Михаэль Шопф SJ — Амая Валькарсел Сильвела

В этой статье вспоминаются некоторые речи и жесты Папы Франциска на благо мигрантов. На протяжении всего своего понтификата Франциск привлекал внимание к трудностям, которые приходится преодолевать мигрантам и беженцам. Для Франциска, именно через них мы призваны встречать Бога и находить справедливый образец для нашего общества, предлагающего будущее для всех. Авторы — о. Шопф, международный вице-директор Jesuit Refugee Service (JRS), и Валькарсел Сильвела, заведующая Advocacy для Международного отдела JRS.

***

«Каждый из вас, дорогие друзья, несет историю жизни, рассказывающую нам о трагедиях войн, конфликтов, нередко связанных с международной политикой. Но каждый из вас несет, прежде всего, человеческое и религиозное богатство — богатство, которое следует принимать, а не бояться его. Многие из вас мусульмане, последователи иных религий; вы приходите из разных стран, из разных ситуаций. Мы не должны бояться различий! Братство позволяет нам открыть, что отличия это богатство, дар для всех! Давайте жить братством!»[1]С этими словами Папа Франциск обратился в 2013 году к беженцам в столовой Центра Асталли. Центр Асталли — иезуитская Служба для беженцев в Италии и один из проектов, которые начал на заре восьмидесятых тогдашний генеральный настоятель иезуитов, отец Педро Аррупе.

На той же встрече одна сирийская беженка, только что прибывшая в Италию, Кэрол, объясняла: «Сирийцы в Европе чувствуют огромную ответственность не быть бременем. Мы хотим чувствовать себя активной частью нового общества. Мы хотим предложить нашу помощь, наш багаж компетенций и знаний, нашу культуру для созидания более справедливых обществ, гостеприимных к тем, кто, подобно нам, бежит от войн и гонений. Мы, взрослые, испытываем еще и другую боль, делая все необходимое, чтобы обеспечить мирное будущее нашим детям. Мы просим для них возможности ходить в школу и взрослеть в условиях мира».

На протяжении всего своего понтификата Папа Франциск показывал Бога справедливости и милосердия и проповедовал Его. В центр внимания, не только на словах, но и делами, он ставил трудности, которые мигрантам и беженцам приходится преодолевать во всем мире. Недавний пример — его визит в феврале 2023 года в Демократическую Республику Конго и Южный Судан, где он встречался с лидерами общин и перемещенными лицами.

В послании к празднованию Всемирного дня мира в 2018 году, озаглавленном «Мигранты и беженцы: мужчины и женщины в поиске мира», Франциск спрашивал в присущей ему прямолинейной манере: «Почему так много беженцев и мигрантов?», и вспоминал, как много лет назад святой Иоанн Павел II указывал на «растущее число беженцев как на одно из следствий «бесконечной и ужасающей цепи войн, конфликтов, геноцидов, “этнических чисток”[2]». Кроме того, он констатировал, что, коль скоро человеческие существа испытывают естественное желание обрести лучшую жизнь, нищета и деградация окружающей среды также становятся факторами, побуждающими к миграции.

Этот акцент на социальной справедливости глубоко христоцентричен. Франциск никоим образом не игнорирует дело или богословский вклад своих непосредственных предшественников — святого Иоанна Павла II и Бенедикта XVI, которые во время своих понтификатов внесли важную и долгосрочную лепту в католическое богословие, в особенности в том, что касается социального учения. Действительно, они заложили большинство богословских оснований, которыми в эти годы пользовался Франциск, продолжая их дело. Например, в процитированном выше послании он вдохновлялся словами святого Иоанна Павла II: «Если «мечту» о мирном мире разделят многие, если вклад мигрантов и беженцев будет цениться, то человечество сможет все больше становиться семьей всех, а наша земля — по-настоящему “общим домом”[3]».

К сожалению, в последние годы, из-за увеличения конфликтов и других отягчающих факторов, таких как климатические изменения, многие страны и народы оказались не в состоянии справиться с числом людей, ищущих мира и безопасности в их границах. В некоторых случаях это привело к атмосфере страха и породило чувство самосохранения, наряду с сопутствующей политикой изгнания мигрантов из национальных границ. Поступая так, сердца и мысли закрылись от реальности надежд, страхов и устремлений самых нуждающихся людей в мире. Нам, живущим в благосостоянии и в безопасности, Франциск предлагает слушать их истории и составить полную картину их странствия. За годы своего понтификата Папа неоднократно четко и радикально выражал видение альтернативного и более человечного подхода к вызовам вынужденной миграции.

