Артуро Соса SJ

 

«Читая книгу Джанни Ла Белла «Иезуиты. От Второго Ватиканского собора до Папы Франциска», — говорит о. Артуро Соса, генеральный настоятель Общества Иисуса, – я с волнением пережил 57 лет моей личной истории». Описав, как существовали иезуиты «под руководством Римского Понтифика», книга показывает путь Общества, начиная со Второго Ватиканского собора. Харизма Общества Иисуса – искать новые пути для осуществления своей миссии (творческая верность). Отсюда происходит старание в процессе инкультурации Евангелия, в сотрудничестве с мирянами в их миссии, в диалоге с другими религиями и, на следующие 10 лет, – планирование в соответствии с четырьмя глобальными апостольскими приоритетами, полученными от Папы Франциска.

 

***

 

Когда папа Иоанн XXIII председательствовал на первой сессии Ватиканского собора, я начал учиться в 7 классе и участвовал в молодёжной деятельности, которую проводили в колледже Сан-Игнасио в Каракасе. Когда 8 декабря 1965 года собор был закрыт Павлом VI, я собирался просить вступления в новициат Общества Иисуса, которое за несколько месяцев до этого, 22 мая 1965 года, выбрало о. Педро Аррупе в качестве генерального настоятеля. Именно во время собора созрело моё призвание к Обществу.

Читая книгу Джанни Ла Белла о иезуитах от Второго Ватиканского собора до сего дня[1], я с волнением пережил 57 лет моей личной истории. И в то же время вот я — нахожу свои имя и фамилию в шестой главе книги, как преемник главных героев этой истории: Педро Аррупе, Петера Ханса Кольвенбаха и Адольфо Николаса, столкнувшихся с периодом сложных изменений в истории моей религиозной семьи – Общества Иисуса и Церкви, ответственность за которые лежит на трёх святых Папах: Иоанне XXIII, Павле VI, Иоанне Павле II, и на двух живых Папах: Папе на покое Бенедикте XVI и Папе Франциске, ведущем активную деятельность.

Писать об истории всегда нелегко. Кроме хорошей профессиональной подготовки, это требует дара находить адекватные источники, спокойствия, чтобы понять процесс, к которому прикасается историк, умения построить сюжет и передать то, что произошло, в понятной форме широкому кругу читателей, которые интересуются историей по абсолютно разным причинам.

Если речь идёт о современной истории, то задача становится ещё бóльшим интеллектуальным вызовом. С одной стороны, у автора есть преимущество: знание фактов от первого лица и возможность взаимодействовать со свидетелями и героями. С другой стороны, он должен столкнуться с неудобством: необходимостью соблюдать строгость исторического метода, который требует смотреть на факты с точки зрения научного анализа, проверять их, оставаясь свободным от идеологий, иметь доступ к источникам хорошего качества и осторожно соблюдать пропорции этих источников в процессе, который является объектом познания.

Нечто похожее можно сказать о читателе современной истории, который может лучше понять собственный жизненный путь и мир, в котором он живёт, войдя в диалог с повествованием и его автором. Это измерение моего опыта, обретённого, когда я читал книгу Джанни Ла Белла.

Её прочтение помогло мне лучше понять мою собственную жизнь, Общество Иисуса, в котором я жил, Церковь, в миссии которой я хочу участвовать лучшим из возможных способов. Эта книга – захватывающее чтение о поворотном моменте в истории Католической Церкви и Общества Иисуса, и, кроме суждения о том, что было прожито многими людьми, знание и понимание этого момента позволяет лучше оценить настоящее и смотреть в будущее с надеждой.

«Служить только Господу и Церкви, его суженой, под руководством Римского Понтифика»

Отношения между Обществом Иисуса и Католической Церковью через Римского Понтифика определяют то, чем это общество и является: группой хорошо подготовленных интеллектуально людей с разными культурами, чья персональная дружба с Господом Иисусом побуждает их становиться товарищами на службе Церкви, поскольку она получила ответственность вести миссию по примирению человеческой истории в Распятом и Воскресшем Христе.

Действовать «под руководством Римского Понтифика» — гарантия следования Духу, который дует с любых сторон, избегая при этом многих соблазнов обособиться. Получение миссии от Святого Отца открывает возможность лучше служить миссии, которая обращается ко всем уголкам мира и ко всем аспектам человеческой реальности. Это возможность отдать себя безусловной службе Папе и приводить в действие желание быть открытым, не клонясь из стороны в сторону, оставляя решения в других руках, а не держа их ревностно в руках собственных.

