Федерико Ломбарди SJ
В ноябре был опубликован объемный отчет по так называемому «делу Маккэррика». Этот документ был анонсирован Папой Франциском в ответ на огромное количество вопросов о том, что же на самом деле было известно в Риме о бывшем кардинале Теодоре Маккэррике — ныне не только исключенном из коллегии кардиналов, но и запрещенном в служении, — в течение всей его весьма продолжительной церковной карьеры. В данной статье в очень сжатой форме представлены основные результаты отчета, а также предложены некоторые размышления по поводу этого приводящего в замешательство дела. Была сделана попытка извлечь важный урок, необходимый для пути обращения и очищения Церкви, ради более эффективной борьбы против сексуального насилия, злоупотребления властью и духовным влиянием.

***

10 ноября был опубликован «Отчет Святого Престола об институциональной осведомленности и процессе принятия решений по делу бывшего кардинала Теодора Эдгара Маккэррика», выпущенный на английском и итальянском языках[1]. Этот документ разрабатывался в течение двух лет Государственным секретариатом по настоянию самого Святейшего Отца Франциска.

Многие задавались вопросом, действительно ли было необходимо предоставлять в открытый доступ такой объемный и детальный документ (447 страниц с 1410 примечаниями), чтение которого не только болезненно, но и довольно затруднительно из-за постоянного повторения фактов, а в некоторых частях и вовсе не рекомендовано лицам, которых подобный материал мог бы травмировать.

Зачем нужен отчет?

Для публикации отчета были весьма веские основания, касающиеся основных вопросов, возникших, когда стало известно о тяжести проступков экс-кардинала. Таким образом, целью отчета стал смелый и правдивый ответ на эти вопросы.

В целом во всей Церкви и в особенности в США случаи сексуальных домогательств всегда вызывали большой резонанс не только по причине тяжести преступления, но и в связи с преступной халатностью и укрывательством со стороны церковных властей, в том числе со стороны представителей высокопоставленных должностей — до такой степени, что речь идет уже о своеобразной «культуре сокрытия». Случай кардинала Маккэррика в связи с исключительной тяжестью из-за его высокого должностного положения обнажил эту проблему с особой ясностью не только в поместной Церкви США, но затронул и сам Святой Престол: Маккэррик в течение многих лет назначался на различные епископские должности и даже был возведен в сан кардинала. Что же было известно в Риме о его проступках на протяжении его церковной карьеры? В этом заключается первый вопрос.

Следует добавить, что 26 августа 2018 года, когда Маккэррик уже был исключен из коллегии кардиналов, но продолжал священническое служение, экс-нунций в США монс. Карло Мария Вигано сделал ряд заявлений, в ответ на которые поднялось значительное общественное возмущение. Эти заявления, помимо всего прочего, звучали в обвинительном тоне и не только призывали к ответственности Папу Франциска, но упоминали также и его предшественника, Папу на покое Бенедикта XVI — именно в связи с делом кардинала Маккэррика и линии, которой римские понтифики придерживались касательно его проступков сексуального характера, имевших место в предыдущие годы.  Что же знали два понтифика и чем они руководствовались в своем отношении к Маккэррику? Так звучит второй вопрос.

Каждый из этих крайне тяжелых вопросов затрагивает доверие к церковным властям в таком важном моменте, как выбор пастырей. Кроме этого, они касаются такого болезненного аспекта, как сексуальные домогательства, в отношении которых Церковь находится в трудном процессе обновления и обращения, и на этом пути правда и прозрачность оказываются решающими аспектами. Поэтому было так необходимо приложить усилия к пониманию того, что же произошло и как получилось, что человек, публично признанный виновным в столь серьезных преступлениях, достиг высот церковной карьеры.