Лампедуза, июль 2013 года: глобализация безразличия

Франциск сказал на Лампедузе: «Иммигранты погибли в море из-за лодок, которые вместо того, чтобы стать путем надежды, стали орудием смерти. Так гласят газетные заголовки. Узнав несколько недель назад эту новость, которая, к сожалению, повторялась так много раз, я мысленно постоянно к ней возвращаюсь, она ранит сердце словно шип»[4].

Во время первой поездки своего понтификата, в июле 2013 года, Папа на лодке прибыл на остров Лампедузу, который находится в открытом море на юге от Сицилии. Стремительность и контекст его визита были значимыми. Ливию сотрясали насилие и нестабильность. Самые бедные африканцы, которые ранее, во времена экономической экспансии Каддафи, там искали работу, теперь смотрели в другие места, в том числе — на противоположное морское побережье. На Лампедузе Франциск совершил Мессу в память о тысячах мигрантов, погибших при пересечении Средиземного моря. Он также произнес ставшую знаменитой проповедь, в которой объяснил, что чувствовал себя обязанным отправиться на остров «засвидетельствовать о близости к пострадавшим и вновь пробудить человеческую совесть, чтобы произошедшее никогда не повторилось. Пусть это не повторится, пожалуйста!» Он также остановился на первых вопросах, которые Бог ставит перед человеком в Писании: «“Где ты, Адам?”» Вот первый вопрос, обращенный Богом к человеку после грехопадения. “Где ты, Адам?” Адам — дезориентированный человек, утративший свое место в творении, потому что поверил, что станет могущественным, сможет господствовать надо всем, быть Богом. Гармония разбивается, человек ошибается, и это повторяется в отношениях с другим человеком — тот больше не брат, которого нужно любить, а просто «иной», кто мешает моей жизни, моему благосостоянию».

Франциск неоднократно обращается к повествованию о Каине и Авеле, также в энциклике Laudato si` (LS) в 2015 году, посвященной интегральной экологии. «Столькие из нас, — утверждал он мигрантам, слушавшим его на Лампедузе, — дезориентированы, мы невнимательны к миру, в котором живем, не исцеляем, не сохраняем то, что Бог создал для всех, и стали неспособны оберегать даже друг друга». Для Папы, «когда дезориентация обретает мировые масштабы, доходит до трагедий, подобных той, при которой мы присутствовали […]. Мы впали в лицемерное отношение священника и служителя алтаря, о котором говорил Иисус в притче о добром самарянине: мы смотрим на полумертвого брата на обочине, возможно, думаем: «Бедняга», и продолжаем свой путь, помочь ему — не наша обязанность; этим мы успокаиваем себя, чувствуем себя в порядке. Культура благосостояния, побуждающая нас думать о самих себе, делает нас нечуткими к крикам других людей, заставляет нас жить в «мыльных пузырях», красивых, но самих по себе никчемных, эти «пузыри» — иллюзия легкомысленного, преходящего, ведущая к безразличию к другим и даже — к глобализации безразличия»[5].

Рефлексия о Лампедузе показывает, что ответ Папы на конкретную человеческую трагедию зародился из сокрушения, укорененного в библейских принципах и католическом социальном учении, и постепенно развивается, впитывая опыт, пережитый другими людьми, с привлечением широкого спектра источников. В Апостольском обращении Evangelii gaudium (EG) Франциск позже скажет: «Особый вызов бросают мне мигранты, ведь я — пастырь Церкви без границ, Матери для всех людей. Поэтому призываю страны к бескорыстной открытости» (EG 210). Иудейско-христианское учение, согласно которому земля — не окончательное предназначение человечества, указывает на то, что католическая вера по своей сути странствующая: мы все мигранты, мы все здесь «проездом».