Несмотря на то, что обычно Общество описывают как «самый могущественный орден Церкви», это звание опровергает сама жизнь. Книга приводит два хороших примера в этом смысле: поведение иезуитов, когда в 1981 г. св. Иоанн Павел II назначил своего делегата для управления Обществом, и когда Климент XIV объявил о роспуске ордена.

Игнатий Лойола отсылал к «малому Обществу Иисуса» не потому, что иезуитов было мало. В течение своего существования Общество распространилось очень быстро, и цифры росли по экспоненте. Это общество «малое», потому что его харизма рождается от опыта бедного и смиренного Иисуса, который так изменил жизнь Игнатия, что тот по-новому увидел все вещи вокруг[2].

Этот опыт превращается в выбор стать другом Иисуса, бедным и смиренным, а потом становится способом продвижения вперёд при отказе от жизни в правящих должностях или от обеспечения жизни за счёт принятия церковных или мирских «благ». Вступая в Общество, посвящённые дают за себя и за своих товарищей обет избегать соблазна лёгкого заработка и поддерживать себя в экономическом плане.

В своей работе Джанни Ла Белла прилежно приводит пример, как быть иезуитом «под руководством Римского Понтифика». Из текста следует, что речь идёт об отношениях, полных сложностей. Общество Иисуса изобилует людьми с хорошей интеллектуальной подготовкой, с оригинальным способом видеть мир и думать о вере. В Обществе также много сильных личностей, занятых продвижением вперёд поставленных ими целей.

Второй Ватиканский собор — это вызов обновления во всех измерениях христианской жизни и в структуре Церкви. Такое обновление требует людей бесстрашных, людей, которые могут лучше понять исторические тенденции и представить новые формы, через которые можно нести благую весть Евангелия. Кроме того, требуются люди, которые будут приводить в действие мысли, которые бы воплощали в повседневной жизни желания, вдохновлённые инновационными решениями собора.

В Обществе Иисуса, как и в других областях Церкви, также развивались  разные виды инициатив — вместе с сильным сопротивлением. Главный институциональный авторитет Общества — Генеральная конгрегация — открыла первоначальные горизонты для формулировки миссии иезуитов. Декреты XXXI и XXXII Генеральных конгрегаций показывают, что Общество — живой организм, который обязуется приложить усилия, чтобы достичь дна колодца, наполненного его харизмой, обновить опыт в Боге, углубить понимание человеческой реальности и, как одно целое, посвятить себя служению веры, продвижению справедливости, открываясь для диалога с культурами и религиями. Организм, который распознаёт себя в служении для примирения человечества с собой, с окружающим миром, раненым человеческой несправедливостью, и с милосердным Отцом. Это то, что ясно предлагают XXXV и XXXVI Генеральные конгрегации.

Генеральные настоятели того времени — Педро Аррупе, Петер Ханс Кольвенбах и Адольфо Николас — приняли необходимые полномочия и получили задание воплотить мечту Второго Ватиканского собора внутри Общества и в его апостольской работе. Они полностью погрузились в это задание, которое само по себе было источником конфликтов как внутри Общества, восстановленного в XIX веке, так и внутри Церкви, в которой было много ностальгирующих христиан. При этом Церковь жила в мире, открывающемся большим преобразованиям и несущем с собой исторические изменения, которые Второй Ватиканский собор, вдохновлённый Святым Духом, смог прозорливо предчувствовать.

Творение Джанни Ла Белла с образцовой ясностью описывает эту драму Общества, которое, под руководством Римского Понтифика, пытается внести вклад наилучшим из возможных способов в служение примирению. Для Пап после собора задача стала ещё сложнее. Пятьдесят четыре года спустя предложенная модель Церкви продолжает жить, но не реализуется полностью. Церковь, вдохновлённая фигурами выдающихся Пап, сильно изменилась, но недостаточно, если в качестве единицы измерения определить мечты Второго Ватиканского собора.

Церковь после собора, как и Общество Иисуса внутри неё, пустилась в путь подобно Аврааму, в ожидании, что Господь укажет, куда направиться. Внутри Церкви есть те, кто готов оставить сети и лодку, чтобы продолжить путь налегке. Но много и тех, кто хочет продолжить гружёнными всем, что они накопили в предыдущей жизни.

Кроме того, путь труден, со множеством поворотов, с местами, приглашающими отдохнуть и довольствоваться пройденным до этого. Достаточно и тех, кто отделяется, чтобы устроиться на каком-нибудь повороте, который показался им наиболее надёжным.