Отчет является, таким образом, результатом тщательного расследования, осуществленного согласно «институциональной осведомленности и процессу принятия решений Святого Престола». Это расследование касалось не только анализа документов (в особенности различных архивов, напрямую связанных с делом: Государственного секретариата и различных римских конгрегаций, нунциатуры США, а также епархий, где жил и нес священническое служение Маккэррик: Нью-Йорк, Метачен, Ньюарк, Вашингтон), но также включало себя данные примерно 90 опросов свидетелей. Результаты приведены в строго хронологическом порядке, согласно разным этапам жизни Маккэррика, начиная с его возведения в сан епископа в 1977 году до обвинения, выдвинутого епархией Нью-Йорка в 2017 году по поводу осуществленного в девяностых годах акта сексуального насилия в отношении несовершеннолетнего.

Это обвинение — первое, которое касалось несовершеннолетнего, — было своевременно расследовано и признано обоснованным. Это привело к исключению Маккэррика из коллегии кардиналов в июле 2018 года и открытию Конгрегацией доктрины веры канонического судебного процесса, в ходе которого были получены другие отягчающие свидетельства, и который завершился в начале 2019 года декретом о запрещении Маккэррика в священническом служении как «виновного в подстрекательствах в ходе таинства исповеди и в грехах против шестой заповеди в отношении несовершеннолетних и взрослых с отягчающим обстоятельством в виде злоупотребления властью» (стр. 435). Но, как объясняется, акты этого судебного процесса не являются объектом расследования отчета, который уделяет основное внимание предшествующему периоду.

Результаты отчета

В сжатой форме, с отсылками к тексту самого отчета для более полной информации, основные результаты можно свести к следующим.

Было произведено расследование по каждому епископскому назначению. По случаю возведения монс. Маккэррика в сан вспомогательного епископа Нью-Йорка, произведенного в 1977 году Папой Павлом VI, никто из опрошенных не засвидетельствовал, «что видел или слышал о случаях несоответствующего поведения Маккэррика в отношении взрослых или несовершеннолетних» (п. 5). По случаю последующих назначений — епископом Метачена (1981) и епископом Ньюарка (1986) — Маккэррик был удостоен всяческих похвал и «не имелось никаких достоверных фактов, свидетельствующих о каких-либо проступках с его стороны» (п. 5).

Тем не менее его назначение на должность архиепископа Вашингтона, утвержденное Иоанном Павлом II в 2000 году, прошло не так гладко. В то же самое время начали возникать слухи касательно весьма неосмотрительного поведения Маккэррика с молодыми мужчинами и семинаристами, обвинение в гомосексуальной активности в отношении двух священников, а также было получено анонимное письмо с обвинением в педофилии. Поэтому возникли сомнения в целесообразности визита Папы Иоанна Павла II в Ньюарк в ходе его поездки в США в 1995 году, но в дальнейшем эти сомнения были преодолены. Впоследствии кардинал О’Коннор, архиепископ Нью-Йорка, хоть и не мог открыто заявить о составе на тот момент сомнительных обвинений, высказался отрицательно в отношении повышения Маккэррика до кардинала в Чикаго и Нью-Йорке, и это мнение в первое время разделяли конгрегация епископов и Папа.

Расследование, проведенное апостольским нунцием в Вашингтоне при участии четырех американских епископов, считавшихся хорошо информированными о ситуации, подтвердило опасения о ненадлежащем поведении Маккэррика, но не привело к окончательным результатам (в отчете ясно говорится, что, по известным сегодня данным, «трое из четырех опрошенных предоставили Святому Престолу недостоверную и неполную информацию»). Маккэррик, уведомленный о выдвинутых против него обвинениях, написал письмо личному секретарю Папы монс. Дзивишу, в котором яро отстаивал свою невиновность. Опираясь на ряд авторитетных мнений, Иоанн Павел II, лично знавший и уважавший Маккэррика, пришел к положительному решению касательно его назначения архиепископом Вашингтона и некоторое время спустя одобрил его вступление в коллегию кардиналов.