Среди значимых вкладов Франциска в проблему мигрантов стал поиск ее решения: многократные «личные путешествия» с мигрантами и беженцами; «жесты близости»: увидеть, услышать, принять; защищать; помогать и интегрировать; искать долгосрочные решения. Папа вдохновлялся словами Иисуса: «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» (Лк 6,31). В Evangelii gaudium он так объясняет этот критерий: «Реальность выше идеи. […] Критерий реальности, уже воплощенного и воплощающегося вновь и вновь Слова, существенно важен для евангелизации. […] Этот критерий побуждает нас воплощать в жизни Слово, исполнять дела справедливости и милосердия, в которых Слово приносит плоды. Не проводить в жизнь, не вести Слово к реальности значит строить на песке, оставаться в чистой идее» (EG 233).

Нынешний понтификат развивается на фоне самой высокой численности переселенцев на глобальном уровне после окончания Второй мировой войны, то есть, на фоне явления, которое многие называют «кризисом беженцев». Но это понятие звучит расплывчато. В первую очередь, как кажется, оно подразумевает, что беженцы в поиске убежища и есть причина своего собственного бегства. Но это не так. Энциклика Laudato si` (LS) подчеркивает, что среди мигрантов преобладают люди, скитающиеся из-за нищеты, обусловленной климатом или войнами. Интересно заметить, как Папа Франциск блестяще переставил акцент, настаивая на факте, что мы должны бы назвать нынешний кризис «кризисом солидарности». В проповеди на Лампедузе содержатся семена его учения о «глобализации безразличия», то есть, нечуткости, с которой отдельные лица и общины относятся к изгоям. Необходимо обращение, но откуда начать? Именно с нас самих. Перефразируя утверждение Франциска на Лампедузе, мы должны начинать с нас, «привыкших к страданию другого», с нас, «думающих о самих себе», с нас, «нечутких к крику других людей». Это учение, мы уверены, по сути призывает каждого из нас поразмышлять о себе самом и пережить метанойю — обращение, требующее положительных и гуманных ответов на перемещение множества отчаявшихся людей. Это обращение сердца.

Лесбос, апрель 2016 года: культура встречи

Огромные потоки беженцев, главным образом сирийцев и афганцев, появившиеся в Европе в 2015 и 2016 году, заставили Папу Франциска 16 апреля 2016 года посетить лагерь беженцев в Мории, на греческом острове Лесбос. На этот раз он предпочел экуменический подход, выступив вместе с Его Блаженством Иеронимом, архиепископом Афинским и всея Греции, и с Его Святейшеством Варфоломеем, Вселенским Константинопольским Патриархом. Предполагалось дать начало всемирному движению осознанности для изменения трагического хода событий и привлечь внимание тех, кто держит в своих руках судьбы народов. Он обратился к собравшимся беженцам и мигрантам так: «Я пришел сюда с моими братьями, Патриархом Варфоломеем и Архиепископом Иеронимом, просто чтобы быть с вами и слушать ваши истории. Мы пришли привлечь внимание мира к тяжелому гуманитарному кризису и просить разрешить его. Как люди веры, мы желаем соединить наши голоса, чтобы открыто говорить от вашего имени. Мы надеемся, что мир станет внимателен к таким трагическим и по-настоящему отчаянным ситуациям, и ответит образом, достойным нашей общей человечности»[6].

Как уже было во время поездки на Лампедузу, развитие мысли Франциска о мигрантах, беженцах и о торговле людьми проистекает из конкретных встреч. На Лесбосе Папа напрямую обратился к серьезной угрозе, связанной с безразличием и эксплуатацией, но также подчеркнул деликатность и великодушие — о которых часто ничего неизвестно, — проявляемые многими людьми, встречающими оказавшихся в безвыходном положении мигрантов. Сравнивая такую встречу с сокрытым сокровищем, Франциск углубляется далее и извлекает на свет идею «культуры встречи»: «Мы все на опыте знаем, насколько легко некоторым людям игнорировать страдания других и даже эксплуатировать их уязвимость. Но мы также знаем, что подобные кризисы могут проявить лучшее в нас. Вы видели это в вас самих и в греческом народе, щедро ответившим на ваши потребности, несмотря на собственные сложности. Вы видели это во многих людях, особенно — молодых, приехавших помогать вам со всей Европы и со всего мира»[7].