Превратности рассказанной здесь истории подтверждают мудрость первоначальной интуиции основателей: «Любой, кто хочет иметь честь быть принятым в наше Общество во имя Иисуса, должен бороться за Бога под крестным знаменем и служить только Господу и Римскому Понтифику, его наместнику на земле…»[3]

Творческая верность

Ла Белла объясняет процесс, прожитый главами Общества Иисуса, словосочетанием, предложенным о. Петером Хансом Кольвенбахом: «творческая верность». Это выражение не игра слов, а демонстрация стремления в харизме Общества Иисуса, в силу которого оно не может отказаться от поиска новых путей для воплощения своей миссии, придумывая их, если они не существуют, а также от верности своим истокам служения «под руководством Римского Понтифика», как это уже говорилось.

Одной из самых интересных черт Общества Иисуса в последние десятилетия является взрыв мультикультурности. Это результат смелого и сложного процесса инкультурации в прекрасное разнообразие культур всех континентов. Сегодня Общество Иисуса — это мультикультурный организм, «рассеянный»[4] не только географически, но и по разным культурам. В то же время оно остаётся единым организмом, объединённым верностью и личным опытом преобразовывающей встречи с Господом каждого, кто решил вступить в Общество; каждый един с верой, со стилем, со структурой руководства, чья гибкость возможна благодаря силе полного доверия каждого из членов и благодаря постоянному общению между членами и главой.

Стремление к инкультурации Евангелия и христианской жизни родилось вместе с самой Церковью. Поэтому мы прославляем святых Петра и Павла вместе. В истории Общества, в его миссионерском стиле тоже было постоянное стремление к продолжению этого пути.

Справедливо утверждать, что годы, следующие за Вторым Ватиканским собором, дали мощный импульс инкультурированной евангелизации и конфликтам, которые её сопровождают. Рост Церкви в большинстве своём обязан смелости миссионеров, способных инкультурировать евангельское послание. Тем не менее, над Церковью всё ещё не до конца рассеялись тучи, которые угрожают процессу инкультурации, путают единство с единообразием, приводя основания, что нормой единообразия является западная культура.

Творческая верность бросила нам вызов: углубить инкультурацию и идти дальше, от мультикультуральности к интеркультуральности через диалог, позволяющий сделать из культурного разнообразия источник человеческого богатства, благодаря которому можно идти в сторону человечества, отражающего в своём едином разнообразии многообразный лик его Создателя.

Малое сотрудничающее общество

XXXIV Генеральная конгрегация 1995 года Общества Иисуса начинает свой декрет №13 следующим утверждением: «Чтение знаков времени, начиная со Второго Ватиканского собора, без тени сомнения показывает, что Церковью следующего тысячелетия будет “Церковь мирян”». И в заключении этого абзаца говорит: «Мы желаем ответить этой благодати, отдавая себя служению для полной реализации миссии мирян и стараясь привести её к успеху, сотрудничая с ними в их миссии».

Это ещё одно важное измерение творческой верности, к которой нас подтолкнул этап церковной жизни после собора. Среди разных конфликтов и немалого количества сложностей иезуиты, как люди, и Общество, как структура, научились работать с другими, особенно с мирянами и мирянками, а также с посвящёнными других конгрегаций и с другими членами Церкви. Результатом богатого процесса инкультурации является и то, что мы учимся идти вместе с людьми, принадлежащими к другой религии или не принадлежащими ни к какой.

Как иезуиты мы учимся быть не «для других», а «с другими». За последние десятилетия апостольская работа Общества обновилась и расширилась благодаря этому важному умению работать с другими. Мы испытали благодать проживания нашей посвящённой жизни как члены народа Божьего, с которым мы продвигаем миссию Церкви, не отличающуюся от той, что была начата Иисусом, и которая возможна, потому что Он продолжает сопровождать нас своим Духом.

 Сегодня верность следованию за бедным и смиренным Иисусом, которую Игнатий Лойола определял как «Малое Общество», мы понимаем как сотрудничество со всем народом Божьим и со всеми, кто вносит свой вклад в создание условий, чтобы все мы могли жить в надёжном и справедливом мире, в котором каждый человек вёл бы достойную жизнь.

Здесь и сейчас мы понимаем смирение как сотрудничество, то есть распознание последователей, соратников в миссии Христа, будучи его частью, народом Божьим, идущим по человеческой истории. Мы учимся понимать себя как малое сотрудничающее общество, которое вкладывает весь свой энтузиазм, энергию и ресурсы на служение миссии, но не нашей, а миссии всей Церкви.