Во время понтификата Бенедикта XVI поначалу не происходило никаких изменений, поэтому в 2005 году по достижению Маккэрриком 75 лет его архиепископский мандат был продлен еще на два года. Тем не менее в конце того же года были получены новые подробности по одному из уже известных ранее обвинений о некорректном поведении Маккэррика в отношении совершеннолетнего, в результате чего в 2006 году ему было предложено снять с себя полномочия. Беспокойство по поводу возможного возникновения старых обвинений привело к возобновлению расследований и сомнений касательно Маккэррика, но поскольку речь шла о недоказанных обвинениях в очень давних проступках, не затрагивавших несовершеннолетних, и в отношении кардинала, уже смещенного с должности, Папа Бенедикт не посчитал необходимым открывать канонический судебный процесс. Он принял решение положиться на ответственность самого Маккэррика, рекомендовав ему через префекта конгрегации епископов кардинала Ре вести более смиренный и уединенный образ жизни — рекомендовав, но не обязав[2].

В действительности же такого не произошло. Маккэррик продолжил свою активную жизнь, включавшую многочисленные поездки, доклады и публичные выступления, о которых были осведомлены нунции и римские власти. Кроме того, покойный нунций Самби открыто признавал, что Маккэррик был «неспособен» к более уединенной жизни. Таким было положение дел как в течение вашингтонского мандата нунция Вигано, так и в первые годы понтификата Папы Франциска, который придерживался в отношении Маккэррика линии своего предшественника.  Так продолжалось до того, как было выдвинуто обвинение против Маккэррика, касавшееся несовершеннолетнего, что стало отправной точкой для своевременного и решительного вмешательства со стороны Папы.

Как это стало возможным?

Необходимо однозначно признать, что Маккэррик в действительности являлся человеком незаурядных качеств: он обладал острым умом, огромной работоспособностью, организационным, управленческим и дипломатическим талантом, даром построения доверительных отношений с людьми любого социального уровня, в том числе высокого; он имел широкий круг интересов и занятий, превосходно знал несколько языков, умел поддержать беседу, неутомимо предпринимал любые необходимые поездки и т.д. С церковной точки зрения к списку его достоинств можно добавить основательное образование в области доктринологии, широкую пастырскую активность, внимательное отношение к православию и хорошие взаимоотношения с Римом. В целом практически никто из тех, кто знал его лично, не удивлялся его успехам, а также доверию и глубокому уважению, которыми он пользовался. В отчете приводятся авторитетные и искренние хвалебные отзывы, которых удостаивался Маккэррик. Он являлся членом большого количества комиссий конференции епископов США, был вовлечен в построение отношений высокого уровня в области экуменизма, а также в установление диалога с представителями иудаизма и других религий.

Число его поездок в разные страны — точный список приведен в отчете — кажется невероятным. Он часто отправлялся в регионы, которые нуждались в гуманитарной помощи или были особенно важны для Церкви; зачастую эти поездки были весьма рискованными и лишенными комфорта, и лишь немногие американские церковнослужители соглашались на подобные путешествия.  Многие из этих поездок, даже не являясь с формальной точки зрения дипломатическими визитами, оказывались возможностью получить необходимую информацию или обзавестись новыми полезными для Церкви контактами, о чем Маккэррик регулярно информировал в подробных письмах римские власти и даже самого Папу. Кроме того, заслуживает особого внимания его удивительная способность находить финансирование и распределять его ради нужд Церкви или удовлетворения гуманитарных потребностей нуждающихся регионов (стоит вспомнить хотя бы о его роли в основании и работе фонда Papal Foundation), что безусловно приводило к расширению его сети контактов, возрастанию его влиятельности и благодарности по отношению к нему. Впрочем, в отчете уточняется, что не было ни единого повода думать, что вся эта деятельность Маккэррика была направлена на преследование его личных интересов. В действительности Маккэррик никогда не просил ни вознаграждения со стороны епархии, которой управлял, ни пенсии после своей отставки с должности архиепископа. Можно заключить, что привязанность к материальным благам отнюдь не являлась его слабой стороной.