В 2020 году несколько проживавших в Мории беженцев подожгли лагерь в отчаянной попытке привлечь внимание международного сообщества к ужасным условиям жизни, к своим безнадежным реалиям. Речь шла о подтверждении — одном из многих — того факта, что до сих пор на глобальном уровне нет возможности справиться с миграционными потоками. В речи к премьер-министру, к греческим властям и католической общине в Греции Папа подчеркивал, как наиболее насущную, необходимость решить проблему миграции, то есть выявить ее глубинные причины: «Чтобы быть по-настоящему солидарными с тем, кто вынужден бежать из родной земли, нужно работать над устранением причин этой драматической реальности: недостаточно ограничиться погоней за сиюминутными трудностями, а следует развивать широкоформатную, разностороннюю политику. Прежде всего, необходимо установить мир там, где война принесла разрушение и смерть, препятствовать этой раковой опухоли распространяться дальше. Поэтому нужно твердо сопротивляться распространению оружия, торговле им и махинациям с оружием, зачастую скрытым; должны быть лишены любой поддержки те, кто строит планы на ненависти и насилии. Напротив, следует без устали развивать сотрудничество между странами, международными организациями и гуманитарными институтами, не изолируя, а поддерживая тех, кто сталкивается с чрезвычайными обстоятельствами»[8].

«Секция по делам мигрантов и беженцев»

Сразу после поездки на Лесбос Франциск создал «Секцию по делам мигрантов и беженцев» («Секция М&R»), вошедшую в январе 2023 года в Дикастерию Службы интегрального человеческого развития. Задача нового ведомства — быть «особенно компетентным в вопросах миграций, нуждающихся, больных и изгоев, ущемленных и жертв вооруженных конфликтов и природных катастроф, заключенных, безработных и жертв любой формы рабства и пыток»[9]. Подчиненная напрямую Папе, Секция M&R посвящена воплощению в деле его концепции: «На Лампедузе и Лесбосе, основных порогах, ведущих в Италию и Грецию, Папа Франциск плакал вместе с толпящимися мигрантами и беженцами. В самолете, возвращаясь с Лесбоса, с ним были несколько семей сирийских беженцев, которых он пригласил жить в Ватикане. «Вспомним, что, исцеляя раны беженцев, вынужденных переселенцев и жертв незаконной торговли, мы исполняем заповедь любви,оставленную нам Иисусом […]: их плоть есть тело Христово»[10]. Папе угодно, чтобы Секция M&R помогала другим говорить и делать во всем мире то, чему он учит и сам лично исполняет»[11].

С тех пор миссия Секции M&R — помогать Церкви, то есть, епископам, верным, духовенству, церковным организациям и всем людям доброй воли «сопровождать» тех, кто покинул дом и находится в бегах, кто находится в процессе переезда или ожидает отъезда, кто прибывает и старается интегрироваться, тех, кто возвращается в родные страны. К числу ее главных результатов можно отнести помощь, оказанную для культивирования и взращивания семян, посеянных Папой в его выступлении на Лампедузе. Секция особенно старается углубить богословские и интеллектуальные основы для формирования более ясного католического подхода к феномену человеческой миграции. В 2020 году она опубликовала объемное собрание наставлений Папы Франциска по вопросам пастырства мигрантов, беженцев и жертв торговли людьми, озаглавленное Свет на пути надежды. На более практическом уровне Секция старалась реализовать Двадцать пунктов действия, предложенные Святым Престолом при составлении Global Compacts о мигрантах и беженцах, а также — Пастырские принципы в связи с проблемой торговли людьми.

Программа для государств и гражданского общества

Как и его предшественники, Папа Франциск обратился к фундаментальным элементам христианской веры и католического социального учения для развития ясного понимания альтернативного и более гуманного подхода к вызовам, бросаемым вынужденной миграцией.

В феврале 2017 года он выступил в Риме на встрече Международного форума «Миграция и мир». По этому случаю он объявил, что ответ на вызовы современной миграции нужно давать совместно с политическим сообществом, гражданским обществом и Церковью, и этот ответ должен состоять из четырех взаимосвязанных действий: принимать, защищать, развивать и интегрировать[12].