По следам о. Педро Аррупе

Этот процесс обретает новые грани и новый импульс благодаря наставлениям Папы Франциска. Многими способами и во многих моментах он повторял, что Общество Иисуса не было создано, чтобы «занимать место, но чтобы начинать и сопровождать процессы». Папа Франциск постоянно приглашает нас к обновлению нашей личной внутренней свободы, чтобы мы были открыты тому, что выгоднее для служения, которое Церковь хочет предложить человечеству. Она хочет не только индивидуально открытых иезуитов, а целый апостольский организм, свободный от привязанности к прошлому, лёгкий и гибкий, продолжающий, в соответствии с творческой верностью, искать новые способы распространения евангельского послания в новой эпохе человечества. Внутренняя свобода — необходимое условие для обсуждения, к которому Папа Франциск приглашает всю Церковь и просит у Общества Иисуса помощи, чтобы донести это всему народу Божьему.

XXXVI Генеральная конгрегация прошла в атмосфере всеобщего обсуждения и призвала Общество считать это обычным способом для принятия важных решений. Конкретно, конгрегация попросила Генерала (главу ордена – прим. ред.) провести обсуждение «глобальные апостольские приоритеты». Обсуждение наставлений должно было рассчитывать на самое большое количество участников Общества из возможных, а также на тех, кто вовлечён в миссию Общества[5].

Это распоряжение способствовало тому, что в Обществе испытали опыт, похожий на опыт первых общников, когда они представили уставную формулу (Formula Instituti) Папе Павлу III. После внимательной подготовки было проведено общее обсуждение, в котором участвовали иезуитские общины, те, кто работает с апостольскими делами Ордена, правящие структуры провинций и Конференции главных настоятелей, а также Совет при Генерале. Результат был передан в руки Папе Франциску, который вернул его со словами: «Спасибо за этот труд, который я одобряю и подтверждаю в качестве миссии»[6].

Следующие 10 лет Общество Иисуса будет направлять все свои труды и апостольское планирование в соответствии с четырьмя глобальными апостольскими приоритетами, полученными от Папы, в качестве основного способа распространения евангельского послания в светском обществе, которое характерно для глобализированного мира. Это способ для понимания истоков структурной несправедливости и вклада в её изменение через бедных и молодых. Это способ обнаружения надежды в антропологии, тонущей в цифровую эпоху, и серьёзного сотрудничества для замедления разрушения окружающей среды в поисках альтернативных возможностей человеческого существования с уважением к природе.

Я ограничусь перечислением глобальных апостольских приоритетов, поскольку сейчас не время погружаться в подробное объяснение их содержания и смысла. Вот они:

— Указывать путь к Богу через духовные упражнения и обсуждение;

— Идти вместе с бедными, с исключёнными из мира, с теми, чьё достоинство ранено. Идти с ними в миссии примирения и справедливости;

— Сопровождать молодых в создании будущего, полного надежды;

— Сотрудничать в заботе об Общем Доме.

Высокий уровень воплощения миссии, полученной от Папы Франциска, в нашей повседневной жизни и в наших делах требует от нас сложного процесса личного, общинного и особенно институционального обращения. Требует, чтобы мы углубили наш опыт Распятого и Воскресшего Христа, чтобы наши интеллектуальные способности были остры, чтобы мы шли до конца в понимании исторической эпохи, в которую живём, и могли внести вклад в создание более гуманных альтернатив.

Эта миссия укрепляет приверженность Второму Ватиканскому собору, подтверждает харизму служения под руководством Римского Понтифика и ведёт нас по следам Педро Аррупе, Петера Ханса Кольвенбаха и Адольфо Николаса, как то показало творение Джанни Ла Белла.

 

[1] Дж. Ла Белла, Иезуиты. От Второго Ватиканского собора до Папы Франциска, Милан, Гуерини и Ассочати, 2019.

[2] См. Автобиография Игнатия Лойолы, №30.

[3] Формула Института Общества Иисуса, утверждённая буллой Папы Павла III, Regimini militantis Ecclesiae, от 27 сентября 1540.

[4] «У иезуита есть пространство, горизонт: универсальность его миссии, которая объединяет особенности; пространство, которое определяет его как часть организма, который парадоксальным образом является и центробежной, и центростремительной силой (communitas ad dispersionem)» (Папа Франциск, В сердце каждого отца, Милан, Риццоли, 2014, 46).

[5] XXXVI Генеральная конгрегация, декрет 2, №14.

[6] Письмо Папы Франциска Генералу Общества Иисуса, 6 февраля 2019.