Все это следует вспомнить не только потому, что было бы несправедливым отрицать все благо, которое он сделал, но также для того, чтобы понять, насколько трудно было заметить и здраво оценить негативную сторону его личности, приведшую в итоге к столь драматичным последствиям. Гораздо легче было поверить, что обвинения были лишь клеветой, порожденной завистью к его успешной и активной деятельности, и отнюдь не свидетельствовали о действительных и серьезных пороках его личности. В частности в том, что касается Иоанна Павла II, несмотря на крайне малое количество данных, отчет приводит свидетельства о личном опыте Папы, пережитом в Польше, где коммунистический режим зачастую использовал ложные обвинения, чтобы дискредитировать священников и прелатов. Это помогает лучше понять решение Папы касательно вашингтонского назначения Маккэррика.

Кроме того, как подмечено в отчете, даже независимая пресса не смогла собрать достоверных свидетельств для обоснования выдвинутых против Маккэррика обвинений, несмотря на проведенное в 2002 году тщательное расследование в епархии Бостона по делу кардинала Бернарда Лоу о сокрытых случаях сексуального насилия  в отношении несовершеннолетних. В то время уже ходили слухи касательно кардинала Маккэррика, но никто из опрошенных не смог высказаться перед журналистами открыто и недвусмысленно, вследствие чего о деле забыли. Известный ватиканист Джон Аллен выдвинул предположение, что влиятельность Маккэррика и его хорошие отношения с прессой как с новостным источником могли сыграть свою роль в его пользу (ср. стр. 221 и далее).

В то же время представляется необходимым обратить внимание нa факт, отмеченный в отчете, но до сих пор остававшийся в тени: честолюбие Маккэррика. В отчете докладывается, что по случаю его епископского назначения в Метачене (1981) были высказаны очень положительные мнения, «беспокойство возникало исключительно в отношении „его очевидного честолюбия, явно потешенного продвижением по церковной карьерной лестнице”. Тройка кандидатов[3] на должность епископа отмечала, что честолюбие Маккэррика было заметно еще в 1968 году, когда его кандидатура была выдвинута впервые, но „опрошенные свидетели, отметившие в нем такую черту, вовсе не изменили своего голоса в пользу его кандидатуры: в частности один из них написал апостольскому делегату, что было бы ошибкой исключить  Маккэррика только по причине этого недостатка”» (стр. 27 и далее). Впрочем хочется отметить, что вопрос не являлся таким уж незначительным и второстепенным. Быть может, именно письмо, в котором Маккэррик торжественно заявляет о собственной невиновности в отношении критики в свой адрес по случаю своего вашингтонского назначения (или другой кардинальской должности), является ключевым моментом всего дела и плодом честолюбивого стремления Маккэррика во что бы то ни стало достичь карьерных высот? И, позднее, не является ли его очевидная неспособность последовать совету о «жизни в молитве и смиренном уединении» после отставки с должности архиепископа следствием его бесспорной потребности постоянно находиться в центре внимания?  

Можно также отметить, что со своими несомненными способностями и постоянной занятостью Маккэррик попал, как и желал, в «круг влиятельных людей», внутри которого развивается ощущение принадлежности, мешающее впоследствии свободному и объективному взгляду, необходимому для ответа на сложные, неприятные или неловкие вопросы. Кажется, в эти сети попал не только сам Маккэррик, но в них оказались вовлечены — возможно, путем обмана — и те, кто находился с ним в контакте.

В деликатном процессе назначения на высокие должности — например, епископские, но не только, — представляется необходимым уделять большое внимание не только тем наклонностям в поведении, которые объективно опасны или могут показаться двусмысленными в сексуальной сфере, но и склонность к честолюбию. Честолюбие, как видно, может испортить любые другие стороны морального облика и корректного использования собственного положения.