Секция M&R впоследствии опубликовала уже упоминавшиеся Двадцать пунктов действия, внеся вклад в процесс составления, обсуждения и принятия Global Compacts о мигрантах и беженцах, публикация которых ожидалась в конце 2018 года. Секция провела консультации, выслушав Конференции епископов и католические организации, работающие в этой сфере, и тем самым смогла глубоко осмыслить практику Церкви, сложившуюся за годы в этом секторе.

Двадцать пунктов действия основываются на четырех действиях — принимать, защищать, развивать и интегрировать, — которые поддерживают видение Франциском лучшего и более солидарного подхода к феномену миграции. Таковы были рекомендации Папы к Global Compacts 2018 года:

«Принимать напоминает о необходимости расширять возможности легального приезда в страну, не отталкивать беженцев и мигрантов в те места, где их ожидают гонения и насилие, уравновесить беспокойство за национальную безопасность с защитой фундаментальных человеческих прав. Писание нам напоминает: «Страннолюбия не забывайте, ибо через него некоторые, не зная, оказали гостеприимство ангелам».

Защищать напоминает о долге признавать и беречь неприкосновенное достоинство тех, кто бежит от реальной угрозы в поиске убежища и безопасности, запрещать их эксплуатацию. Особенно я думаю о женщинах и детях, оказывающихся в ситуациях, когда они наиболее подвержены опасностям и насилию, вплоть до того, что попадают в рабство. Бог не дискриминирует: «Господь защищает пришельца, поддерживает сироту и вдову».

Развивать относится к поддержке всестороннего человеческого развития мигрантов и беженцев. Среди многих орудий, которые могут помочь в этой задаче, я желаю подчеркнуть важность обеспечить детям и молодежи доступ ко всем уровням образования: таким образом они не только смогут развить и плодотворно использовать личные способности, но станут в большей мере в состоянии идти навстречу другим, совершенствуя дух диалога вместо закрытости и столкновения. Библия учит, что Бог «любит чужеземца и дает ему хлеб и одежду»; поэтому призывает: «Итак, любите чужеземца, поскольку и вы были странниками в Египте».

Интегрировать, наконец, означает позволить беженцам и мигрантам полноценно участвовать в жизни принимающего их общества, в динамике взаимного обогащения и плодоносного сотрудничества в деле стимулирования всестороннего человеческого развития местных сообществ. Как пишет святой Павел: «Итак, вы больше не чужие и не гости, но соотечественники святым и ближние Бога»[13].

Торговля людьми, внутренние переселенцы и климатические беженцы

Четкое указание в мысли Папы о миграции произошло с его признанием извращенного феномена торговли людьми и необходимостью противостоять этому в контексте миграции. Мигранты особенно подвержены торговле людьми, поскольку бегут в ненадежные условия; часто рискуют жизнью при попытке попасть в страну назначения и боятся депортации. В 2014 году Франциск описывал торговлю людьми как «язву на теле современного человечества, бичевание тела Христова»[14]. В 2018 году он утверждал, что «миграционные маршруты часто используются торговцами людьми и эксплуататорами для привлечения новых жертв»[15].

Но перед глазами у Папы более глубокий феномен, который он выделяет в Апостольском обращении Evangelii gaudium (EG). В нем он говорит о культуре «отбросов», в силу чего человеческое существо считается «объектом потребления», которым можно попользоваться, а затем — выбросить (ср. EG 53). «В наших городах укоренился мафиозный преступный криминал, и руки многих пропитаны кровью по причине удобного, немого соглашательства» (EG 211).

В начале 2015 года Франциск посвятил торговле людьми послание на Всемирный день мира, подчеркивая, что «перед нами явление общемирового масштаба, борьба с которым превосходит возможности какого-то одного общества или страны. Чтобы искоренить его, требуется мобилизация сил, сопоставимых своими размерами с масштабами самого явления»[16]. В 2016 году он призвал искоренить торговлю и контрабанду людьми, поскольку эти новые формы рабства следует считать «преступлениями против человечности»[17].

