2022: un anno di svolta per il Kazakistan?…», цит.

[5] «Декларация принципов, которыми государства-участники будут руководствоваться во взаимных отношениях», содержащаяся в заключительном акте, насчитывала следующие 10 пунктов: 1) Суверенное равенство, уважение прав, присущих суверенитету. 2) Неприменение силы или угрозы силой.  3) Нерушимость границ. 4) Территориальная целостность государств. 5) Мирное урегулирование споров. 6) Невмешательство во внутренние дела. 7) Уважение прав человека и основных свобод, включая свободу мысли, совести, религии и убеждений. 8) Равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой. 9) Сотрудничество между государствами. 10) Добросовестное выполнение обязательств по международному праву. Декларация привела к созданию в 1990 г. Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), которая в настоящее время является крупнейшим региональным механизмом обеспечения безопасности в соответствии с главой VIII Устава Организации Объединенных Наций.

[6] Абай Кунанбаев оставил неизгладимый след в истории Казахстана как ученый, мыслитель, поэт, основоположник современной национальной литературы, переводчик и композитор. Его поэзия и проза отражают национальную идентичность, мировоззрение, душу, веру, язык и традиции его страны. Его главное произведение — «Слова назидания» («Книга слов») — представляет собой философский трактат и поэтический сборник.

[7] Поворотным моментом стало установление дипломатических отношений между бывшей Советской Республикой и Святым Престолом 17 октября 1992 г., за которым последовало подписание 24 сентября 1998 г. важного соглашения между двумя сторонами, гарантирующего Католической Церкви свободу осуществлять свою общественную, воспитательную, социально-медицинскую деятельность, иметь доступ к средствам социального общения и обеспечивать духовную помощь своим верующим в учреждениях здравоохранения и местах лишения свободы. Свидетельством плодотворного двустороннего сотрудничества стали также три официальных визита в Ватикан бывшего президента Назарбаева (состоявшиеся в 1998 г. для подписания соглашения со Святым Престолом, в 2003 г. и в 2009 г.) и апостольский визит св. Иоанна Павла II (22–25 сентября 2001 г.), первый визит Понтифика в страну Центральной Азии.

[8] Очень важным событием для поместной Церкви не только на организационном уровне стало учреждение в сентябре 2021 года Конференции католических епископов Центральной Азии (ККЕЦА), объединяющей Церкви Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана, Монголии и Афганистана. Новая межнациональная конференция собралась с 26 по 30 апреля 2022 года, назначив своим первым президентом монс. Хосе Луиса Мумбиела Сьерру, епископа епархии Святой Троицы в Алматы. Роли вице-председателя и генерального секретаря исполняют соответственно монс. Ежи Мацулевич, апостольский администратор Узбекистана, и монс. Евгений Зинковский, вспомогательный епископ Карагандинской епархии.