Некоторые уроки

Очевидно, что основное внимание в отчете уделялось данным о сексуальных проступках Маккэррика, которые, к сожалению, в течение долгих лет были в основном анонимными, не привязанными к конкретным обстоятельствам, неполными и, как казалось, сомнительной достоверности. В различных случаях, впрочем, эти данные были очевидно недооценены или просто сокрыты, что помешало их использованию на высших уровнях расследования.

Анонимность ряда обвинений, которые впоследствии окажутся обоснованными — в частности первое обвинение, поступившее от матери, обеспокоенной за своих детей[4], — аспект, заслуживающий тщательного осмысления. Хоть и справедливо требовать, чтобы любое обвинение было выдвинуто со всей полагающейся ответственностью, нельзя отрицать, что иногда это представляется крайне трудным, если не невозможным: мало кто может оказаться достаточно храбрым, чтобы обвинить в серьезных преступлениях высокопоставленных людей, обладающих гораздо более сильной властью и влиянием по сравнению с обвинителем, что питает обоснованный страх последнего стать жертвой ответных мер по отношению к себе, или же что обвинению попросту не поверят. Очевидно, именно это и имело место в деле Маккэррика.

Именно поэтому новое и долгожданное руководство по случаям сексуального насилия, опубликованное Конгрегацией по доктрине веры, в своей первой версии от 16 июля минувшего года призывает не отбрасывать анонимные жалобы и обвинения, но всякий раз проверять, не содержат ли они в себе правдивых элементов[5].

Другие проблемы были крайне недооценены, такие, как неосторожное и неблагоразумное поведение в отношении семинаристов и молодых совершеннолетних[6]. Факт того, что не было совершено откровенных сексуальных актов и не были вовлечены несовершеннолетние, недостаточен для того, чтобы оправдать длительное невнимание, которому, вероятно, способствовал двусмысленный культурный климат касательно взаимоотношения полов в целом и гомосексуальных взаимоотношений в частности. В том числе и в этой связи положение архиепископа по сравнению с простыми семинаристами или молодыми священниками значительно отягощало преступления и в то же время затрудняло их разоблачение. Вполне вероятно, что имело место злоупотребление властью и положением. Необходимо также добавить, что было крайне наивно и безосновательно верить, что в таких настолько часто повторяющихся эпизодах «неблагоразумного поведения» дело не доходило до сексуальных отношений или до вовлечения несовершеннолетних.

Поэтому нормы, закрепленные в недавнем Motu proprio Папы Vos estis lux mundi, с мая 2016 года настаивают на необходимости своевременного заявления со стороны всех церковнослужителей или монашествующих, даже если дело касается лиц высокого клерикального статуса и даже если речь идет о сексуальных домогательствах исключительно в отношении совершеннолетних. Помимо этого говорится о необходимости создания во всех епархиях структур, позволяющих всем (не только церковнослужителям) безопасно представлять свои жалобы или обвинения[7].

Страх скандала производит сильнейшее негативное давление как на тех, кто должен бы проинформировать о преступлениях, так и на тех, кому надлежит принять соответствующие решения о реагировании на такие заявления. Это тоже вполне понятно. Часто ради осторожности или превратно понимаемой доброжелательности в отношении обвиняемого жертвы или свидетеля предпочитают преуменьшить значимость происходящего, умолчать или просто подождать в надежде, что проблема не возникнет снова. Это тоже имело место в деле Маккэррика. В отчете описывается очевидное смущение и неудобство тех, кто, даже занимая ответственные должности, не знал, как отреагировать на поступившие обвинения, и в том числе по этой причине зачастую предпочитал просто проигнорировать их или передать на высшие уровни лишь неполную и неточную информацию. Но, как известно, последствия такого небрежения оказались настолько тяжелы, что сегодня в свете печального опыта и возросшей осознанности мы научились считать их непростительными и даже преступными.