Две из трех энциклик, написанных Папой Франциском — Laudato si` (LS), опубликована 24 мая 2015 года, и Fratelli tutti (FT), опубликована 3 октября 2020 года, — размышляют о торговле людьми. Кто-то, возможно, удивится, что в Laudato si`, посвященной защите творения и уважения к нему, Папа упоминает о безразличии по отношению к торговле людьми. В своем целостном видении творения Божия Франциск подчеркивает, что заботу о природе нельзя отделять от заботы о человеческой личности: «Очевидна непоследовательность тех, кто борется с торговлей исчезающими видами животных, но при этом совершенно безразличен к торговле людьми, не интересуется бедными или намерен уничтожить другого человека, неприятного ему» (LS 91).

В течение 2018 года Секция M&R организовала две консультации с представителями церковных, исследовательских кругов, профессиональными работниками и экспертами. Шесть месяцев консультации, слушаний, обсуждения и редакторской работы увенчались Пастырскими указаниями по вопросам торговли людьми, одобренными Папой в 2019 году. Документ рассматривает феномен торговли людьми, разбирает ее причины, выявляет важность признания реалий и динамики столь извращенной эксплуатации и для ответа на них предлагает конкретные рекомендации, среди которых — возвращение выживших.

Другая группа забытых лиц — внутренние перемещенные лица (IDP), переселенцы, которые, хотя и не пересекают национальных границ, бегут из собственных домов по тем же причинам, что беженцы: конфликты, гонения, попрание прав человека, нищета, т. д. В конце 2021 года во всем мире насчитывалось 59,1 миллионовперемещенных лиц (например, в Сирии, Венесуэле, Эфиопии и Мьянме)[18].

Аналогично, как в случае с торговлей людьми, Секция M&R консультировалась с церковными представителями и партнерскими организациями и составила Пастырские указания в связи с ситуацией перемещенных лиц, опубликованные в 2020 году. Они предлагают рекомендации и руководящие принципы для служения Церкви внутренним перемещенным лицам, для исполнения на местном уровне, для планирования и конкретного привлечения посредством защиты и диалога.

Послание Папы Франциска на 106-й Всемирный день мигранта и беженца, 27 сентября 2020 года, озаглавлено: «Вынужденные бежать, подобно Иисусу Христу. Принимать, защищать, содействовать и интегрировать внутренних перемещенных лиц». Всемирный день мигранта и беженца посвящен сенсибилизации к положению уязвимых людей, мигрантов и беженцев, к множеству вызовов, которые они должны преодолевать, и тому, чтобы продлить свет на возможности, предлагаемые миграцией.

В 2021 году Франциск привлек международное внимание к трудному положению лиц, переселяющихся из-за климатического кризиса, в 2022 году Секция M&R, обобщая опыт поместных Церквей по всему миру, опубликовала Пастырские указания в связи с ситуацией переселенцев по климатическим причинам.

Беженцы и мигранты в центре взаимосвязанного мира

На протяжении своего понтификата Франциск часто говорил о проблеме мигрантов, не только проявляя глубокое сострадание к ним, но стараясь развивать радикальное видение, способное предоставить перспективу, альтернативную обычной, ставя маргинализованных людей в центр ответа: «Справедливая политика встает на служение личности, всем заинтересованным людям; она предусматривает решения, подходящие для гарантии безопасности, уважения прав и достоинства всех; способна заботиться о благе собственной страны, учитывая благо других стран, во все более взаимосвязанном мире»[19].

Человечество, понимаемое как «семья», и Земля — как «общий дом» — обращают к нам нравственный призыв неустанно заботиться о них, защищать и развивать. Эти темы составляют лейтмотив Апостольского обращения Evangelii gaudium, а также встречаются в энцикликах Laudato si’ и Fratelli tutti.

Открытие заново изначального замысла Божия о мире и человечестве, данного в Иисусе Христе, воплощается в серию конкретных обязательств в сфере экономики, экологии, политики и солидарности. В логике созидания Царствия как процесса, необходимого для того, чтобы оставаться верными изначальному замыслу, в центре должны стоять беженцы и мигранты, вместе с теми, кто менее «полезен» для мира: больными, пожилыми, лицами с ограниченными возможностями. Папа еще раз призывает нас к общей фундаментальной миссии «принимать, защищать, развивать и интегрировать» мигрантов и беженцев. Заботиться о слабом призвано единое человечество, ставя его в центр своего внимания и выбирая лидеров, у которых было бы видение, превосходящее национальные интересы. Единая семья серьезно беспокоится об общем доме, о путях предотвращения миграции, в убежденности, что наш единственный дом нуждается в срочном ремонте и в новой мировой экономике, основанной на справедливости.