Поэтому это Руководство является необходимым инструментом, с помощью которого епископы и другие ответственные лица могут яснее понять, как реагировать на случаи злоупотребления положением или насилия, и поэтому недавнее законодательство обязывает докладывать не только о случаях совершенного насилия, но и об укрывательстве со стороны церковных должностных лиц, что также следует считать крайне тяжелыми проступками[8].

По мере продвижения Маккэррика по карьерной лестнице и достижения им все более высоких церковных должностей также возрастал и риск скандала, а уходящее время делало все более сложным, если не невозможным, принятие соответствующих мер. В конце концов только благодаря смелости одной из жертв, подавшей подробную жалобу, стало возможным рассмотреть вопрос во всей его тяжести, принимая во внимание и другие тяжелейшие свидетельства. Стало ясно, насколько огромными были размеры трагедии, которая все это время оставалась в тени, но на самом деле включала в себя не только сексуальное насилие и злоупотребление властью, но и злоупотребление духовным влиянием во время совершения таинства исповеди. 

Некоторые заключительные размышления

Смелость жертв, сыгравшая, как стоит признать, решающую роль в раскрытии преступлений Маккэррика, должна быть дополнена такой же смелостью представителей должностных лиц Церкви, которые, как несколько раз отмечал Папа Франциск, должны чувствовать поддержку и солидарность со стороны всей церковной общины в нелегком деле борьбы против злоупотреблений любого рода.

Отчет по делу Маккэррика стал очередным шагом в долгом пути Церкви к осознанию и очищению в отношении преступлений сексуального характера и страданий, к которым они привели. Это путь, который постоянно открывает новые перспективы, теперь принимает во внимание не только несовершеннолетних, но и других уязвимых лиц; не только сексуальное насилие, но и его взаимосвязь со злоупотреблением духовным влиянием и властью. Представленный отчет — это, по сути, акт смелости и смирения. Он показывает, что испытание совести Церкви вовлекает самые высокие ее уровни, и в этом процессе Церковь учится не бояться правды; она не ограничивается разговорами об accountability (ответственности — прим. ред.), но действительно пытается осознать все совершенные ошибки и их причины, даже если это сложно и болезненно. В то же время, как было объяснено, это учит Церковь внимательнее относиться к существующим нормам и постоянно совершенствовать их, чтобы возникновение скандалов и преступлений такой тяжести становилось как можно затруднительнее.

Но, к сожалению, всегда остается риск, что эти преступления все равно будут совершаться: на этой земле мы постоянно имеем дело со злом и с грехом. Ещё тысячелетие назад, в 1051 году, святой Пьер Дамиани в своем труде Liber Gomorrhianus яро высказывался против язвы аморального поведения среди пастырей Церкви. Он пылко осуждал не только распространенный гомосексуализм, но и преступное молчание настоятелей по отношению к недостойным священнослужителям своих общин, и призывал к принятию решительных мер[9].

В последние годы разразился целый ряд драматичных скандалов касательно случаев сексуального насилия. Самые нашумевшие из них связаны с такими церковнослужителями, как Марсиаль Масьель, Фернандо Карадима и Теодор Маккэррик, но, к сожалению, их список может быть дополнен множеством других имен, что позволяет осознать, насколько тяжела и болезненна борьба против этого зла. Действительность превосходит наше воображение. Есть «тайна беззакония», с которой мы должны считаться со всей моральной и духовной силой, не уступая перед трудностями и уповая на Бога, на Его благость и милосердие.

В заключение, размышляя над противоречивой фигурой Маккэррика, хочется привести несколько строк из письма, написанного им в 2016 году кардиналу Паролину, в котором Маккэррик говорит о своей предстоящей поездке ради установления диалога с мусульманами: «Шииты любезно указали, что желали бы моего присутствия на этих встречах. Я не уверен, означает ли это, что они действительно считают мое присутствие полезным или же просто думают, что я люблю посещать любые встречи. Боюсь, что вернее второе, и поэтому я спешу раз и навсегда внести ясность и уверить Ваше Преосвященство, что когда бы Вы ни решили, что я должен уединиться и молиться за спасение моей души вместо того, чтобы разъезжать по всему миру, то я безусловно подчинюсь таким указаниям с Вашей стороны» (п. 428). Теперь, когда Маккэррик на самом деле прекратил «разъезжать по всему миру», стоит действительно не только извлечь тяжелый урок из его истории, но и молиться вместе с ним за спасение наших душ.

***

ПРИМЕЧАНИЯ

[1] www.vatican.va/resources/resources_rapporto-card-mccarrick_­20201110_it.pdf (полный текст отчета). В краткой форме отчет представлен в обзоре A. Tornielli, Il Rapporto su McCarrick, pagina dolorosa da cui la Chiesa impara (Отчет по делу Маккэррика – болезненные страницы, по которым учится Церковь), в Vatican News от 10 ноября 2020. Цитирования в тексте статьи представлены в соответствии с нумерацией страниц в оригинале на итальянском языке.

[2] В разделах, посвященных этому периоду, отчет предоставляет точную и детальную документацию касательно деятельности и положения монс. Вигано — вначале в качестве члена Государственного секретариата Ватикана, а затем апостольского нунция в Вашингтоне — в ответ на его известные и много раз оспариваемые публичные заявления, сделанные в августе 2018 года. 

[3] По случаю назначений на должность епископа подготавливается тройка кандидатов на основании собранной нунцием информации. Эти три кандидатуры представляются на рассмотрение соответствующей конгрегации — в данном случае епископской — и в дальнейшем на рассмотрение самого Папы.

[4] Касательно этого анонимного обвинения, полученного в середине восьмидесятых годов, ни в одном из архивов документации оно найдено не было, но его автор, мать пострадавших детей, детально выступила на судебном процессе, и ее свидетельство пролило свет на многие случаи домогательств со стороны Маккэррика, равно как на коварство преступлений и сложность их разоблачения (ср. стр. 37-47).  

[5] Cр. Конгрегация по доктрине веры, Vademecum su alcuni punti di procedura nel trattamento dei casi di abuso sessuale di minori commessi da chierici (Руководство по отдельным пунктам делопроизводства по случаям сексуальных домогательств со стороны священнослужителей в отношении несовершеннолетних), п.11. Полный текст доступен по ссылке www.vatican.va/roman_curia/congregations/cfaith/documents/rc_con_cfaith_doc_20200716_vademecum-casi-abuso_it.html/ Данное руководство является важным пособием, подготовленным Конгрегацией по доктрине веры не в качестве дополнительного нормативного документа, но как вспомогательное пособие для епископов, ответственных клерикальных лиц и правозащитников по случаям сексуальных домогательств со стороны священнослужителей в отношении несовершеннолетних. Выпуск руководства был анонсирован по случаю Международной встречи по злоупотреблениям в Церкви, созванной Папой Франциском в феврале 2019 года. Речь идет о документе, который предстоит многократно дополнять в свете опыта и новых норм, которые будут приняты в этой сфере.

[6] Речь шла, в частности, об использовании одной и той же кровати в случаях выездов за город или других поездок.

[7] Ср.  F. Lombardi, Protezione dei minori. I passi avanti del Papa dopo l’Incontro di febbraio 2019 (Защита несовершеннолетних. Шаги, сделанные Папой после встречи в феврале 2019 года), в Civ. Catt. 2020 I 155-166.

[8] В этой связи см. Motu proprio Vos estis lux mundi, уже цитированный выше, и предшествующий ему Come una madre amorevole (Подобно любящей матери), опубликованный в 2016 году.

[9] Cp. PATROLOGIA LATINA (MIGNE, CXLV, тома 159-190). Один из обвинителей Маккэррика, упомянутый в отчете, приводил в пример этот впечатляющий опус святого реформатора Средневековья.