Папа Франциск смог передать поместным Церквам свою озабоченность и выйти за пределы католического мира, вдохновляя женщин и мужчин других религий и неверующих, которые в христианском послании заново открыли для себя общие ценности. Одна из них, безусловно, потребность во «встрече», понимаемая как способ корректно связать раздробленный мир, трансформировать этот мир, в котором беженцы невидимы, в примиренный мир, где отношения и общества ставят их в центр.

Именно такое физическое и тесное общение с теми, кто вытеснен на обочину жизни, не только обратит каждого из нас, но, в итоге, подведет политических и социальных лидеров к «лучшему типу политики», как объясняет Франциск в Laudato si’: «Зачастую отсутствует четкое осознание проблем, которые наносят урон, главным образом отверженным. Это большая часть населения планеты, миллиарды людей. Сегодня их упоминают в международных политических и экономических дебатах, но, похоже, чаще всего их трудности воспринимаются как дополнение, как проблема, озвучиваемая вынужденно, занимающая второстепенное место, если их вообще не считают всего лишь каким-то побочным осложнением. Действительно, при принятии конкретных решений бедные зачастую остаются на последнем месте. Это отчасти обусловлено тем фактом, что многие специалисты, обозреватели, средства коммуникации и центры власти находятся далеко от них, в изолированных городских районах, без соприкосновения с тяготами отверженных напрямую. Они живут и размышляют исходя из комфортного развития и качества жизни, недоступных для большинства мирового населения. Отсутствие физического контакта и встречи, чему порой способствует раздробленность наших городов, помогает притупить совесть и игнорировать часть реальности при составлении пристрастных аналитических обзоров. Нередко это совмещается с «зеленой» риторикой. Но сегодня мы не можем не признавать, что подлинно экологический подход всё больше становится подходом социальным, что он должен дополнять дискуссии об окружающей среде справедливостью, чтобы слышать как стенание земли, так и стенание бедных» (LS 49).

Идя навстречу переселенцам, Папа Франциск, как кажется, говорит нам, что те предлагают нам огромную возможность открыть сокрытые частицы человечности и углубить наше понимание сложности этого мира. Именно через мигрантов и беженцев мы призваны встретить Бога и найти правильную модель для наших обществ, которая предложит будущее всем, «даже если нашим глазам трудно его разглядеть»[20].

***

ПРИМЕЧАНИЯ:

[1] Франциск, Посещение Центра Асталли, 10 сентября 2013 года.

[2] Id., Мигранты и беженцы: мужчины и женщины в поиске мира. Послание на LI Всемирный день мира, 1 января 2018 г.

[3] Там же.

[4] Id., Проповедь на Лампедузе, 8 июля 2013 г.

[5] Ivi.

[6] Франциск, Визит к беженцам, Лесбос, 16 апреля 2016 года.

[7] Ivi.

[8] Id., Встреча с общественностью и католической общиной. Воспоминание жертв миграций, Лесбос, 16 апреля 2016 г.

[9] Id., Апостольское послание Humanam progressionem, 17 августа 2016 года.

[10] Id., Речь, обращенная к участникам пленарного заседания Папского совета по пастырству мигрантов и беженцев, 24 мая 2013 г.

[11] Секция M&R, 2017 г.

[12] Франциск, Выступление перед участниками Международного форума «Миграция и мир», 21 февраля 2017 года.

[13] Id., Мигранты и беженцы: мужчины и женщины в поиске мира, cit.

[14] Id., Речь к участникам Международной конференции по торговле людьми, 10 апреля 2014 г.

[15] См. Id., Ангелус, 29 июля 2018 г.

[16] Id., Послание к празднованию XLVIII Всемирного дня мира, 1 января 2015 г.

[17] Cfr Id., Речь к участникам встречи, организованной «Ренате», по проблеме торговли людьми 7 ноября 2016 г.

[18] Данные Internal Displacement Monitoring Centre (IDMC), 2022 г.

[19] Франциск, Проповедь на Святой Мессе для мигрантов, 6 июля 2018 г.

[20] Id., Послание на 106-й Всемирный день мигранта и беженца, 13 мая 2020 г.